Женский киберспорт в Dota 2: быть или не быть?

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

В современном мире компьютерные игры все больше захватывают умы людей. Индустрия с каждым годом развивается и пополняется новыми игроками. Очевидно, что в подобной обстановке люди, вечно жаждущие новых вызовов и соревнований, находят их и в сфере компьютерных игр. В противовес (а, может, в дополнение?) к классическому спорту, на сцену выходит Киберспорт, предоставляя всем желающим искомую арену для сражений. Однако Киберспорт, как явление в масштабах истории довольно молодое, преимущественно вобрал в себя мужскую аудиторию: все основные команды — исключительно мужские. Почему же ситуация сложилась именно так, что женщины в киберспорте — явление довольно редкое? Давайте попробуем в этом разобраться на примере нашей любимой Dota 2, не забывая, конечно, рассматривать вещи и в разрезе других популярных киберспортивных дисциплин.

Не играми едиными

Киберспорт — обширное понятие. В него входят не только игроки, команды и турниры, но и большое количество других профессий. Кастеры, аналитики, ведущие, журналисты, тренера, психологи, менеджеры и так далее. И хотя про женщин-игроков в Dota 2 слышал мало кто (особенно — про профессиональных женщин-игроков), в других отраслях они «прижились» вполне комфортно.

Загружаю...

Например, ни одна из основных студий освещения турниров, как русскоязычная, так и англоязычная, не обходится без женщины (а то и нескольких) в своем составе. В RuHub работают Eiritel и Mila, комментирующие игры. В Starladder — Tonya, ведущая студии аналитики и интервьюер. В англоязычной студии такие же функции выполняет Sheever, а в китайскоговорящей работают пять девушек на разных должностях: ams, Cold, Miao, XiaoFeiJi и ChenYa.

Если говорить про более приближенные к командам профессии (менеджер, тренер и психолог), то тут тоже есть где развернуться. Kips тренировала три разные команды (Complexity Gaming, TNC Predator и Vega Squadron), при этом, по большей части, выполняя роль именно психолога. Kellymilkies является директором по стратегии команды Allience, а Мария Гунина, например – менеджером команды Winstrike.

Существует еще много примеров занятости женщин в работе, связанной с киберспортом: ведущая турниров Мария Ермолина, штатный репортер Natus Vincere — b2ru и так далее, но все они достаточно далеки от самой игры и соревнований.

А что по игрокам?

Если с девушками в смежных профессиях все еще более-менее хорошо, то именно с девушками-игроками — совсем нет. В Dota 2 практически не существует как женских команд, так и условий для их появления. Какова же нынешняя ситуация с женской Dota 2 сценой? 

Отсутствие профессиональных команд. Да, из нескольких десятков так или иначе существовавших женских команд по Dota 2 ни одну нельзя назвать профессиональной. Даже если учесть, что некоторые из них были подписаны крупными организациями (например, Natus Vincere Ladies или Ladies), никакой серьезной поддержки и продвижения они не получали. Так, обе представленные выше команды сыграли только на одном турнире за всю свою историю — CGAMES Dota 2 Female Cup.

Загружаю...

Отсутствие поддержки от организаций. Как уже было сказано выше, серьезные организации не оказывают необходимого внимания женским командам. За время существования Dota 2 было несколько попыток развить женские соревнования: проведение нескольких турниров в СНГ и создание игровых лиг в Азии, но все они не увенчались успехом (попытка в СНГ, например, началась и закончилась в 2013 году, без каких-либо результатов).

Список участников одного из самых крупных женских турниров по Dota 2. Ничего не замечаете? Ни одной серьещной или известной организации тут нет.

Отсутствие турниров. У тех девушек, которые играют в Dota 2 на серьезном уровне и хотят как-то проявить себя, просто нет шансов этого сделать. Для женщин проходит единственная серия турниров — Rainha de Copas (участники которой представлены на картинке выше), а призовой фонд этих соревнований не превышают 300 долларов США. Интересный факт — сайт организаторов турнира создан через бесплатный конструктор Wix, о чем нам постоянно сообщают при переходе на страницу.

Отсутствие заинтересованности. Описанное выше положение вещей вполне обоснованно очень низким интересом к женским соревнованиям со стороны публики. Примечательно, что уже упомянутый LAN — CGAMES Dota 2 Female Cup, проходил в компьютерном клубе, и даже при свободной регистрации участников в нем приняли участие всего пять команд (одна из которых была представлена самим клубом).

Загружаю...

Посмотрите на репортаж Sheever с Rainha de Copas. В зале, рассчитанном на несколько десятков человек, как минимум треть мест пустуют.

 

Отсутствие игровых лиг. Да, у девушек-дотеров нет даже игровых лиг типа Faceit. Конечно, тот же Faceit не ставит гендерных ограничений игрокам, но речь идет про чисто женскую среду для соревнований. Единственная женская лига, про которую, возможно, вы когда-то слышали — FSL, была создана в 2013 году (как раз в том единственном году, когда была предпринята попытка развития женской профессиональной сцены в в Dota 2). За время своего существования FSL провела 6 турниров без призового фонда и закончила свою активную деятельность год назад. 

Отсутствие смешанных команд. Регламент проведения турниров от Valve не ограничивает команды по гендерному признаку. Это значит, что потенциально в любой команде может выступать девушка (или несколько). Однако за всю историю Dota 2 существовала только дна смешанная команда, которая выступала на профессиональной сцене — Newbee Boss. В 2017 году за нее выступала Axx, известная в Китае своей игрой, но команда распалась после плохого результата на двух отборочных к мейджорам, а про саму Axx с того момента ничего не слышно.

Загружаю...

 

Если внимательнее посмотреть на все пункты, приведенные выше, можно сделать вывод о том, что каждый фактор, так или иначе влияющий на развитие женского киберспорта в Dota 2, неразрывно связан между собой. Нет команд? Не будет и турниров. Не будет турниров? Организации не будут поддерживать команды. Нет поддержки от организаций? Нет оснований, стимулирующих интерес к женской "Доте". Получается замкнутый круг, разорвать который, на данный момент, не представляется возможным.

У соседей лучше?

Да. Несмотря на то, что в Dota 2 с женскими соревнованиями все печально, в других дисциплинах дела обстоят куда лучше.

CS:GO. Именно в этой игре самая развитая профессиональная женская сцена. Множество полностью женских команд участвуют в достаточно большом пуле серьезных турниров (в том числе и ежегодных). Например, серия турниров Copenhagen Games, проходящих каждый год, имеет призовой фонд в 25 000 долларов США, что не идет ни в какое сравнение с Dota 2. С такими призовыми и вниманием приходят и серьезные организации: Team Dignitas, Singularity и даже Team Secret представляли свои женские состав по CS:GO.

Загружаю...

Чемпионы Copenhagen Games 2019 Female — Counter Logic Gaming. За время своего существования команда заработала более 130 000 долларов США призовых (более восьми миллионов рублей).

 

League of Legends. Основной конкурент Dota 2 в жанре MOBA показывает себя куда лучше в сфере женских соревнований. Турниры проводятся постоянно (La Ligue Féminine и Women's Esports League) , хотя уровень их призовых не превышает 2 500 евро. До уровня CS:GO еще далеко, но это уже на голову выше подобной сцены в Dota 2, и уже привлекает серьезные организации (например,Singularity).

Российская женская команда по League of Legends — Vaevictis eSports.

Индивидуальные дисциплины. Конечно, сравнение с индивидуальными дисциплинами (Tekken, Street Fighter, Starcraft, Hearthstone и другие) будет не совсем честным ввиду того, что команду из пятерых игроков собрать куда сложнее, но не упомянуть их нельзя. Во всех вышеперечисленных играх есть девушки-киберспортсмены, которые входят в топ-100 игроков (по данным портала ). Например, спортсменка из Starcraft II — Scarlett, заработала более 300 тысяч долларов США призовыми с турниров, о чем могут только мечтать многие киберспортсмены-мужчины. 

Выводы

У женского киберспорта в Dota 2 есть все шансы на развитие и нормальное функционирование, что показывает пример других игр. При должной финансовой поддержке и интересе зрителей (который, в свою очередь, тоже зависит от уровня рекламы/медийности женских соревнований) в "Доте" можно создать вполне конкурентоспособную сферу женского киберспорта. Новые соревнования, конечно, не заменят тех "основных", к которым мы уже привыкли, но внесут приятное разнообразие. 

Загружаю...

 

 

 

 

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Let's talk About