Помните турниры от Play2live? У бывших сотрудников вымогают деньги с оружием
Слышали о Play2Live? Сейчас с этой компанией происходит история, которая вряд ли бы удивила вас в 90-е. Мы расскажем вам подробнее о ней.
Что это за платформа?
Play2Live должна была стать стриминговой площадкой с интергированной системой блокчейна и собственной криптовалютой. По задумке разработчиков, стримеры должны были зарабатывать деньги (а точнее токены Level Up Coin – собственную криптовалюту P2L) не только с помощью подписок, рекламы и донатов, но и на ставках. Сами же зрители также получали токены за просмотр стримов.
Компания получила $500 тысяч стартовых инвестиций на разработку и в конце января 2018 года начала предпродажу токенов Level Up Coin. Менее чем за две недели платформа собрала около $30 млн. Эти деньги пошли на открытие трех офисов и организацию киберспортивных турниров под брендом Cryptomasters.
Еще до начала открытой продажи валюты Play2Live организовала турнир по CS:GO. Восемь участников, среди которых BIG, Space Soldiers и GODSENT, разыграли два миллиона токенов. На тот момент платформа оценивала один LUC в пять центов, то есть за первое место AGO Esports получила 50 тысяч долларов.
В мае 2018 года токены Level Up Coin получили первые котировки на различных платформах криптовалют. В июне стоимость валюты достигла пиковой отметки — один LUC оценивали в $0,015.
Дальнейший спад не остановили ни трансляции The International 2018, ни запуск открытого бета-теста в сентябре, ни турнир Cryptomasters Dota 2 в октябре с участием Team Spirit. В начале января 2019 года стоимость одного токена немного превышала $0,0002. Стоит отметить, что это общий тренддля криптовалют: стоимость того же биткоина с лета упала в два раза.
9 января 2019 года появились сообщения о закрытии P2L и увольнении всех сотрудников. Однако Алексей Бурдыко сообщил, что сокращен был только маркетинговый отдел, а проект продолжит работу. На фоне падения рынка криптовалют у компании возникли финансовые проблемы. Сделка по дополнительному финансированию от неназванного инвестиционного фонда провалилась, поэтому было принято решение о сокращении штата.
Вместе с этим Бурдыко анонсировал некий киберспортивный проект, завязанный на Level Up Coin: «Помимо самой платформы Play2Live внутри мы разрабатывали все это время другой смежный киберспортивный продукт, которые также будет акцептовать токен проекта. Он будет работать в симбиозе со стриминговой платформой Play2Live. Помимо этого мы выделили для себя отдельный сегмент B2B-продуктов, которые мы сможем реализовывать для создания дополнительных источников дохода внутри компании».
Что не так?
Сегодня история с Play2Live получила неожиданное продолжение: бывший директор по маркетингу стриминговой платформы Play2Live Мария Маврех рассказала, что ее похитили. Два вооруженных человека затолкали ее в машину и потребовали вернуть деньги. Она предполагает, что это были инвесторы Play2Live, которым задолжал Бурдыко: «Я должна вернуть деньги, которые просрал Алексей Бурдыко. Да, мне говорили, что в прошлом году, когда я ушла из проекта, он рассказывал всем, что я украла три миллиона. Это кто-то из тех, кто вложился в P2L. У меня нет денег, я ничего не крала. Я не нарушила закон. Я не сделала ничего плохого».
Мария Маврех
Маврех угрожали оружием: «Мужик тыкает мне в лицо стволом пистолета. Черный и холодный. Я говорю что у меня ничего нет и им нужно продавать проект и забирать свои деньги. Кажется, потекли слезы. Я не поняла. Мы остановились и меня вытащили из тачки. Уехали».
В ближайшее время ее семья покинет страну, а сама она планирует вернуть деньги инвесторам Play2Live: «Нечего терять. Ни в чем нет смысла. Мой ребенок покинет страну в самое ближайшее время со своим отцом. Я продаю Play2Live, возвращаю бабки ключевым инвесторам. Потому что могу. Я могу вообще все».
Cyber.sports.ru запросил подробный комментарий у Марии, однако она отказалась делать какие-либо заявления до разговора с адвокатом, уточнив лишь, что никогда не владела долей в компании.
Позже пост пропал со страницы Маврех в фейсбуке. «Предыдущий пост был заблокирован фейсбуком, я ничего не удаляла», написала она в следующем посте.
Кто такой Бурдыко
Алексей Бурдыко – бизнесмен и основатель холдинга Game Show. Компания занималась организацией киберспортивных турниров. В числе партнеров – крупные издатели вроде Wargaming, Electronic Arts, Riot Games. Организация сотрудничала с DreamHack и «ИгроМир» — в 2015-16 годах она провела на выставке LAN-турниры по Dota 2 и Hearthstone.
Прославилась Game Show скандалами из-за регулярных задержек призовых за турниры.
Алексей Бурдыко
В декабре 2015 Game Show проводила первый из турниров Global Esport Cup по Dota 2. За месяц до турнира стало понятно, что у компании недостаточно партнеров, а значит, само мероприятие выйдет убыточным. Стоял даже вопрос об отмене турнира, но Бурдыко единолично принял решение его проводить даже в минус. В итоге выплату призовых команде-победителю задержали на год.
В апреле 2017 стример Дмитрий Журавлев («Hitman.eXxXe») записал обращение к Game Show League, в котором обвинил компанию в невыплате 175 тысяч рублей за победу в финале турнира по Hearthstone.
Тогда же поступили сообщения, что компания Game Show закрывается из-за долгов. Вскоре выяснилось, что холдинг продолжает работу, однако проводит реструктуризацию.
В июле Алексей Бурдыко покинул пост CEO холдинга и продал свою долю в компании. Он объяснил свой уход потерей мотивации и работой над новым проектом: «Еще полтора года назад я понимал, что хочу делать новый проект и именно сейчас я смогу уделить ему достаточно внимания». Как оказалось, Бурдыко говорил о Play2Live.
Что говорит Бурдыко
Мы связались с Алексеем, чтобы узнать его точку зрения на ситуацию. Он написал подробное письмо (орфография и пунктуация оригинала сохранена): там очень-очень-очень много про успехи платформы и в конце – про происшествие с Маврех. Если коротко: Бурдыко опроверг, что обвинял сотрудницу в краже 3 миллионов долларов, выразил недовольство тем, что инвесторов выставляют в плохом свете, и заявил, что сам обратится в суд с просьбой расследовать дело.
«Данное обращение к СМИ меня побудило написать последние события и новости вокруг проекта Play2Live. Сейчас идет много обсуждений касательно вынужденного сокращения команды маркетинга, срыва получения инвестиций проектом для дальнейшего развития и множество других событий, которые произошли за последние несколько недель. Мне бы хотелось прояснить и детализировать ряд моментов дабы избежать вольного / двойного толкования большого количества вещей, связанных с проектом.
В первую очередь мне бы хотелось дать развернутый статус того, что мы УЖЕ успели сделать с проектом P2L на текущий момент.
1. В сентябре месяце была запущена бета-версия проекта, которая в т.ч. Сопровождалась масштабной PR-кампанией и началом работы с первыми стримерами бета-тестерами платформы, а также с киберспортивными турнирными организаторами.
2. В бета-версии уже по-состоянию на сейчас реализовано масса функционала в том числе эксклюзивного для такого рода платформ, а также ряд вещей, который не был заявлен в roadmap, однако, которые команда успела реализовать:
– Нейронная сеть для распознавания любых действий стримера в риал тайме.
- На базе нейронной сети имеется полностью рабочая системе интерактивных задач от зрителей к стримеру. Уникальная разработка проекта.
- Свой собственный блокчейн для работы с токенами на платформе включая Blockchain Explorer для отслеживания транзакций
- Полностью реализованный gateway крипта – фиат – Крита и фиат- крипта – фиат.
Также хочу подчеркнуть, что проект был реализован в рекордные сроки – порядка 7-8 месяцев работы уже именно над бета-версией (до этого выпускались несколько релизов MVP) – это отдельная заслуга команды разработки и СТО проекта, Влада Арбатова.
3. Было проведено более 5 комьюнити-ивентов с целью привлечения стримеров на платформу в т.ч. участие в крупных профильных выставках таких как Игромир и т.д. На платформе работало на постоянной основе более 100 стримеров. ВАжно также понимать, что задачи от бета-версии были сформированы как пробный выход на рынок и тестирование и продуктовых фич и маркетинговых каналов. Бета-версия и конечный продукт, который должен будет в этом году идти в масс Продакшен – это 2 разные вещи.
4. Было проведено 2 крупных турнира киберспортивных, где P2L выступал эксклюзивным партнером по стримингу, а партнеры реализовали сам турнир.
В том числе Cryptomasters по CS: GO – https://www.youtube.com/ watch?v=cHvANTc1UV8
5. В течении 3-х месяцев бета-теста платформу посетило более 3,0М уникальных пользователей, были протестированы все маркетинговые каналы в привлечении как стримеров так и пользователей, была получена ощутимая в размерах данной аудитории выручка на микротранзакциях в том числе на эксклюзивных фичах платформы.
6. Произведен листинг на 5 популярных крипто биржах.
7. Благодаря реализованному Gateway токенхолдеры смогли свободно реализовывать токены на протяжении всего срока работы платформы в т.ч. во время действия MVP т.е. сразу после завершения токен сейла.
8. Мы проходили на протяжении 2,5 месяцев полный комплексный аудит от известной инвестиционной группы из Израиля. Мы отчитались за все средства, которые были привлечены в проект от ранних инвесторов и средства токенсейла. И сейчас эти же данные предоставляются другим инвесторам, имеющих желание вложиться в проект.
Все эти процессы делала команда из 74 человек. Таким образом, мы произвели все процессы для токенхолдеров согласно всем взятым обязательствам, выпустили продукт, провели огромное количество маркетинговых ивентов и перевыполнили многие вещи, указанные в роадмэпе. К сожалению, срыв сделки с инвестором поставил на паузу некоторые процессы, но мы решим эти проблемы и продолжим работу над проектом.
Касательно вопроса о расходовании средств наиболее популярный из них про расходования тех самых $30M. Я уже давал развернутый комментарий, приведу его здесь целиком:
«Важно понимать, что большинство ICO фиксировали свои суммы сборов в момент самих сборов. Play2Live собирал значительную часть криптовалюты в своем токен-сейле в период, когда 1 ETH стоил от $1000 до $1300, но уже к окончанию токен-сейла курс был на уровне $700. И конечно же, как и все криптоэнтузиасты, мы верили в то, что курс стабилизируется, соответственно не фиксировали всю криптовалюту в фиат. Поэтому для подавляющего числа проектов, в том числе и для P2L, сумма сборов и сумма фактических средств, которые фиксировались для осуществления деятельности, это величины, как несложно посчитать исходя из курса, в разы отличающиеся.»
Теперь касательно ситуации вокруг Марии Маврех.
1. Я хотел бы обратить внимание на ответы Марии буквально за 2 дня до ее возникшей ситуации в посте у известного российского криптокритика, Алексея Гряцких:
Мария официально перестала работать в проекте с 1-го июля 2018-го года. Все это время она находилась на позиции СМО проекта Play2Live – ее основная задача была – это проведения маркетинга токен сейла. Я оставлю открытым вопрос, зачем Мария пытается ввести в заблуждение комьюнити относительно своего участия в проекте.
2. Про разногласия ‘во всем’ в течении всего времени нашей работы мне также не очень понятно т.к. Иначе как мы смогли проработать с ней вместе 1 год, начиная с лета 2017-го года? Разногласия же наступили летом 2018-го года, когда Мария решила в одностороннем порядке создать отдельный бизнес агентский (ТТМ) и увести всю команду маркетинга P2L с внешним инвестором. Вместе с этим в своем же посте Мария упоминает, что ее партнер по ТТМ ее ‘кинул’. Деталей этого мне не известно.
3. Из заявлений Марии следует, что у меня есть претензии к ней на сумму $3M. Это также не соответствует действительности. Да, Мария оперировала маркетинг-бюджетом во время проведения токен-сейла и по пост токен сейл кампании. Однако никаких претензий у меня к ней не было и нет по этой части.
4. Я лично общался с подавляющим большинством наших токен-холдеров и не очень представляю зачем пытаться сейчас выставить их в таком негативном свете. К слову говоря, пост с описанием якобы имевшего места быть нападения уже удален Марией.
Я предложил Марии сразу же помощь со своей стороны как только этот пост был мною прочитан – она не отреагировала на это предложение и не ответила на звонки.
После мы списались с ней, однако из ее сообщений я понял, что она не собирается заявлять о происшествии в органы.
Вместе с этим я и многие другие коллеги уверены, что данное дело – это прерогатива прокураторы и других силовых ведомств и почему Мария не подала до сих пор заявление во все ведущие органы не понятно.
Однако в виду того, что в посте упоминаюсь я, и имеет место быть ряд искаженной и откровенно не соответствующей действительности информации в компетентные органы с просьбой расследовать данное происшествие обращусь уже я. И Марии придется дать показания уже в официальной обстановке а не аудитории фейсбука как то и следует делать в таких случаях».