Natus Vincere подписали легенду Quake. Но играть он будет в Apex Legends
Вчера легенда Quake Алексей «CYpheR» Янушевский подписал контракт с Natus Vincere. Cyber.sports.ru вспоминает основные этапы его карьеры.
Был киберспортивным вундеркиндом
Алексей Янушевский – один из наиболее титулованных игроков в Quake. Многие в квейк-комьюнити считают его лучшим в истории шутера.
В 16-летнем возрасте он отобрался на Electronic Sports World Cup, победив двукратного чемпиона мира Антона «Cooller» Синьгова. На ESWC Алексей прошел до финала, но в итоге проиграл. После турнира его подписала организация Fnatic, и c ней CYpheR и начал добиваться международного признания.
За свою карьеру он выиграл в дуэльном режиме почти все, что можно: ESWC, QuakeCon, Dreamhack. Значимости его достижениям добавляет тот факт, что большую часть своей карьеры он тренировался только с игроками из СНГ – из-за высокого пинга была невозможно играть с киберспортсменами из других регионов, с ними CYpheR встречался только в рамках LAN-турниров.
Самым успешным для Алексея был 2008 год – по его же словам, тогда он был на пике. Сообщество Quake было поражено его уровнем стрельбы и грамотным выбором позиций на карте, и об «аиме Сайфера» ходили легенды.
При этом Янушевский не считал себя профессиональным киберспортсменом: «Мне нравится соревновательная часть игры, я хочу быть первым, но не про-геймером [...] Я как и все, хожу в университет, а также у меня есть подруга, друзья и семья. Количество часов, которые я уделяю игре, зависят от того, есть ли какие-то чемпионаты в ближайшее время, но я очень сильно люблю Quake и всегда играю по меньшей мере несколько часов в неделю».
Пробовал себя в Overwatch
До 2014 года CYpheR продолжал зарабатывать себе на жизнь игрой в Quake. Но пока та же Valve с каждым годом наращивала аудиторию The International и увеличивала призовой фонд, «Квака» топталась на месте и в итоге совсем отстала.
После 7 места на QuakeCon в 2015 году и пары других незначительных турниров CYpheR решил приостановить карьеру: «Я начал заниматься своими личными делами, и у меня был выбор — пойти по другому пути или остаться в киберспорте. У меня просто такое отношение к жизни: если я чем-то занимаюсь, то делаю это 24/7, иду до конца, потому что хочу быть в чем-то жестким профессионалом».
Алексей решил перейти в Counter-Strike. Он активно тренировался в течении года, пробовал силы на турнирах FACEIT, но в 2015 году анонсировали Overwatch. Отличительной чертой игры был быстрый геймплей и яростные схватки – неудивительно, что в игру пришли про-геймеры из Quake и Team Fortress. Янушевский был одним из них: «В CS мне оставалось только начать получать турнирный опыт, играть за команду на tier-3. Посоветовавшись с парой людей, решил попробовать себя в Overwatch [...] Мне было сложно, потому что у меня мало опыта командной игры. Был год в CS, но тот командный опыт, который я получил в Overwatch, ни с чем не сравним».
Стать звездой в Overwatch у Алексея не вышло – белорусская команда ANOX, собранная из бывших игроков в Quake и Team Fortress распалась, а попытки присоединиться к Американским организациям провалились.
Возвращался в Quake
После двухгодичной паузы на Overwatch Янушевский решил дать очередной шанс Quake – в 2017-м как раз вышла новая часть шутера, Champions. Первый же турнир – и снова победа. И пусть это был лишь маленький турнир с минимальными призами, CYpheR доминировал в каждом матче и не проиграл ни одной карты.
Алексей был верен своей старой системе подготовки: «Я по жизни стараюсь не переусердствовать, не перегорать. Если чувствую, что теряю концентрацию и стопроцентную игру, прекращаю тренировку. Нельзя чисто механически сидеть и играть, играть, играть. Я не боюсь лишний раз посмотреть демки или просто отдохнуть. Играю каждый день, но в течение дня у меня большие паузы между тренировками. Я люблю играть с утра или днем, а тренируюсь столько, насколько меня хватает. Пока чувствую, что это продуктивно, а не начинает сносить крышу».
Алексей стал выступать за Virtus.pro. Цель – победить на QuakeCon 2017, призовой фонд которого составил 1 миллион долларов: «Сейчас я понял, что весь опыт и знания, который я получил за 10 лет, хочется объединить и стать идеальным игроком. Завершить карьеру на самой высокой ноте». И мало кто сомневался, что CYpheR не сможет выиграть.
Перед чемпионатом CYpheR упорно тренировался: «Я жертвую всей своей жизнью и думаю только о «квейке». По мне это видно. Если речь идет о Quake, я могу говорить о нем бесконечно, особенно сейчас, когда я полностью погружен в тренировочный процесс, он занимает 80% моего времени [...] Я перфекционист. Если я берусь что-то делать, я душу дьяволу продам, забью на все на свете, переругаюсь со всеми близкими людьми, но продолжу этим заниматься». К сожалению, усилия Алексея не окупились – из-за проблем с визой он не смог отправиться на QuakeCon в США. Победителем стал самый талантливый молодой квейкер – Никита «clawz» Марчинский. Он тоже из Белоруссии, а теперь еще и партнер Сайфера по Na`Vi – они подписали контракт одновременно.
Чуть позже Virtus.pro распустила состав по Quake Champions – игра не оправдала ожиданий организации. Алексей вместе со своим тиммейтом Мачеем «Av3k» Кшиковски ушли в Nemiga Gaming, заняли 3-4 место на Dreamhack Winter и выиграли еще несколько онлайн-турниров. Два месяца назад контракт с ними также расторгли в связи с потерей популярности Champions.
И уходил в баттл-рояли
После ухода из Nemiga Gaming Алексей снова сменил дисциплину – на этот раз он переключился на Fortnite: «Мне показалось, что в этой игре будет больше всего экшена в ближайшем будущем. Думал войти в топ хотя бы в СНГ, а дальше уже смотреть на мир. Игра нравится, но с турнирами ничего не понятно [...] В Fortnite можно конкретно выехать на скилле. В PUBG есть скилл и профессиональные игроки, но… там меньше экшена, меньше динамики, нужно больше сидеть».
В феврале Янушевский попробовал Apex Legends – возможно, один из наиболее похожих на Quake шутеров. Эта дисциплина может стать последний для Сайфера: в 2017 году он намекал, что готов закончить карьеру в 30 лет. «Когда-то в детстве я услышал высказывание, что до 30 лет ты должен работать на свое имя, а после 30 имя должно работать на тебя [...] Сейчас параллельно с тренировками я стараюсь изучать какие-то организационные, административные моменты, учиться. Пытаюсь без дела не сидеть. Если я не играю в Quake, стараюсь думать о том, что будет после Quake».
Начнет ли CYpheR так же успешно, как это было в Квейке, мы узнаем уже 12 апреля – именно тогда в Берлине пройдет трунир TwitchCon, на который Алексей поедет в составе Natus Vincere.