Команды, которые меняли доту. Evil Geniuses – первая команда вокруг суперзвезды
Приближается The International – турнир, который ежегодно меняет наше представление о том, что такое дота. Cyber.sports.ru продолжает серию статей о командах, которые писали историю игры.
«Когда у тебя в команде есть polarizing player, такой как Артизи, Сумаил или Миракл, ты должен играть на него».
«Бесплатный совет Evil Geniuses: кикните Артизи или Сумаила».
Автор этих разнополярных цитат – Питер Дагер. Разница во времени между ними – меньше года. На первый взгляд, они противоречат друг другу, но если как следует проникнуться философией ppd, логика его высказываний станет очевидной. Чтобы понять Питера, нужно знать предысторию.
Говоря про “polarizing player”, Питер имел ввиду ключевого игрока, вокруг которого строится игра команды. Polarizing player в терминологии ppd – это игрок, вокруг которого создается иллюзия победы в одиночку. Рядовой зритель и рад быть обманутым дымом и зеркалами, в роли которых выступают KDA и GPM. Большинство зрителей рефлекторно нажимают на никнейм Сумаила или Миракла в послематчевом голосовании за MVP. Это нормально. Профессионалы знают истинную силу и ценность ролевиков, без которых ни одной звезде никогда и ничего не выиграть. Повышенное внимание к звездным игрокам – это не страшно. Страшно, если такой игрок сам вдруг поверит в то, что он выигрывает игры в одиночку.
Полярности Питера
История появления ppd на американской сцене получилась довольно кинематографичной. Его переход в Dota 2 из HoN пришелся на конец 2013 года – самый мрачный период в истории американской сцены. NA-регион тогда не воспринимали всерьез, там не было не то что стабильных команд, но даже стабильных игроков. DeMoN и BuLba уже тогда были магнитом для мемов, старину Майка знали исключительно как сталкера чужих мамаш, а UNiVeRsE и Fear были немолодеющими середняками, и казалось, что свое время они уже упустили.
Что до общей картины на про-сцене, то она была не менее пессимистичной. Китайская сборная суперзвезд разрывала на международной арене, а в глубинах ACE уже созревала новая Dream Team. Последние очаги сопротивления китайцам были сконцентрированы в Европе, да и американские составы, вроде Team Liquid-2014, не обходились без европейцев. Шансов перевернуть игру у вчерашнего хонера было немного.
В таких условиях ppd оказался на старте своей карьеры в доте. Будучи довольно прозорливым стратегом, Питер сразу решил, что не будет пытаться кого-то копировать, а создаст свой собственный стиль. Для воспроизведения модели Team DK со звездными игроками на каждой позиции у него в регионе банально не хватало звезд. Fear и UNiVeRsE, которых уже пять лет назад причисляли к ветеранам, не выиграли к тому моменту даже Дифенса (однажды Старик был близок к этому, но остановился на третьем месте – были времена). Для того, чтобы играть как Newbee и Vici Gaming – никакой индивидуальности, все действия игроков подчинены плану генсека капитана на игру – в его распоряжении не было игроков с подходящим темпераментом. А играть как европейцы – случайные звездные игроки на рандомных позициях от случая к случаю выдают сильные перфомансы и выигрывают игры (или нет), Питер бы не стал из принципа. Вместо этого ppd нашел идеальную формулу по внедрению звезд в командные взаимодействия, без ущерба для эго игрока и микроклимата коллектива.
Артизи стал первым системообразующим игроком, на чьи плечи Питер взвалил необходимость быть главным потребителем ресурсов в команде. Проверенная временем стратегия с традиционными керри постепенно стала себя изживать, и Питер очень тонко прочувствовал момент, сместив акцент в сторону мида. Артизи начинал просто как фармящий мидер: он играл на традиционных для центральной линии героях, вроде DK или Razor, только чуть больше времени уделяя крипам. Со временем, центральная линия у EG все больше стала напоминать старую легкую: Lycan, Naga, TB, PA и прочие герои, на которых хотел играть Артур, начинали с мида и заставляли недоумевать излишне консервативных зрителей.
Evil Geniuses максимально эффективно маскировали слабые стороны Артура и как могли помогали ему в том, в чем он был хорош.
“Артур хочет воевать со зданиями? Наберем побольше урона по героям, чтобы компенсировать это”.
“Артур хочет играть на мидовой PА? Возьмем под нее как можно больше контроля, пусть резвится на здоровье”.
“Артур хочет играть на Наге? Ну что ж, запасемся терпением”.
Подстроенная под Артизи игра EG начала приносить результаты. Вот EG за полгода до прихода Артура и Питера:
А вот первые полгода в обновленном составе:
Мгновенный успех Evil Geniuses оказал принципиально разный эффект на его главных творцов. Ppd убедился в состоятельности свой игровой модели, требующей “наконечника” – звездного керри, способного выигрывать игры, когда команда создает для него подходящие условия. Артизи же уверовал в то, что его игра – единственная причина подъема EG.
На волне успеха команды Артур создал вокруг себя целый культ личности. Хотя по содержанию он больше походил на кружок любителей пофармить и повоевать со зданиями.
Безусловно, такую Нагу придумал не он, но популяризировал и на какое-то время сделал ее бичом пабов на всех без исключения рейтингах именно Артур. Мидовые Наги и Ликаны заполонили все игры, имя Артизи все чаще упоминали в контексте лучших игроков мира. В конечном итоге, Артур сдался на милость им же придуманной мистификации и поверил в то, что он выигрывает игры в одиночку. Он поверил, что Питер ему больше не нужен.
“В тот момент Артур хотел играть только на Наге и ТБ, я же думал, что мы можем выигрывать иначе, больше как команда. Возможно, это было моей ошибкой как капитана, не поверить в идеи Артура и не найти способ сделать так, чтобы они работали”, – скажет потом Питер. Артур же решил проблему просто – ушел к капитану, который позволял ему играть на его любимых героях.
В тот момент на EG все поставили крест. Об этой команде можно забыть, ее просто больше не существует – так рассуждали типичные реддиторы, и не только. Питер тогда звал к себе в команду много различных игроков, включая Энви и Нотейла, но даже не хватающие звезд с неба канадец и датчанин считали, что EG – это тонущая лодка, и переходить туда смысла нет. А потом в глубинах NEL Юниверс нашел Сумаила. Человека, который на долгие годы станет определением термина “polarizing player”.
Полярности Сумаила
Что такое “polarizing player” на самом деле? Питер трактует этот термин по-своему, хотя изначально он имел несколько иное значение. Это игрок, мнения о котором разделяются на диаметрально противоположные – от лучшего в лиге до худшего в мире.
В этом видео Пол Маринер, Крейг Берли и прочие не последние в английском футболе люди рассуждают о Месуте Озиле. Немец был в шаге от рекорда АПЛ по количеству голевых передач за сезон, но болельщики все равно называют его не иначе, как “человек-невидимка” за его фантастическую способность исчезать с поля во время важных матчей. Сумаил не исчезает с карты в решающих играх, наоборот, его вполне можно назвать клатчером. И, тем не менее, он отлично подходит под точное определение любимого термина ppd. Сумаил разделяет мнения о себе как об игроке и как и человеке.
У Сумаила сложный характер. Нет, слишком мягко. Сумаил – говнюк, так ближе к истине. Повзрослев и осознав масштаб своего влияния на современную культуру, ему пришлось удалить едва ли не половину своих ранних твиттов. В числе избранного: “how cna i possibly die to shiki omfg” (орфография сохранена), легендарное gg ez china и кое-что еще более задиристое.
Но при этом он уничтожал всех в игре, в конечном итоге оказавшись улучшенной версией игрока, найти замену которому никто даже не надеялся.
Команды, выигрывавшие The International до EG если не совершали тактических революций, то как минимум диктовали мету. Как максимум, они подстраивали ее под себя, эксплуатируя все микро и макро-элементы и без того несовершенного баланса. Alliance впятером фармили и постоянно держали линии максимально отпушенными, не позволяя сопернику зажать себя на базе. А Newbee и Vici Gaming были Сциллой и Харибдой, между которыми оказались зажатыми все остальные участники The International в 2014 году. Стратегии чемпионов (именно игровые стратегии, включающие в себя выбор героев, игровой темп и макро-перемещения) были единственно верными для своего времени, но, что характерно, кроме самих чемпионов (и вице-чемпионов, как в 2014 году) их никто не использовал. Alliance в 2013-м и Newbee в 2014-м выигрывали TI благодаря тому, что они превосходили соперников именно на игровом поле. Evil Geniuses-2015 превзошли соперников вне его.
Хотя чемпионы прошлого сами диктовали мету, они в каком-то смысле были ее заложниками. Alliance-2013 и Newbee-2014 телепортировались прямиком на свалку истории сразу после патчей, ослаблявших их сильные стороны. Сильную сторону EG невозможно было понерфить патчем, ослабить ей характеристики или усилить ее контрпики. Основой победной концепции EG была акцентированная игра на свою главную звезду. Evil Geniuses позволяли сначала Артизи, а затем Сумаилу выигрывать для них игры, создавая при этом иллюзию, что это Артизи или Сумаил позволяют команде держаться в топе.
Комфортной игрой для раннего Артизи был постоянный сплитпуш и игра в 4+1. EG подстроились и выдали очень сильный дебютный сезон. Сумаил же играл в ультра-агрессивной манере и EG легко перестроились под него. Какая разница, как игрок будет выигрывать игры – убивая героев или крипов? Ppd делал ставку не на сильных в конкретном патче героев, не на пуш, сплитпуш или бесконечные тимфайты. Он полагался на исполнителей.
Питеру в определенном смысле повезло. Не попадись ему под руку Артизи или артизиобразный игрок в самом начале карьеры, кто знает, как бы все повернулось. Время показало, что сильный капитан и сильный фронтмен – это равнозначные слагаемые успеха. EG без Питера, так же как и Питер без EG, могут лишь мечтать о тех результатах, что были у них вместе. В конечном счете, ахиллесовой пятой подхода ppd оказались сами люди. Концепт “polarizing player” перестал работать в EG в тот момент, когда эго Сумаила перевесило здравый смысл, и он, так же как Артур за пару лет до этого, уверовал в свою исключительность. Он все так же безумно хорош в миде, но почему-то не может попасть даже в восьмерку лучших команд мира.
А ppd все так же гениально драфтит и стратегически разбирает соперников на молекулы. И тоже не может попасть в топ-8.
Команды, которые меняли доту. Они заставили Айсфрога убить пуш