Как зарабатывают команды в СНГ

Марк Авербух продолжает исследовать финансы в СНГ-доте. На этот раз он собрал информацию о том, как же зарабатывают киберспортивные организации в СНГ.

Спонсорские контракты

«Их размер зависит от совокупности нескольких факторов: результативность составов, общая база поклонников/подписчиков и навыки сотрудников отдела продаж (если такой есть, конечно же). Потолок реальных контрактов в СНГ в районе $600 000/год. С другой стороны, происходят сделки в духе ВП и Мегафон, где спонсор наверняка закрывает VP весь дефицит бюджета, а возможно, и делает их прибыльными.

Когда в сообществе говорят о реальном спонсорстве с шестью нулями, на ум сразу приходит партнерство между Team Liquid и Alienware, длящееся уже больше шести лет. Между тем, один из моих собеседников высказал осторожное сомнение в том, что речь идет о полностью “живых деньгах”. По его мнению, часть средств команда получила на счет в банке, а часть – в виде своей уникальной тренировочной базы.

Чем дольше длятся взаимоотношения между командой и спонсоров, тем больше размер сделки. Это говорит о том, что спонсор доволен результатом работы с командой. Например, сотрудничество Natus Vincere – HyperX и VP – G2A длится не первый год, и размеры контрактов 2018 года должны быть выше, чем годом ранее.

Нижняя планка контрактов в СНГ – $30-50 тысяч/год. Этот уровень не интересует топовые команды (Na’Vi/VP) региона, что позволяет другим игрокам (Empire, Vega и т.д,) пополнять свой бюджет и держаться на плаву. При этом далеко не факт, что, допустим, из 4 партнеров Vega Squadron каждый платит по $30-50 тысяч».

Загружаю...

Медиаправа

«На это в нашем регионе могут претендовать гиганты вроде Natus Vincere & VP. Сумма их сделок, например, с Twitch может достигать полумиллиона долларов в год. Она складывается из двух частей: фиксированная, размер которой зависит от бренда команды (по сути является спонсорским контрактом), и активная (за стриминг и т.д). Помимо этого, сюда входит еще продажа контента, но суммы там не шибко большие».

Загружаю...

Роялти

«Отчисления командам за продажу продукции с их логотипом/брендом. Например, кресла DxRacer с логотипом Vega Squadron. Сюда же учитываются отчисления за стикеры в CS:GO – до 25%, продажи предметов внутри игры – до 10% и призовые, в среднем 7-15%. Например, в 2017 году Virtus.pro забирала себе 15% с призовых. Если ничего не изменилось, за 2017 и 2018 года команда должна была собрать с игроков около $815 тысяч. Если дотеры победят в Ванкувере, заберут в два раза больше».

Мерч

«Майки, худи, браслеты и прочее. Потолок – около $100 000 в год. Как можно понять, итоговая сумма привязана к спортивным результатам команды и популярности. Ну, вспоминая форму Винстрайк, есть еще привязка к дизайну и цене (ходит слух, что их футболка будет стоить 6 000)».

Расходы

«Рассмотрим на примере Virtus.pro.

Представим, что CS:GO состав (после ухода двух высокооплачиваемых игроков) ежемесячно облегчает банковский счет организации на $65 000 (до ухода таза и снакса было в районе 100). Дотеры, чьи зарплаты, в течение года уже вырастали процентов на 15-20%, а сейчас, по слухам, должны подняться до запредельного, для рынка, уровня – выше 15 000 (чемпионы мира – Liquid получают меньше), обходятся примерно в такую же сумму.

В месяц на зарплаты только игроков (без тренеров, менеджеров и т.д.), требуется $130 000 – $1,56 млн в год. С персоналом сложнее, я думаю, что обслуживание команды (тревел, офис, буткемп, юристы, бухгалтерия, сайт, видео и т.д.) тянет тысяч на $400-500 в год. Получаем около $2 млн расходов. Без донорства Мегафона покрыть это силами G2A, Twitch и недавно присоединившегося ПариМатч мне кажется затруднительным. В то, что ФрагСтор и Mr.Cat платят команде существенные деньги, верится еще меньше.

Загружаю...

Следует отметить, что оба состава команды Virtus.pro получают выше рынка. Для сравнения, по слухам, дотеры состава Winstrike зарабатывают в пределах $4500-5000 в месяц, что соответствует средней зарплате дотеров в мире (возможно, без учета Китая и Ликвидов) и выше того, что можно получить в СНГ ($2000-3000).

У Virtus.pro еще неплохая ситуация. Взглянем, например, на Vega Squadron, у которых 4 спонсора, которые, по моим прикидкам, в лучшем случае, платят в сумме $200 000 в год. А теперь посчитаем фот: примерно $7000 за CS:GO, примерно столько же за DOTA2 и, представим, что PUBG, FIFA & LOL (взято с их сайта) вместе тянут на тысячи на 4, добавим в уравнение менеджмент, буткемп и прочее обслуживание. Получим от 20 до 25 в месяц, то есть минимум $240 000 в год. Что-то не сходится, не так ли?

Подозреваю, что весь тир-2 в СНГ (Empire, Vega, forZe, QBF и т.д.) убыточен, выезжая только за счет подпитки от владельцев. Есть, конечно, уникальные команды, вроде Team Spirit, существующая за счет других профильных активов владельца (маркетплейсы, ставки), но это единичный случай.

Вывести команду в плюс (по крайней мере, в СНГ) задача не из простых, но решить ее можно несколькими путями: как Natus Vincere – на полную катушку используя силу бренда и, вероятно, имея сильный сейлз и маркетинг отделы, как Virtus.pro – с помощью донорства, как Spirit, построивших целую инфраструктуру, завязанную на киберспорт».

Загружаю...

Налоги

«Если команда работает в России полностью в белую, то каждый рубль зарплаты резиденту РФ может обходится ей до 1.43 рубля. В целом, все зависит от того, как оформлены сотрудники и насколько компания “белая”.

Кроме этого, призовые деньги облагаются налогом на выигрыш. Все зависит от организатора (удерживает ли он налоги до выплаты) и страны (ставки на выигрыш различны). Если в начале 2010-х призовые выплачивались в полном объеме, а команды уже сами решали вопросы налогообложения, то сейчас некоторые организаторы начинают удерживать налоги, тем самым уменьшая выплаты. По словам одного из моих собеседников, пока удерживают налоги только с турниров, прошедших в США (30%).

Это очень важный момент, способный сильно повлиять на экономику команды, работающей полностью в белую. Однако я не уверен, что такие вообще существуют. Многие, так или иначе, используют маневры для оптимизации выплат».

Стоит отметить, что генменеджер Virtus.pro Роман Дворянкин уже заявил, что в исследовании Марка Авербуха есть проблема с фактчекингом. Дворянкин пообещал нам дать более подробный комментарий, касающийся Virtus.pro.