Что такое киберспорт и чем он крут
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Что такое киберспорт и чем он крут
“Несомненно, сегодняшний день является большим праздником для всех поклонников киберспорта” — слова президента Федерации компьютерного спорта России Александра Горбаченко, датированные 7 июня 2016 года — в тот день киберспорт стал официальным видом спорта в России. К слову, в момент релиза OG вовсю разносили Na’Vi на мэйджоре по Dota 2 в погоне за предстоящей победой на турнире и джекпотом более, чем в миллион долларов.После данного пресс-релиза, у народных масс возникло недопонимание ситуации. Признать — признали, а объяснить что такое киберспорт — забыли, приходится додумывать самим. А в силу консервативности нашего общества — многие по-прежнему считают киберспорт сборищем толстых “задротов”, не имеющих прочих интересов и атрибутов здоровой личности. Хорошо, что это не так. А, так и что же такое киберспорт?
Понятие киберспорта
Киберспорт (англ. eSports / electronic sports) — вид соревновательной деятельности и специальной практики подготовки к соревнованиям на основе компьютерных и/или видеоигр, где игра предоставляет среду взаимодействия объектов управления, обеспечивая равные условия состязаний человека с человеком или команды с командой.Определение киберспорта — очень четкое, и в основу заложен принцип спортивного равенства. Следовательно, не все дисциплины могут быть базой для профессионального киберспорта. Что такое киберспортивные дисциплины и как они классифицируются? В России, например, киберспорт разделен на 5 категорий:
- трехмерные шутеры (3D shooter), симуляция ведения боя между группами (командами) игроков — например, CS:GO;
- тактико-стратегическая игра — в игре происходят сражения между армиями игровых единиц игроков при одновременном развитии сторон — например, Starcraft, Warcraft;
- командные ролевые игры с элементами тактико-стратегической игры. Игрок управляет своей единичной моделью, развивая её при взаимодействии с игровым пространством и моделями других игроков — например, League of Legends и Dota 2;
- технические симуляторы — автомобильные и авиационные;
- симуляторы спортивных игр (футбол, хоккей, баскетбол).
Забавно, что карточные игры Hearthstone и Gwynt не попадают под эти категории. Вероятно, для них будет введен отдельный пункт. Также отсутствует категория “файтингов” по типу Mortal Kombat.
Киберспортсмен как профессия
Поскольку киберспорт приравнивается к одному из видов спорта — у людей возник вопрос: кто такие профессиональные киберспортсмены, и что они делают, и что такое профессиональный киберспорт?Собственно, деятельность и быт киберспортсмена отличается от футболиста, или баскетболиста — лишь со скидкой на специфику дисциплины. Профессиональные киберспортсмены абсолютно также тренируются, работают с психологами и тренерами, поддерживают себя в оптимальной физической форме, оттачивают свои профессиональные навыки.Даже такое понятие, как возраст киберспортсмена, имеет классическое спортивное значение — ведь с увеличением возраста, например. Увеличивается и скорость реакции.Читая это, по-прежнему можно считать, что любой может взять в руки мышку и через несколько месяцев поднять над головой Эгиду — кубок победителя The International по Dota 2.Однако, это совсем не так. Необходим талант, глубокий анализ внутри своей дисциплины и неимоверное количество усилий для достижения результата. Конкуренция в киберспорте, вероятно, даже выше, чем в классических видах спорта. С удивлением, через месяц вы поймете, что не так уж и много получается.Думаю, к киберспорту применима классическая теория совершенствования — чтобы стать профессионалом в какой-либо области, необходимо уделить этому занятию порядка 5000 часов своего времени.
Допинг
Похоже, киберспорт перенимает у спорта не только хорошие черты. Повального допинг-контроля в профессиональном киберспорте нет, но ходят слухи, что есть киберспортсмены, сидящие на стимуляторах и допинге. В этом пока нет глобальной проблемы (или ее пока просто не видно), как следствие, допингу уделяется недостаточно внимания. Однако, применить превентивные меры было бы неплохо.Основной препарат — аддерол — психостимулятор амфетаминовой группы. В медицине он используется для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности. По факту он повышает скорость реакции, концентрацию, внимание к деталям и умственную выносливость.
Травмы
Да, компьютерный спорт менее травматичен, чем футбол. Вы не сломаете ногу, раскладывая партию в Hearthstone, и вряд ли будете укушены Даниилом Ишутиным во время игры против него. Однако, если вы в команде с Puppey — вы можете пострадать.Ладно, шутки в сторону. Слабые места киберспортсменов — это кисти, глаза и спина.Теоретически, можно уберечь себя от проблем с глазами специальными очками и исполнением рекомендаций врачей, но иногда на карте происходит такое, что 2-3 минуты не моргаешь.Проблема спины решаема удобным креслом, и правильным положением тела.А вот туннельный синдром — настоящий бич киберспортсменов.Хочешь не хочешь, ты тренируешься по несколько часов в день за компьютером, постоянно кликая мышкой.И с этим ничего не поделаешь. Остается периодически разминаться, быть физически активным и греть в себе надежду, что эта без обойдет тебя стороной.
Трансферы, выплата призовых и контракты
Самая больная тема для профессионального киберспорта на текущий момент. Общей системы регулирования этих составляющих в киберспорте нет, поскольку он состоит из многих дисциплин и нет единого контролирующего органа.Проблема трансферов и общей деловой и финансовой структуры осложняется тем, что за каждой дисциплиной, стоит корпорация-производитель.Многие контракты игроков с организациями либо неграмотно составлены, либо пожелания игроков игнорируются, либо выступление за организацию происходит вообще по устным договоренностям. Можно сказать, что в этом виноваты сами игроки, но на самом деле — киберспорт очень молод, и киберспортсменам очень тяжело отстаивать свои права, особенно в отсутствии профсоюза.Также, непонятно что делать с недобросовестными организаторами турниров. Бывает такое, что на мероприятии выходит совсем не то, что было заявлено, в плане условий труда, а потом организатор турнира вообще берет и исчезает с деньгами. Пока что, не слышал ни одного случая, чтобы кто-то из организаторов турниров или недобросовестных киберспортивных организаций поплатился за такое, простите, свинство, по отношению к игрокам.
Договорные матчи
Еще одна проблема не меньшего порядка, чем она есть в спорте. Все осложняется тем, что поскольку киберспорт не признан официальным видом спорта еще во многих странах. А там, где он признан — этой проблеме уделяют недостаточно внимания, ведь случаи не так часты, тем более на высоком уровне. Как правило, это касается команд тир-2 или тир-3 уровня. Известных нам примеров договорных матчей на топ уровне не так и много.В Южной Корее, как правило, договорные матчи в Starcraft, там за такое сажают в тюрьму и отлучают от киберспорта на несколько лет, а то и на всю жизнь.Например, игроки Life и Bbyong в начале прошлого года были задержаны полицией за организацию договорных матчей — это лишь 2 имени, на самом деле были задержаны 11 человек, в том числе менеджеры и организаторы. В итоге все обернулось в штраф суммой 65000 долларов и 18 месяцев тюрьмы условно для обоих игроков.Репутация у СНГ также подпорчена. Несмотря на то, что прошло 2 года, все прекрасно помнят про “Solo 3-22”.Из последних новостей — пару недель назад российский старкрафтер Revolver (у которого в принципе никогда не было хорошей репутации), получил от Blizzard Entertaiment бан на все текущие и будущие турниры, проводимые Blizzard за попытку организации договорных матчей. Вероятно, на многие другие турниры ему дорога также закрыта.Для того, чтобы удачно пресекать организацию договорных матчей — надо видеть в этом серьезную проблему и модифицировать законодательство. Как мне кажется, этого не случится, пока петух не клюнет в одно место.
Почему же киберспорт — это круто?
Для каждого человека — ответ на этот вопрос — свой. Киберспорт — это модифицированная версия спорта. Мир развивается, от этого никуда не деться. Это очередное развлечение для человечества, ничем не уступающее по степени интереса и вовлеченности футболу, баскетболу, Snoop Dog’у и Никите Джигурде.Киберспорт, по определению, шоу другого формата, но более свежее и интересное. Новое всегда привлекает, а у киберспорта в кармане — десятки и сотни опций для собственной модификации. Если в классических видах спорта долгое время ничего не меняется — то тут появляются новые дисциплины, полностью новые форматы (как Hearthstone, ворвавшийся на просторы онлайн-сферы), уже существующие игры постоянно преображаются благодаря патчам. Сами звезды киберспортивного мира — гораздо более приземленные люди, чем многие певцы, актеры и те же футболисты. Приятно, когда твой кумир — человек, с которым всегда можно выйти на общение даже через чат в стриме. Можно еще долго продолжать, но каждый любит киберспорт по своему — хоть опрос проводи.
Перспективы развития киберспорта
Загадывать о том, что будет дальше, в нашем динамичном мире смысле нет. Но велика вероятность, что стремительный рост киберспорта будет продолжаться еще долгое время. Несмотря на то, что профессиональный киберспорт уже имеет оформленную структуру, есть очень много деталей и проблем, над которыми еще полно работы. Однако, чтобы проводить эту работу, необходимо заметить эти недостатки, желательно вовремя.И несмотря на такое количество проблем — киберспорт уже привлекает десятки миллионов людей.