Лучшие команды в истории доты. Места 5-1
Team Secret выиграла второй мейджор в сезоне (и еще разок играла в гранд-финале), обновила несколько статистических рекордов, да и вообще выглядела настолько устрашающе, что об этом составе даже заговорили как об одном из сильнейших в истории. Мы решили максимально субъективно и предвзято попытаться выяснить, кто же на самом деле был Greatest Of All Time.
9-6-е места можно найти здесь.
5. OG — 2015-2017 (N0tail, Miracle-, MoonMeander, Cr1t-, Fly / N0tail, ana, s4, JerAx, Fly)
Четыре из пяти «настоящих» мейджоров. Команда, которая сумела пережить уход лидера и лучшего игрока планеты и переродиться, дважды подходила к The International в статусе суперфаворита и дважды этот статус не оправдывала. Команда, что была лицом киберспорта, когда тот окончательно превратился из субкультурного развлечения в массовое.
Период пика: май 2016 — июль 2016 / декабрь 2016 — апрель 2017. Состав имени Миракла взял еще самый первый мейджор, но к своей максимальной кондиции подобрался за пару месяцев до TI6 – тогда OG выиграли три подряд крупных турнира, в том числе и Manila Major. После провального Инта (два подряд поражения в плей-офф от MVP Phoenix и TNC) и побега Миракла с Критом, OG собрали новый состав с Джераксом и Аной, сыгрались, выиграли бостонский, а потом и киевский мейджор.
Что выиграли: The Frankfurt Major 2015, DreamLeague Season 4, DreamLeague Season 5, The Manila Major 2016, ESL One Frankfurt 2016, The Boston Major 2016, The Kiev Major 2017, вторые места на The Summit 5, The Summit 6, DAC 2017, третье место на EPICENTER 2016.
Главная звезда: Miracle- / JerAx. Первый состав был, разумеется, составом имени Амера аль-Баркави. Человек, который мог буквально все. Месси от мира Доты. Важнейшим же звеном второго состава, какие бы порой ohmygod-моменты не исполнял Ана, определенно был (спойлер: и есть) Джеракс. Джеракс — это залог уникальной стабильности, игрок, который, кажется, в принципе не знает, что такое «провалить карту». Ну и Earth Spirit — за половину его нерфов стоит сказать спасибо именно этому парню.
Главная фишка: макроигра и камбэки. Образцовый матч тех OG – гранд-финал Киевского мейджора. На четырех картах из пяти VP, казалось бы, без шансов вели по игре, но разница нетворса была чуть ли не нулевая, а территориальное преимущество «медведей» – минимальным. OG лучше всех в мире умели правильно распределять ресурсы и пространство; каждый игрок знал, что и для чего он делает на карте сейчас и что он будет делать через минуту. Еще никогда итальянское Катеначчо не было так близко к Доте.
Почему пошли на спад: да, Ана периодически входил в режим чистого гения, но полноценной заменой Мираклу так и не стал; Нотейл на керри все больше напоминал анекдот, и последние мейджоры добывались скорее уже вопреки. OG слишком долго не могла найти подходящего мидера и слишком долго не могла решиться на очевидные изменения. Ирония в том, что достигнув дна, команда совершила главный подвиг своей жизни, но это уже совсем другая история.
Вот что говорил Себ, чтобы OG камбэкнули с 1:2
4. Evil Geniuses — 2015 (Fear, SumaiL, UNiVeRsE, Aui_2000, ppd)
В 2015 году PPD и Evil Geniuses перевернули игру (все по заветам Мирона Яновича). «Гении» стали первой командой, чья игра была заточена вокруг суперзвезды. Да, у PPD была демоверсия с Артизи, но именно с Сумаилом эта идея реализовалась полностью. Меметичный NA-регион вдруг обзавелся абсолютной силой, которая остановила казавшийся неизбежным китайский век.
Команды, которые меняли доту. Evil Geniuses – первая команда вокруг суперзвезды
Период пика: февраль 2015 — август 2015. Все началось на самом первом DAC-е, который тогда напоминал The International и стал предшественником мейджоров: 16 команд в групповом этапе, компендиум, шоу-матч, призовой фонд чуть более трех миллионов долларов. Там и состоялось явление миру Саида Хассана. В третьей карте гранд-финала Сумаил за 5 минут умер 4 раза, а после практически в соло камбэкнул игру, закончив ее со счетом 17:7. С тех пор «гениев» было не остановить: только лишь в одном турнире они не смогли войти в топ-2 (не самый значимый joinDOTA MLG Pro League Season 2).
Что выиграли: DAC 2015, Dota Pit League Season 3, The International 2015, вторые места на joinDOTA MLG Pro League Season 1, The Summit 3, ESL One Frankfurt 2015.
Главная звезда: SumaiL. Пятнадцатилетний токсичный школьник, что уничтожал в игре всех и вся.
Главная фишка: игра вокруг Сумаила. Ошибочно полагать, что EG-15 играла к классическую «4+1». «4+1» — это об одной карте и об одном герое, вокруг которого ситуативно складывается геймплей. EG и PPD вышли за рамки одной карты, одной игры и игры в целом. «4+1» превратилось в «4+Суперзвезда». Это работало, потому что это было вне меты. Это работало, потому что это был Сумаил.
Почему пошли на спад: мавр сделал свое дело. Мавр не ушел, но просто слишком поверил в свою собственную сверхпревосходность. Как и в случае с Артуром, эгоистичность Сумаила взяла верх на здравым смыслом (хотя, давайте честно, что можно было ожидать от 15-летнего подростка, вдруг ставшего миллионером?).
Здесь – подробнее о конфликте Сумаила и ppd после TI6
После третьего места на The International 2016 Сумаил якобы заявил, что не хочет играть вместе с PPD. Питер решил перейти на пост генерального директора, а после и вовсе ушел из организации. Принцип «4+Суперзвезда» перестал работать как только Суперзвезда забыла об опорной пятерке, что была за ним и подчищала все его ошибки. Да, потом Сумаил повзрослел, возмужал и поумнел. Вот только PPD уже рядом не было.
3. Alliance — 2013 (Loda, s4, AdmiralBulldog, EGM, Akke)
Обыграть в гранд-финале The International любимцев публики и стать новым фаворитом у этой самой публики? Такое было подвластно только Alliance-2013. Шведы своим коротким, но ярким взлетом предвосхитили будущий облик Доты, окончательно сделав ее игрой не только рук, но и ума. Ну и сам гранд-финал TI3 вписал себя в историю навек и стал киберспортивным аналогом Стамбула-2005.
Период пика: май 2013 — август 2013. Звезды сошлись в ряд и Alliance-дота взорвалась в сверхновую. Хотя кто-то скажет, что все дело было в своевременном кике Энви.
Что выиграли: G-1 Champions League Season 5, DreamHack Summer 2013, StarLadder StarSeries Season 6, The International 2013.
Главная звезда: очень сложно выбрать кого-то одного, но в первую очередь это AdmiralBulldog. Игра Alliance пусть и была очень сильно завязана на тактике, но сплеталась из множества геройских индивидуальных мувов на разных участках карты. Адмирал был словно пришелец из будущего: он играл на нетипичных для того времени хардлайнерах (Lone Druid, как пример), отлавливал вражескую пачку крипов между вышками, регулярно выходил на вторую, а то и первую позицию. В конце концов, говорим сплитпуш — подразумеваем Адмирала Бульдога.
Главная фишка: рваный темп игры (фарм, резкий тимфайт, снова фарм), равномерное распределение ресурсов (саппорты Alliance имели в несколько раз больше, чем саппорты других команд, а Loda спокойно жертвовал своим фармом ради тиммейтов), отсутствие четких первой, второй и третьей позиций, сплитпуш — все эти аспекты и формировали уникальный стиль Alliance, который тогда был просто инновационным, а сейчас его наследие можно увидеть практически во всех современных топ-командах (OG эпохи первых мейджоров, Team Liquid).
Почему пошли на спад: патч 6.79. Хотя честнее было назвать его патчем «А давайте убьем Alliance». Нерфу (и страшному) подверглось все то, на чем держалась игра шведов: изменение леса, ослабившее альянсовскую триплу и запретившее саппортам легко и быстро получать там шестой уровень; переработанная система получения опыта, что усложнила жизнь на сложной линии; изменение системы байбэка, прямо повлиявшее на сплитпуш; нерф ключевых героев Alliance, таких как, например, Висп и Фурион. Хладнокровное убийство, от которого шведы так и не оправились.
Команды, которые меняли доту. Alliance
2. Natus Vincere — 2011-2014 (ArtStyle, Dendi, XBOCT, Puppey, LighTofHeaveN / XBOCT, Dendi, LighTofHeaveN, Puppey, ARS-ART / XBOCT, Dendi, Funn1k, Puppey, KuroKy)
Да, да, да, мы прекрасно знаем, что Дота тогда была не та, что в гранд-финале первого Инта играли на уровне нынешних 3к игроков и вообще все это не считается. Но в три гранд-финала больше не попадал никто – и, кажется, не попадет и в ближайшем будущем.
Период пика: август 2011 — апрель 2014. Сейчас звучит смешно, но некогда Na`Vi были эталоном стабильности: почти что три года практически без провалов. Кто бы ни присоединялся к тройке Dendi-XBOCT-Puppey, Na`Vi все равно находили необходимую синергию, что венчалась попаданием в призовые чуть ли не всех сколь-либо важных турниров.
Что выиграли: The International 2011, Electronic Sports World Cup 2011, The Defense Season 1/4, StarLadder StarSeries Season 1/2/3/4/7/8, Electronic Sports World Cup 2012, Alienware Cup 2013 – Season 1, WePlay Dota2 League Season 2, DreamLeague Kick-Off Season, Dota 2 Champions League Season 2, вторые места на DreamHack Summer 2012, The International 2012, The International 2013, HyperX D2L Western Challenge.
Главная звезда: Dendi. Первая суперзвезда в истории Dota 2. Да, это потом уже были мемы про мид, что «никогда не проигрывается», превращение самого тега Na`Vi в баянистую шутку, затянувшийся уход из команды. Но когда-то Даня был звездой №1, сотворившей одну из самых красивых историй в Доте.
Главная фишка: агрессивный плейстайл, акцент на лайнинге. Na`Vi тех времен давили как танк: уверенно, прямолинейно и без права на ошибку. Не получилось? Что ж, это Bo3, у нас есть еще две карты. Файты с численным перевесом у противника, дайвы под Т3 при живой T1, бесконечное желание драться, драться и еще раз драться. Na`Vi не раз были на грани от откровенной YOLO-доты и чистого паберства, и, чего уж греха таить, частенько эту грань переступали.
Почему пошли на спад: оказалось, что киберспорт стал куда серьезнее, и подход нужен был соответствующий. Это понимали Kuroky и Puppey, а для остальных, как некогда сказал Вилат, дота стала «не нашей игрой».
1. Team Liquid — 2017-2019 (MATUMBAMAN, Miracle-, MinD_ContRoL, GH, KuroKy)
Liquid не фармят мейджоры одним за другим, в финале The International были лишь разок (правда, тогда они оформили единственные 3:0 в истории турнира) но та монументальность и одновременно легкость, с которой они включаются, когда надо — это делает их наиболее близкими к заветной аббревиатуре GOAT. Team Liquid — самое яркое напоминание о «спортивной» составляющей термина «киберспорт»: бережное распределение своих сил, рациональное отношение к DPC-турнирам как к подготовке к главному событию года. Liquid кажутся единственной командой, в которой ты точно уверен — их не смоет очередным патчем, они не ошибутся тогда, когда права на ошибку не будет, они адаптируются к любой условности. Это ли не признак великих, а может и даже величайших?
Период пика: май 2017 — Август 2017. Для Liquid понятие пика — условность: пик формы всегда должен быть перед The International. Именно поэтому каждый год предвосхищающий Инт турнир для Team Liquid заканчивается успешно: победа на «Эпицентре» в 2017-м, победа на Супермейджоре в прошлом сезоне — в этом году вновь ждем Epicenter, хотя Парижский мейджор показал, что Liquid уже в порядке.
Что выиграли: StarLadder i-League StarSeries Season 3, StarLadder i-League Invitational Season 2/3/4, EPICENTER 2017, DreamLeague Season 7, The International 2017, China Dota2 Supermajor, MDL Macau 2019, вторые места на DreamLeague Season 8, ESL One Genting 2018, EPICENTER XL, MDL Disneyland® Paris Major, третьи места на ESL One Hamburg 2017, ESL One Katowice 2018, The Bucharest Major, DreamLeague Season 9, четвертое место на The International 2018.
Главная звезда: Miracle-. Амер настолько крут, что попал в этот список дважды. Хотя, конечно же, если говорить о TI7, нельзя забывать о перфомансе MinD_ContRoL. А ведь есть еще и GH…
Главная фишка: гибкость и взаимозаменяемость трех первых позиций. Team Liquid довела начатое Alliance до вершины. MATUMBAMAN, Miracle-, MinD_ContRoL готовы заменить друг друга и выйти на первые роли. Ты не можешь загнобить кор-героя на лайне, если кор-героев сразу три — простая, но действенная истина. То же самое касается и банов — в уме надо держать расклады для сразу трех игроков. А ведь есть еще и GH…
Почему пошли на спад: ни о каком глобальном спаде не идет и речи. Все временные провисания обусловлены тем, что против Liquid научились играть. В недавнем интервью Куроки рассказывал, как сложно удивлять противников, когда стиль конкретного состава уже известен всем. И добавил, что в таком случае есть два варианта: сплотиться, работать вместе и придумывать что-то новое – либо менять состав. Liquid намерены идти по первому пути. Так что какой спад? Это лишь пауза перед продолжением.