Тату Месси, Леброна и Конора им не принадлежат. Из-за этого на создателей видеоигр подают в суд

Когда вы смотрите на Леброна Джеймса, Лионеля Месси или Конора Макгрегора, в глаза бросаются не только накачанные руки, но и рисунки на телах спортсменов. Удивительно, но эти рисунки не принадлежат носителям.

Согласно американским законам об авторском праве любая творческая иллюстрация, «закрепленная на материальном носителе», может быть защищена. В том числе речь идет и о чернилах, нанесенных на кожу — права на татуировку принадлежат тому, кто ее сделал, а не тому, на чье тело набит рисунок.

Все началось с Майка Тайсона

Один из самых ярких примеров – история с копированием татуировки Майка Тайсона. В 2011 году мастер тату Виктор Уитмилл подал в суд на кинокомпанию Warner Bros. Этот иск был подан всего за несколько недель до официального выхода на экраны фильма The Hangover: Part II («Мальчишник 2: Из Вегаса в Бангкок»). В этом фильме персонаж актера Эда Хелмса просыпается с копией татуировки знаменитого боксера на лице.

Загружаю...

Уитмилл заявил, что кинокомпания Warner Bros должна заплатить ему за копирование татуировки Тайсона. В суде решили, что тату действительно защищены авторским правом, и Warner Bros пришлось форсировать досудебное урегулирование спора. Точная сумма, которую выплатили художнику, до сих пор держится в тайне.

А что в играх?

Адвокаты сходятся во мнении, что люди могут свободно демонстрировать свои татуировки публично, в том числе в телевизионных передачах или на обложках журналов. Однако когда татуировки воссоздаются в цифровом виде (например, в спортивных симуляторах или фильмах), это может стать проблемой.

«Видеоигры — это совершенно новая область. Тут есть Леброн Джеймс, но это не Леброн Джеймс, это его нарисованная версия», – заявил Майкл Кан, эксперт во вопросам авторского права и адвокат, представлявший в суде интересы Виктора Уитмилла.

Компания EA Sports пострадала одной из первых. В 2012 году татуировщик Стивен Аллен подал иск против компании и бывшего фулбэка команды НФЛ «Майами Долфинс» Рики Уильямса в связи с татуировкой, сделанной на бицепсе спортсмена. Эта татуировка появилась на обложке игры NFL Street в 2004 году.

Загружаю...

Позднее Аллен отозвал иск, но после этого случая Ассоциация игроков НФЛ настоятельно рекомендует игрокам брать с художников-татуировщиков письменные отказы от авторских прав на сделанные ими татуировки, чтобы защитить себя и лигу от проблем на случай использования тату-изображений в рекламе, кино и на телевидении. Например, в Madden NFL 15 Колин Каперник был единственным футболистом, изображенным с татуировками, – потому что только он взял со своих художников письменный отказ от прав на тату. Возможно, Каперник так заморочился не потому что был самым сознательным, а потому что попал в тот год на обложку.

Из-за татуировок Леброна все еще судятся

Тату-мастера несколько раз подавали в суд на 2K Interactive, разработчика серии баскетбольных симуляторов NBA 2K. Самый известный случай – претензия тату-салона Solid Oak Sketches на использование татуировок Леброна Джеймса. Адвокаты салона заявляют, что разработчики должны были добиться разрешения на использование работ Solid Oak в своей игре.

Тату-салон требует возместить ущерб в размере 819 500 долларов за нарушения их авторских прав в игре NBA 2K16, а также предлагает продать лицензию на использование работ салона в других играх серии за 1,14 млн.

Интересно, что издатель игры не пытается оспорить трактовку закона об авторском праве. Адвокаты 2K настаивают на правовом принципе «de minimis» (лат. Закон не заботится о мелочах – Cyber.sports.ru). Например, согласно этому принципу, появление отдельных фотографий в сценах фильма  не является нарушением авторских прав фотографа – если эти фотографии малозначительны для общего сюжета (например, просто висят на стене на фоне героев).

Загружаю...

Потом тактика защиты немного видоизменилась – к принципу «de minimis» добавилось утверждение о том, что изображение татуировок Джеймса преследовало лишь цель индентификации спортсмена. С точки зрения издателя, он имеет полное право демонстрировать игроков так, как они выглядят в реальной жизни, без получения лицензий от владельцев прав на татуировки.

В 2К также настаивают, что татуировки не так часто появляются в кадре. Игрок видит их, только когда выбирает определенного баскетболиста и должен отличить его от 400 других игроков НБА. Кроме этого, издатель говорит, что татуировки в целом довольно трудно разглядеть в игре из-за их небольшого размера.

Судья отказал в ходатайстве 2K Interactive о прекращении дела. Суд постановил, что в отношении видеоигры невозможно использовать стандарт «обычного наблюдателя» (он часто используется в делах о копирайте и сводится к тому, заметит ли обычный человек сходство, например, постера к фильму и классической обложки, бросив на них беглый взгляд), поэтому аргумент о незначительности татуировок использовать нельзя. При этом к вопросу о применении принципа «de minimis» в отношении дела могут вернуться при дальнейших разбирательствах.

Сам Леброн публично поддержал разработчиков: «Татуировки – часть моего тела и моего образа. Считаю, что у меня есть право оставлять татуировки видимыми, когда люди или компании изображают, как я выгляжу. Всегда считал, что имею право давать другим людям лицензию на использование своего внешнего вида в различных креативных работах, включая видеоигры. За 15 лет выступлений в профессиональном баскетболе это первый подобный случай, когда кто-то объявляет, что я не могу дать лицензию на использование собственного образа».

Загружаю...

Суд до сих пор не закончен. 

К чему это приведет?

Пока нет прецедента в пользу тату-мастеров, у игровых студий не возникнет никаких проблем. Но одно положительное решение приведет к цепной реакции – заключение суда можно будет использовать в других процессах, чтобы заработать на каждой программе или игре, где используются образы спортсменов с татуировками.

Во многом на фоне скандалов с авторскими правами на танцы в игре Fortnite (даже Терк из «Клиники» возмутился) юристы начали настоятельно советовать спортсменам заключать лицензионные соглашения до того, как те сделают тату. Художники чаще всего согласны подписать такие соглашения, потому что знаменитые спортсмены в любом случае становятся живой рекламой их работы.

Тату-мастер Готти Флорес 40 часов делал татуировку игроку НФЛ Майку Эвансу. За использование своей работы он даже не попросил компенсации. Так Эванс стал одним из немногих игроков с татуировками в симуляторе Madden NFL 19.

В New York Times обнаружили, что бывшие тату-художники салона Solid Oak не хотели подавать в суд на создателей игры. Оказалось, что владелец салона обманом заполучил права на их работы и теперь пытается отсудить деньги у создателей NBA 2K.

«С точки зрения бизнеса было бы более целесообразно убрать татуировки из игры или разместить на телах игроков рисунки, дизайн которых находится в открытом доступе», — утверждает профессор Университета Иллинойса Иоланда Кинг, детально изучившая вопрос.

Загружаю...

Издатели видеоигр уже платят за лицензии на спортивные соревнования, музыку и облик спортсменов. Если появится судебный прецедент о правах на татуировки в играх, то, скорее всего, разработчики просто откажутся от их использования – так они просто сэкономят деньги на ведение переговоров с сотнями спортсменов и тату-мастеров.

***

Пока этого не случилось, мы можем вспомнить самые известные рисунки на телах атлетов в различных спортивных симуляторах:

Татуировки Коннора Макгрегора в симуляторе UFC

Дэвид Бекхэм и его максимальная детализация в PES 2019

Лионель Месси и его «рукав» в серии игр FIFA

Загружаю...

«Танец украли, он мне больше не принадлежит». На создателей Fortnite подают в суд

Чиновник стримил PUBG и кидал пошлые донаты на 130к. Его уволили

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Геймдев и мир