Как смотреть Counter-Strike, если не играл в него с детства?
Это совсем не сложно.
Многие из тех, кто прочитает этот текст, хотя бы раз в жизни видели меню с такой заставкой:
Шесть лет назад на смену Counter-Strike: 1.6 пришла версия игры, которая актуальна и сейчас – Counter-Strike: Global Offensive (CS:GO).
Суть игры
CS – шутер от первого лица, проще говоря, стрелялка. В соревновательном Counter-Strike все матчи проводятся на картах типа «de_», цель которых поставить или же обезвредить бомбу, а сама игра представляет собой противостояние террористов (атаки) и спецназа (защиты). В команде играет 5 человек, за спиной у большинства коллективов стоит тренер, а в штате могут присутствовать аналитик и статсмен. Из множества карт в соревновательные вынесено семь самых сбалансированных.
Основное время игры состоит максимум из 30 раундов (по 15 за каждую сторону), длительностью в 1 минуту 55 секунд. Команда, которая первая выиграет 16 раундов на карте – побеждает. Если же счет по истечению 30 раундов равный, то до выявления победителя играются дополнительные раунды (в каждой серии их 6, по 3 за каждую сторону). В среднем на одну карту уходит от получаса до часа игры.
Если игроки атаки за раунд не успевают поставить и взорвать бомбу или же убить оппонентов, то очко засчитывается в пользу обороны. Если успевают, соответственно, в пользу атаки. Бомба взрывается через 40 секунд после активации, на каждой карте по две точки закладки бомбы.
Сами матчи проходят в разных форматах – до 1, 2 или 3 побед.
Counter-Strike действительно так популярен?
Да. Трансляции крупных турниров давно собирают сотни тысяч зрителей перед мониторами и десятки тысяч людей на местах проведения событий. В CS:GO не меньше драйва, эмоций и крутости, чем в любом виде спорта.
Например, финальный день ECS S5 в Лондоне в июне 2018 года собрал полную «Уэмбли Арену» вместимостью в 12 000 человек, а турнир в Кельне месяцем позже (ESL One Cologne), собрал 18 000 фанатов CS в «Ланксесс-арене».
Что еще надо знать о CS:GO
Разобравшись в основной задаче и формате матчей, стоит обратить внимание на пару важных для понимания игры моментов.
Тактика
В CS:GO наличие высококлассных игроков в команде – ничто без должного понимания игры и тактической подготовки. Когда хоть немного понимаешь Counter-Strike, невероятно интересно наблюдать за борьбой умов и принципов. У каждого коллектива свой тактический кейс, и говорить об общих тактиках достаточно сложно: слишком многое зависит от стиля исполнения игроков, тренера и соперника. Кто-то предпочитает разыгрывать раунды агрессивно и быстро, что часто является неожиданностью для многих команд, ведь гораздо чаще разыгрываются медленные, тактические раунды. Отличный пример агрессии – российская команда Vega Squadron.
Экономика
Важнейшая часть игры. Грамотное распределение командой получаемых средств – залог к успеху. Игра начинается с пистолетного раунда, когда у каждого игрока на руках по 800 игровых долларов. На них можно купить разве что пистолет получше, пару гранат или броню. Команда, которая выигрывает раунд, как правило получает больше денег, чем оппоненты. Для каждой из сторон экономика разная, вести ее за атаку – проще, у них больше возможностей для получения валюты и дешевле оружия.
Максимально возможное количество денег у каждого игрока – 16000$. Полноценная закупка с автоматом обойдется в 5000$, со снайперской винтовкой можно потратить и все 7000$.
Атака
- Победа в раунде убийством всех игроков противника: +3250$;
- Победа в раунде взрывом бомбы: +3500$;
- Постановка бомбы: +300$ игроку, который поставил ее;
- Проигрыш в раунде по истечению его времени: 0$;
- Проигрыш в раунде: +1400$, +500$ за каждый следующий проигранный подряд раунд. То есть за пятый подряд проигранный раунд террористы получат 3400$ – это максимум, во всех последующих проигранных подряд раундах сумма увеличиваться не будет;
- Бонус за постановку бомбы в случае проигрыша в раунде: +800$ каждому игроку.
Защита
- Победа в раунде убийством всех игроков противника: +3250$;
- Победа в раунде по истечению его времени: +3250$;
- Победа в раунде обезвреживанием бомбы: +3500$;
- Бонус за обезвреживание бомбы: +300$ игроку, который обезвредил ее;
- Проигрыш в раунде: +1400$, +500$ за каждый следующий проигранный подряд раунд, до 3400$.
То есть – большинство раундов в CS:GO проходят в неравных экономических условиях, победы в раундах чаще идут сериями. При выигрыше равного раунда с полным закупом рушится экономика противника, и следующий раунд, вероятно, будет против пистолетов. Существует множество комбинаций закупки в зависимости от экономической ситуации, но в целом их можно поделить на три категории:
- Экономические раунды. В них не покупается ничего, или же на всю команду покупается пару пистолетов получше и светошумовая граната. После проигрыша в раунде команда получит лишь 1400$, на которые стоит закупаться только в критических ситуациях, либо же когда трата этих денег не повлияет ни на что. Например, проиграв в пистолетном раунде, в большинстве случаев идет закупка на все полученные деньги (форс-бай), поскольку экономика оппонента еще слаба.
- Форс-бай. Закупка на все имеющиеся доступные ресурсы, своеобразный ва-банк чтобы вернуться в игру. В форс-бай раундах покупается лучшее из доступного на данный момент
- Полная закупка. Раунды на победу. Гранаты, бронежилет, каска, автомат или снайперская винтовка, возможно даже хороший пистолет. Все это выйдет в приличную сумму, но такая экипировка позволяет выдать максимальный КПД.
Зачастую неверное распределение средств или же рискованное в экономическом плане решение становится ключевым, хоть и не очевидным, моментом на карте. Например, три дня назад в Стокгольме завершился крупный турнир серии Dreamhack. команда Natus Vincere вылетела в четвертьфинале, проиграв 0-2 датчанам из North (киберспортивное отделение ФК «Копенганен»), которые в итоге и выиграли Dreamhack. Ключевым моментом на второй карте стал 17-й раунд (следующий после пистолетного). Потеряв в пистолетном раунде одного игрока, Natus Vincere, играя за защиту оставили открытой точку установки бомбы А (плент).
Шансы выбить террористов с плента были, но Na`Vi даже не попытались выиграть раунд и ушли сохранять броню на следующий раунд, закупая форс-бай под ноль.
Такое решение – интересно, оно так или иначе стало бы ключевым. У Na`Vi не получилось, North уверенно отыграли следующий раунд и смело вышли на счет 11-7. В итоге Natus Vincere смогли взять лишь два раунда во второй половине и покинули турнир, проиграв карту 16-9.
Роли
Деление игроков на роли в CS:GO несколько условное. Игроки различаются скорее по игровым задачам, нежели позициям.
- Снайпер. Очевидно, что снайпер – основной стрелок из снайперской винтовки (AWP или Scout). Обычно в команде существуют основной снайпер и второй, поскольку некоторые тактики, особенно в защите, предусматривают игру в две снайперских винтовки;
- Ингейм-лидер. Капитан команды, координирует действия игроков во время игры. Тренер не может подсказывать команде во время раундов, а на некоторых турнирах даже в 15-секундных перерывах между ними. Только между картами, матчами и в тактические тайм-ауты. Так что связка тренер плюс ингейм-лидер очень важна, потому, что именно капитан команды реализует тактические задумки в игре;
- Люркер. Игрок, который обычно действует отдельно от команды. Оттягивает внимание во время выхода команды на другой плент, заходит в спину, ищет загулявших игроков и одиночные убийства по карте. Успешная игра люркера приводит к суматохе в команде противника и сильно усложняет понимание происходящего на карте;
- Энтри-фраггер. Человек, который первым выходит на огневой контакт. Обычно это сильный стрелок, чаще всего играет в связке с игроком поддержки (саппортом);
- Саппорт. Тот самый парень, который будет прикрывать, раскидывать гранаты, а в тяжелой экономической ситуации он может и перекинуть оружие более сильному стрелку.
Что красивого в Counter-Strike?
Оставим в стороне разговоры о сложных тактических розыгрышах, ведь мы пока только постигаем основы игры. Но полностью обходить тактику не стоит. Посмотрите, как красиво исполнила раунд команда North. Сначала датчане накидали дымовые гранаты на точку А, что позволило безболезненно запустить Вальдемара «valde» Бьорн Варгсу в выгодную позицию («пески»). После чего valde демонстративно показал свое присутствие и заставил стянуться всех игроков Natus Vincere под точку А – те подумали, что это полноценный выход. В этот же момент 4 остальных игрока перетянулись на точку B, которая оказалась абсолютно пустой.
Маневр North выиграл ей добрых 15 секунд времени, и датчане легко взяли раунд. Natus Vincere же просто не успели спокойно перетянуться с точки на точку.
А вот, вероятно, самое крутое, что может быть в Counter-Strike в плане индивидуального исполнения. Алекси «allu» Ялли остался в одиночку против пятерых и убил раунд. Такое происходит крайне редко, у многих игроков по паре раз за профессиональную карьеру.
8 лучших моментов 2018 года в CS:GO
Отдельная категория – игра на пистолетах. Есть моменты, когда один человек решает все даже в изначальной ситуации 5 на 5: