Настоящее происхождение киберпанка: расизм и страх перед Японией
Стример под ником Casey Explosion начала в Твиттере тред о забытых корнях киберпанка. Девушка обратила внимание, что в произведениях этого жанра, зародившегося еще в начале 80-х годов, доминирует японская культура – отсылки к ней встречаются в моде, брендах, технике и даже общих видах мегаполисов мрачного будущего.
Hey folks, today lets talk about Cyberpunk, Japan, and the 80’s.
— CyberSloth (@CaseyExplosion) 10 июня 2019 г.
Have you ever wondered why Cyberpunk as a genre is so steeped with Japanese imagery and references? Well it’s not just flavour text, it’s xenophobia! That’s right, I’m here to put politics in your videosgame! 👺 pic.twitter.com/PrUNYCq3dP
«Эй, народ, сегодня давайте поговорим о киберпанке, Японии и 80-х. Когда-нибудь задумывались о том, почему в жанре киберпанка так много японской символики и отсылок? Что ж, это не просто стильный изыск, это ксенофобия! Да, правильно, сейчас я свяжу ваши видеоигры с политикой!»
Явление и правда не надуманное. Например, в Cyberpunk 2077 от CD Projekt RED главный герой фанатеет от популярной рок-группы Samurai, носит бомбер с соответствующей символикой и разъезжает по улицам на мотоцикле вымышленной японской марки Yaiba Kusanagi.
Главный герой Cyberpunk 2077 в своем знаковом бомбере
Другой пример — франшиза Shadowrun с похожим сеттингом киберпанка.
Now I want to be clear that I’m not just talking about the game, but the cyberpunk genre as a whole. See for example Shadowrun and the «Street Samurai» class. It’s part and parcel of the genre, there’s allusions to Japanese cultural influence over the settings. It’s a thing. pic.twitter.com/JyK9vjl1SB
— CyberSloth (@CaseyExplosion) 10 июня 2019 г.
«Хочу прояснить, что я говорю не только об этой игре, а о жанре киберпанка в целом. Вот, например, класс «Уличный самурай» в Shadowrun. Это часть и посыл жанра, в нем есть аллюзии влияния Японии на сеттинги. Это не выдумка».
Casey Explosion заранее уточнила, что не пытается в чем-то обвинить конкретно CD Projekt RED. Речь в целом о том, насколько глубоко ксенофобный посыл связан с киберпанком и что наличие японского колорита стало негласным стилистическим правилом жанра.
Чтобы понять происхождение этого явления, нужно вернуться к 80-м. Тогда в США очень боялись, что японцы захватят мир – по словам Кейси, именно этому страху, а не влиянию технологий на людей, изначально посвящали киберпанковые истории.
В те годы ксенофобия влияла и на другие жанры. Например, действие «Крепкого орешка» разворачивается в небоскребе «Накатоми плаза» – антагонист Ханс Грубер пытается ограбить безумно богатую японскую корпорацию.
Часто встречающийся типаж в голливудском кино 80-х — богатый японский бизнесмен
Другие фильмы обыгрывали тему гораздо грубее. В драме «Черный дождь» Ридли Скотта якудза неприкрыто режет людей:
В фильме «Восходящее солнце» вообще полный сюр: японские бизнесмены нарушают закон, а полиция закрывает глаза на их преступления.
Еще один яркий пример — экранизация комиксов «Каратель» 1989 года. Главный герой Фрэнк Касл плюет на собственные идеалы и объединяется с мафией, чтобы дать отпор якузде:
The 1989 Punisher movie was even more blunt with this, and I kid you not, saw Frank Castle put aside his differences with the mafia to team up and take on the Yakuza. Like, that’s actually the plot. Japanese companies as fronts for organised crime is a running theme in the 80’s. pic.twitter.com/xcCcyPbdvK
— CyberSloth (@CaseyExplosion) 10 июня 2019 г.
Сильнее всего этот тренд проявлялся в произведениях об антиутопиях будущего. Их миры строили на страхе, что Япония превратится в безудержную силу, которая подомнет под себя весь мир. «Вот, что мы часто видим в киберпанке: Японии теперь принадлежит абсолютно все», – пишет CaseyExpplosion.
В первой сцене «Бегущего по лезвию» в глаза бросается гигантская реклама с гейшей. Так здесь отражен огромный страх, что восточные женщины вытеснят западных женщин в качестве общепринятого стандарта красоты.
Еще одна антиутопичная картина: обычный американец перекусывает, используя палочки. Сейчас на эту сцену мало кто обратит внимание, но в то время она вызывала ужасающую мысль о принудительном приспосабливании к чужим культурным нормам.
Сеттинг киберпанка со слепящими неоновыми билбордами и застроенными небоскребами городами — это культурный страх того, что все в конечном счете будет выглядеть как японский мегаполис Осака. Найт-Сити из Cyberpunk 2077 тоже наполнен рекламой восточных брендов и в целом сильнее всего напоминает мегаполисы современной Японии.
Осака
Найт-Сити
По словам Casey Explosion, киберпанк основан представлениях людей 80-х годов о недалеком будущем. Поэтому любая современная игра или фильм в этом жанре может визуально копировать произведения тех времен, не отдавая себе отчета о ксенофобном посыле, стоящем за этими декорациями.
Вряд ли CD Projekt Red задумывались о корнях жанра, но тред Кейси объясняет повсеместный азиатский колорит в Cyberpunk 2077 и дает повод задуматься о том, как широко был распространен расизм по отношению к азиатам несколько десятилетий назад.