«Полкоманды думало, что я отморозок». Дахак все поменял в жизни, и теперь он красавчик
Главное интервью недели.
Никита «Daxak» Кузьмин – один из важных героев начала сезона в СНГ-доте. Потенциал Дахака был виден давно, но у парня никак не получалось выйти на топ-уровень. Но теперь он вытащил Gambit уже на два лана и вместе с командой пытается застолбить второе (пока) место в СНГ.
Никита откровенно, не стесняясь в выражениях, рассказал нам:
– о том, почему он был плохим человеком и как изменился;
– о том, почему из Gambit кикнули Ванскора и Кингэра;
– о том, как он чуть не попал в стак к Лилу;
– и о многом другом.
– Вы проиграли финал майнора, понятно, что это обидно. В целом, вы были довольны, что дошли до финала, или это совсем не достижение?
– Думаю, довольны. Как минимум для меня и Иммершна это был чуть ли не первый лан. Это хороший опыт для нас, позитивный. Всегда, если ты ожидаешь занять не последнее место, то радуешься, если поднялся выше. У меня такая политика: хочешь пятерку – настройся на тройку. Получишь четверку – будешь радоваться.
– Перед финалом как вы оценивали соотношение сил с Ehome?
– Насчет остальных не знаю, а я просто слушаю музыку, как и перед любым другим противником. В пиках я не участвую, дота – одна и та же игра всегда: я выбираю героя, жму клавиши и передвигаюсь по карте. Мне все равно, кто против меня.
– Что–то в пике Ehome тебя удивило, тот же Снайпер?
– Думаю, нет, мы знали, что они Снайпера возьмут и были готовы. С пиком все было нормально, просто чуть плохо сыграли.
– Снайпер же вроде как считается контрпиком Медузе...
– Это такое... Вот есть Визаж, которого банят в первой стадии против меня все команды. У него миллион контрпиков для среднего игрока, но если ты на нем задрот, то контрпиков нету. То же самое и с Медузой. Снайпер... Этот герой может чуть-чуть наравне играть, но не более.
Даже Войд не считается контрпиком Вивера, хотя может просто в ноль убивать. Так что, думаю, проблема не в Снайпере была.
– Что тебе не нравится в этой мете на уровне экономики/механики?
– Да все устраивает, в принципе. За соло-смерти наказывают, камбэк нормальный.
– Мне всегда казалось, что команде, проигравшей финал виннеров, как правило, проще потом играть главный финал. Просто потому что ты проиграл, и тебе легче найти проблемы и пофиксить их. Ты согласен?
– Это еще дело морали... Я не особо согласен. Грубо говоря, вот мы играли одну Bo3, не дай бог она затянулась бы, да и так две долгие карты были. Мы уже уставшие подходим, они отдохнувшие.
С другой стороны, они все этом время ничего не делали. Просто так смотреть игры три часа – это утомляет. Тебе становится скучно от ничегонеделанья.
– Ты говоришь, что вы были уставшие перед гранд-финалом, но ведь в обычной жизни вы играете по 10-12 часов. На турнире напряжение выше, и поэтому быстрее устаешь?
– Это довольно сложно... На самом деле, да, на кавэшках и официалках морально сильнее устаешь. Даже неважно, выиграл ты 2:0 или проиграл 0:2 – напряжение все равно больше.
Но это у каждого человека по-разному. Бывали моменты, когда я по 15 игр в день играл, и мне было мало. А бывало когда по 4 игры в день – и мне было достаточно.
– 15 игр – это когда было?
– Может, полгода назад. Грубо говоря, последний месяц играю по 10, а месяц назад играл по 4 – и мне с головой хватало.
– Если взять матчи майнора (думаю, скримов у вас тоже было много), ты видишь принципиальную разницу между китайской, европейской и снгшной дотой?
– У китайцев были герои необычные, которых приходилось только им банить в первой стадии, типа Войда и Титана, никто ими больше не играл. В финале просто жесть: те герои, наверное, вообще до этого не банились на турнире – Хускар, Титан и Войд. Никто такое не банит, а против китайцев – почему нет?
– А ты понимаешь, почему они ценят этих героев так высоко?
– Не знаю, по мне, это слабые герои. Или вот с Визажом никто, кроме нас, не играет. С Медузой играют, но не так хорошо. Поэтому против нас их банят.
Если наиграть Течиса, то его начнут банить, как у NoPangolier. Если ты задрот на каком-то герое, то будешь его брать в любом случае, даже если он сейчас не в мете.
– Получается, в мете сейчас нет совсем слабых или сильных героев: все зависит от опыта, наигрыша и подготовки конкретного игрока?
– Вообще, да, именно так и есть. Даже когда была сильна PA, и считалось, что пикнул PA – победил, все было не так. Нормальные команды придумали миллион контрпиков, и сейчас PA даже не котируется. Просто пикаешь героев, которые все по чуть-чуть ей что–то делают, собирают ауры – и PA больше нет. А ведь ей ничего не меняли почти, манакосты подняли, но это не фикс ни разу.
– А есть герои, которых сейчас нет в мете, но тебе бы хотелось, чтобы они вернулись?
– Наверное, классический Вивер. Меня год назад считали игроком только на Вивере. Вернулся бы на него.
– А тебе это льстило, или больше проблем было?
– Если бы это был мой единственный герой, то доставляло бы проблем, а так – это респект. Против меня банят Визажа и Медузу – значит, четверки останутся, пятерки. Сейчас много четверок, которых в первой стадии открываешь – и это сразу очень сильно.
– Например?
– Котел, Земля, Тусик. Они всегда либо в бане, либо в пике.
– Давай поговорим о твоей карьере. Расскажи, как собирался первый состав Ferzee?
– Меня кикнули из Gambit (после отбора на TI8 – прим. Cyber.sports.ru), потому что результаты были неудовлетворительные. Я был рад, что нас наконец кикнули, потому что весной еще начались проблемы.
Летом я сидел, стримил, но предложений о команде до начала сентября не было. В какой-то момент меня позвали в этот состав, и где-то через день меня еще позвал Лил. Я ответил ему, что сначала с этими ребятами потренируюсь, посмотрю что да как.
Времени-то уже не было, если бы мне раньше написали и были другие нормальные предложения, то мог бы и в другом месте оказаться. У меня плохая репутация, вероятно, из-за этого меня никто не хотел брать.
– А из–за чего плохая репутация?
– Скажем так: был не очень хорошим человеком до армии. Прямо вообще мразью конченной, если говорить честно. Но я изменился в лучшую сторону. Раньше со мной было невозможно играть, теперь, думаю, у тиммейтов нет проблем.
Я в жизни такой ребенок был, а теперь – профессионал, отношусь к доте как к работе. Когда я приходил в команду, половина игроков думала, что я полнейший отморозок. Сейчас, надеюсь, они так не думают.
Я поменялся за время армии, осознал, что лучше так не ############ [оплошать] снова. Потому что не хочется идти на какой-то завод или еще что–то, просто потому что я не умею вести себя как человек. Я поменялся и зарабатываю тем, чем мне нравится.
– Расскажи подробнее про историю с армией. Это же было вынужденное решение?
– Было некоторое давление со стороны семьи, потому что я ничего не делал, кроме как сидел за компьютером, и они не видели фидбэка. Я был очень ленивым, к ЕГЭ не готовился. Я пришел на один экзамен сильно простуженный и не додумался спросить: «А можно в следующий раз сдать?». В итоге за 20 минут написал – и лучше бы я провалился, чем написал на минималку тот экзамен, который я спокойно на 60 могу сдать.
На бюджет не поступил, причем только в один вуз подавал документы. И пошел в армию.
– Это армия тебя чему–то научила, или ты сам понял, что твоя жизнь катится куда-то не туда?
– Думаю, сам. Просто осознал, что я обосрался в жизни и надо что-то менять.
– Когда вернулся из армии, ты почувствовал, что твой скилл упал?
– Да, первый месяц когда играл – чуть ли не плакал, ничего не получалось. Я играл игр по 20 в день, просто убивал себя. Через 2–3 месяца понял, что потихоньку возвращаюсь в форму. Еще через месяц уже в какой-то тир-3 команде играл, 400 долларов получал, опен–квалы проходил, радовался. Ну а потом попал в Gambit.
– Вернемся к «Ферзям». У вас сразу был план: сначала пытаемся себя показать, потом ищем организацию?
– Можно сказать, да. Даже с самого начала искали организацию, потому что у некоторых людей были проблемы с деньгами. Но предложения были плохие и решили так: давайте посмотрим, что будет после квал. А потом уже было много предложений, потому что отобрались – для организаций это всегда полезно.
– Тебе не было обидно, что Гамбиты в июне с тобой расстались, а в октябре снова подписывают?
– Думаю, нет. С учетом того, что я чуть ли не умолял кикнуть нас... Где-то весной о нас говорили: «Господи, пожалуйста, дотерпите до Инта, покажите, что вы умеете». Я показал, в принципе, это было в плюс. Пара человек сказала мне, мол, молодец, хорошо сыграл, будем за тобой смотреть.
– Ванскор явно дал понять, что чувствует себя обманутым: по его словам, вы договорились о его кике до квал, отобрались на майнор и кикнули. Можешь высказать свой взгляд на ситуацию?
– Конечно, обе стороны будут пытаться свою правду рассказать. Но если начинать сначала, то у нашей тройки – я, Afterlife и Afoninje – у нас часто возникали вопросы к игре саппортов. На каждом обсуждении мы говорили, что не так, пытались обучить, составляли даже пункты – что им надо делать.
Ситуация не менялась, на квалах на мажор все горели, но продолжали играть. После мажора было обсуждение – что делать дальше. В итоге договорились дать им время до конца квал на следующий мажор в Чунцине. Еще дополнительно расписали для них пункты, которые надо пофиксить.
Несмотря на усилия саппортов улучшить свою игру, глобально ситуация не изменилась. Мы подумали, что, возможно, команде необходим более динамичный стиль игры саппортов.
После квал на мажор мы мягко сказали им, что пытаемся потестить других людей. Времени между квалами на мажор и минор было совсем немного, а кандидатов не было, только один левый человек на пятерку, мой знакомый: теория у него хорошая, а практика плохая, он ничего не показал. С ним в паре пробовался Immersion, и этот мой друг разочаровал Иммершна.
Мы решили, что вариантов нет, и придется продолжать тем составом. Отыграли квалы на минор, было очень плохо, еле победили. Не особо радовались. Уровень СНГ был слишком низким, если мы смогли победить тем составом. Потом были квалы на ESL, противоречий становилось больше, напряжение внутри коллектива нарастало. Выиграли каким-то образом – снова привет СНГ-доте.
И потом уже расстались. Fng давал нам понять, что после квал на ESL готов говорить. Мы поговорили, он согласился.
– Ты поругиваешь СНГ-доту. А можешь объяснить, в чем главная беда? Ведь по сути и правда за последние 2,5 года никто, кроме Virtus.pro, не может даже полгода отыграть на стабильно неплохом уровне.
– Менталитет. Просто СНГ-менталитет. Немногие готовы относиться к доте как к работе. Полностью профессиональное отношение – это, например, не играть в другие игры. Поиграл в CS – а там миникарта в другом месте, и ты привык. Привык на пробел подпрыгивать, а в доте у тебя другой бинд. Мне это очень сильно мешало, и я давно ни во что другое не играю.
Приходить на тренировки вовремя, играть только соло матчмейкинг, тренировать героев, на которых ты должен уметь. А не ходить в пати с телочкой, чтобы на Паджике покрасоваться. А ведь так часто бывает.
– Играть дуо в доте совсем бесполезно?
– Да, абсолютно. Потому что ты попадаешь на рейтинг пониже, и эти игры тебе ничего не дадут. Так, развлечение.
– Главная проблема керри в СНГ?
– Есть люди, которые просто бьют крипов. Пока им не скажешь, они ничего не сделают. Вот я бью крипов, чтобы собрать БКБ, чтобы пойти в Рошана, а потом пойти на ту вышку и так далее. А другой просто: «Я бью крипов. Когда что-то скажете сделать, я сделаю». И молчит.
– То есть ты сам стараешься более проактивно играть?
– Необязательно, но я ставлю цели. Я проговариваю, что я делаю, чтобы не было ошибок. Я проговариваю, что собираю, на случай, чтобы если это полная хрень и я вообще тю-тю, то тиммейты мне скажут: «Дружище, может, ты что-то другое сделаешь?». Это нормально, ты делишься своими мыслями, и тиммейты тебя остановят, если это неправильно.
– Последний пример?
– «Го в Рошана, парни». «Не, у нас времени нет». Если бы мы играли на доверии, то каждые 5 минут ходили бы в Рошана. Еще Вася любитель: «Так, противника 5 секунд нет – пошли в Рошана». И так постоянно.
Бывают нормальные коллы. 10 раз он предложит – 9 раз мы ему скажем: «Вася, все нормально, успокойся».
– Fng считается одним из топовых капитанов в СНГ. Ты уже прочувствовал, в чем он крут?
– Он хорошо коллит. У нас были до этого проблемы, что никто ничего не говорил. У нас была какая–то очень неудачная игра, Гиро–Висп, и мы разбивали смоки, просто чтобы убить саппорта и выиграть полминуты для команды. Мы их юзали–юзали–юзали и выигрывали по полминутки, а в итоге потом как–то смогли бороться. И так в каждой игре: даже если все хреново, он будет что–то говорить и придумывать.
За мувы в лейте полностью я отвечаю, так что если мы пошли в трон и провалились – это полностью моя вина, если что. Но все мувы в начале и мидгейме – за них отвечает он.
– Кстати, вспомнил вашу последнюю игру с Ehome: как вообще камбэкать такое отставание? Или это вообще нереально?
– Можно, но очень сложно. Нужно заставлять противника ошибаться. Если ты проиграл три линии, то нельзя стоять дальше статично: если ты ничего не будешь делать, то проиграешь. Лучше делать какую–то невероятную хрень, что–то неожиданное – даже если получится плохо, то противник начнет думать и, может, ошибаться. А если ты стоишь и бьешь крипов, то противник, так как бьет больше, потом убьет тебя, ты проиграешь. Хоть на легкой линии иди выпуливай крипов – это неожиданно, и противник может ошибиться.
У нас была дизмораль после третьей игры, было обидно ее проиграть. Там было очень обидно проиграть. Было много ошибок еще до того, как я в соло слил. А после этого уже и невозможно было выиграть. И в итоге в четвертой игре не захотели играть на героях, которые нам не нравятся. Пик-то у нас шикарный, но позиции должны были быть другие совершенно: Тайд – оффлейн, Бист – 4, Феникс – мид. И тогда игра была бы совершенно другой.
– Ты долго играл в Heroes of Newerth. Как так получилось?
– У меня старший брат играл в первую доту, потом перешел в HoN. Я смотрел за ним, чуть-чуть играл, чуть-чуть получалось. Потом брал год перерыва на WoW, вернулся в HoN, вроде был жестким пабером, но делал все бездумно. Там игра в какой-то степени попроще: фактически все, кто был хорош в HoN, стал хорош и в доте. Те же Альянсы – мы друг друга знаем оттуда.
Ушел в доту, когда S2 Games сказали: «Мы больше не будем поддерживать игру, всего хорошего».
– Кто самый приятный тиммейт из тех, с кем ты играл – как на про уровне, так и в пабах? Европейцы вот всегда хвалят GH, мол, очень позитивный парень.
– Synderen. Всегда позитивный чел. Играет хреново, но всегда позитивный.
– Какое у тебя самое яркое впечатление из детства?
– Наверное, когда мне нос сломали в пятом классе. Один очень сильный удар, у меня до сих пор перегородка кривая.
– Из–за чего дрался?
– Потому что я был тварью до 19 лет. Сам был виноват, я это понял на следующий день и до сих пор понимаю и помню.
– Расскажи про свой опыт регби. На каком уровне это было, как часто тренировался?
– Два–три раза в неделю тренировки, чисто мяч покидать и побегать по полю, а в воскресенье, например, ехали в Долгопрудный и играли в другой команде. Это было 2–3 года лет с 13. Можно сказать, родители отправили, чтобы я дома не сидел.
– Ты позиционируешь свой стрим как обучающий. Насколько тебе важны стримы и возможность влиять на коммьюнити?
– Если честно, у меня не закрыта личка, и мне часто пишут 5-, 6-, даже 7к игроки, спрашивают: что не так сделал в каком–то моменте. Если у меня есть время, я без проблем объясню, импрувлю коммьюнити бесплатно.
Вообще, стримы изначально были без этой цели, для себя. Это как визит к психологу, где психолог – это зритель, и ты ему выговариваешься. Говоришь психологу: вот тут ты прав, а вот тут неправ, и получаешь какой-то фидбэк. И это успокаивает.
А иначе может получиться, что все игроки в доте нажимают клавишу разговора и начинают материть друг друга. Чтобы этого было меньше, лучше выговариваться про себя, в скобочках – на стриме. Я успокаиваю себя, делаю более–менее нормальный контент, качаю медийку.
– Получается, что стримы совсем не надо цензурировать?
– На самом деле, не очень приятно, когда люди 24/7 матерятся, как я. Я понимаю, что это плохо с моей стороны. Но именно цензурировать, что нельзя говорить п-слово... Не знаю. Это странно: п-слово говорить нельзя, а любое другое слово на п можно, хотя оно ничем не лучше.
Цензуризация мне не нравится: почти ничего нельзя говорить, очень мало что можно делать.
***
Еще парочка наших классных интервью:
«Первый месяц в Москве рыдала каждый день». Как Маша Ермолина стала Mrs. Marple
Мы поговорили с создателем анимации True Sight. Он 3 раза выиграл конкурс Valve