КХЛ мочит стриминговую платформу GoodGame: требовали 10 миллионов рублей за 9 минут трансляции и 40 зрителей
Континентальная Хоккейная Лига начала судебное разбирательство со стриминговой платформой GoodGame после того, как один из пользователей показал несколько минут трансляции приобретенной им трансляции КХЛ. Суд частично удовлетворил иск Лиги и потребовал от GG выплаты 300 тысяч рублей.
Основатель и владелец стриминговой платформы GoodGame Михаил «Miker» Мирчук не собирается платить и уже подал апелляцию — иначе нет никакой гарантии, что ситуация не повторится и сайт не закроют.
Так что случилось?
Михаил «Miker» Мирчук
Вечером 28 марта недавно зарегистрированный пользователь GoodGame запустил два стрима со спортивными трансляциями, принадлежащими КХЛ. В тот же день владельцы GoodGame получили письмо от ООО «КХЛ Маркетинг» с требованием остановить трансляции. Администрация отреагировала молниеносно: спустя всего 9 минут после получения письма оба канала уже убрали.
• За это время обе трансляции суммарно посмотрело 40 человек, включая истца, стримера и модераторов. В доказательство этого GoodGame приводит скриншот Яндекс.Метрики.
• Несмотря на то что администрация практически немедленно среагировала на полученную жалобу, на следующий день КХЛ подала иск в Мосгорсуд с требованием прекратить трансляции, а также взыскать по 5 млн. рублей (максимально возможная по закону сумма) за два факта нарушения и оплатить другие расходы. Всего Лига потребовала выплатить 10 458 200 рублей.
• GoodGame узнали об иске только 10 апреля, а за день до этого к ним пришло письмо от Роскомнадзора. Владельцы платформы сообщили, что трансляции прекращены.
• Это первый судебный процесс в жизни Михаила Мирчука и за 11 с половиной лет существования GoodGame.
• GoodGame специализируется на игровых трансляциях, но в стримах есть раздел «под галочкой», в котором допускаются трансляции другого контента. В случае если какой-то правообладатель подает жалобу на такую трансляцию, она блокируется, а с начавшим ее пользователем проводится «разъяснительная беседа».
Как вели себя истец и нарушивший авторское право пользователь
главная страница сайта goodgame.ru
• Выяснилось, что у запустившего трансляцию пользователя была пара аккаунтов на сайте. Администрация смогла узнать его личные данные по содержащему фамилию email-адресу и ходатайствовала о привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица, но ходатайство было отклонено.
• GoodGame пообещали активнее модерировать свои каналы и предложили разрешить ситуацию без суда, но представители «КХЛ Маркетинг» отказались вести личный диалог.
Кроме того, представители Лиги постоянно давили на владельцев GoodGame и склоняли их к выплате огромной суммы во избежание суда. У администрации платформы сложилось впечатление, что возможность получить легкие деньги интересует организацию больше, чем сам факт нарушения авторского права. Согласно судебной практике, есть около полутора десятка похожих дел с участием «КХЛ Маркетинг» и среди них — ни одного оправдательного. 12 удовлетворены полностью и 4 — частично.
Хоть какой-то отпор подобным искам могут дать корпоративные гиганты. Так, Михаил Мирчук узнал, что похожий иск подавали и против платформы Twitch, где было три аналогичных канала с 60 тысячами просмотров. Ответчика там представляли адвокаты корпорации Amazon, а 2 июля 2019 года дело прекратили по мировому соглашению. Владельца GoodGame эта история удручает: «У их адвокатов совершенно другие ресурсы».
«КХЛ Маркетинг» вели себя нетактично. Они присылали без запросов судебную практику, типа, «посмотрите, вы точно не выиграете». Прислали информацию о том, что «вам судья меньше 500 тысяч не назначит никак». Торговались по деньгам, говорили: «вот, если в этом месяце успеете заплатить 1,5 миллиона, то нормально, а вот дальше уже будет сложно», — Михаил Мирчук.
Как проходил судебный процесс
Ответчика, то есть GoodGame, представлял один из давних пользователей сайта, оказавшийся адвокатом. Он выстроил защиту на том, что стримы являются пользовательским контентом, выходят в прямом эфире и не могут быть заранее отфильтрованы. Сайт тут выступает лишь информационным посредником. Истец же делал упор на то, что у GoodGame есть лицензия СМИ, а значит, администрация отвечает за весь контент на сайте. GoodGame отказалась от статуса СМИ, но в решении суда оказалось, что это не играло большой роли.
• Адвокат КХЛ сообщил о том, что раньше подобные иски направляли самим пользователям. Однако из-за того что «КХЛ Маркетинг» обычно не может узнать их личные данные, а также такие ответчики не могут заплатить достаточно денег, компания переключилась на сами платформы.
• Мирчук предоставил суду скриншоты правил пользования сайтом от 2016 года, в котором пользователям запрещается вести трансляцию реальных видов спорта, нарушать законодательство РФ и авторские права третьих лиц. Эти материалы суд проигнорировал.
• Одним из аргументов в пользу вины GoodGame впоследствии было отсутствие скриншотов, подтверждающих, что нарушившие закон трансляции не были доступны на сайте на момент суда. Другими словами — GoodGame не задокументировал, что удаленные страницы все еще удалены.
• У Майкера сложилось приятное впечатление о судье: «Сам судебный процесс шел около полутора часов. Судья дал высказаться, казалось, вникал в суть дела и задавал правильные вопросы».
• В итоге GoodGame проиграл дело — суд частично удовлетворил иск Лиги и потребовал выплаты 300 тысяч рублей. По сути, стриминговой платформе повезло, их дело оказалось среди немногих, которые КХЛ не выиграла полностью.
Как GoodGame отреагировали на произошедшее
• Подали апелляцию, в которой несколько страниц перечисляются нарушения, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела.
• Теперь при создании трансляции GoodGame требует от пользователей больше личных данных, в частности подтверждения номера телефона.
• Администрация рассматривала возможность объявления банкротства и ликвидации юридического лица, чтобы избежать необходимости выплачивать сумму КХЛ. Однако они быстро пришли к выводу, что это не поможет — домен сайта останется прежним, и в случае повторного иска его просто заблокируют.
Miker убежден, что «угроза все еще присутствует» и даже в случае выплаты установленной суммы нет никакой гарантии, что это не повторится снова. Больше всего основателя платформы пугает то, насколько просто запустить похожий процесс. Случайному человеку достаточно зарегистрироваться на сайте, запустить трансляцию за несколько минут и сделать скриншот — после этого уже можно идти в суд, где дело, скорее всего, решится не в пользу GoodGame или любого другого ресурса, где размещен плеер пользовательской трансляции.
Посыл, который хочет донести до всех Мирчук: вне зависимости от того, чем закончится конкретно это дело, GoodGame и другие похожие ресурсы остаются под угрозой. Ничто не мешает корпорациям вроде КХЛ злоупотреблять законодательством даже несмотря на максимально оперативную реакцию администраторов сайта на поступившую жалобу. Вероятно, что-то изменить глобально можно только в том случае, если ситуация получит широкую огласку и дойдет до Верховного суда.
Как отреагировали пользователи
«Так может КХЛ Маркетинг в доле со стримером? Если они нашли трансляцию за пару минут и на стриме было два человека — автор стрима и адвокат КХЛ М?)».
«А вот и зря, что не стали оглашать, вон Баженов обнародовал и от него отстали сами, а надеяться на правосудие в России это глупость».
«Миша, это называется рэкет. Просто новые его формы. В 90-ых к тебе бы завалились ребятки. Сейчас это приняло вот такую форму — через срастание с властью».
«Держитесь. История — жесть. Из практического, на будущее, до каждой буквы прошуршите закон об авторских правах. Например, в Украине у нас есть уловка: флопнутое изображение считается новым изображением. Иными словами, если стримить изображение в зеркальном формате, то это изображение перестает быть объектом авторского права. А вообще Ваш лютый косяк в том, что вы хотели решить это по-тихому. К сожалению, мы в Украине такое проходили: по-тихому только один вариант — тебя ставят раком. Извините за такое выражение, но это никак по-другому более культурно не назвать. Собирайте на все суды максимально поддержку и выходите с этим кейсом в публичное поле. Обращайтесь, не стесняйтесь, в независимые редакции. На лицо огромная несправедливость и поддержка огромного количества народа, к сожалению, более действенная вещь, чем такие формальности, как закон. но иметь надо ввиду, что если Вы хотите справедливости, то это может быть очень опасно. В любом случае желаю Вам найти выход из ситуации и остаться на плаву. Удачи».
«Российская реальность, никому ничего не надо развивать, им нужно как можно больше выжать денег, Михаил крепитесь, ГГ живи!».
«Еще не зарепостил новость – зарепости. Зарепостил – скинь ссылку в паблик, блогеру, представителю СМИ, медийному человеку или политику. Спасать горящий дом – дело рук жителей дома. 01 в этой стране не отвечает».
«Это развод и афера, скорее всего чувак, что рестримил засланный казачок. Мошенничество чистой воды!».
***
Мирчук долго советовался с адвокатом и другими администраторами о необходимости сделать произошедшее публичным. Он пришел к выводу, что иначе не получится — проблема слишком серьезная и, хотя Miker подал апелляцию, он не знает, как решить эту ситуацию. Сейчас он хочет не только получить экспертное мнение компетентных людей, но и привлечь внимание других ресурсов: «СМИ или не СМИ — не важно». Ведь глядя на иски «КХЛ Маркетинг» становится очевидно, что достаточно одного пользовательского плеера на сайте, чтобы засудить целый сайт и почти гарантированно получить огромную денежную выплату.
Cyber.sports.ru обратился к «КХЛ Маркетинг» за комментариями, но пока не получил ответа.