Ламповый киберспорт или не Starladderом единым
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Пока все киберспортивные СНГ СМИ сходят с ума от гонки вооружений Maincast, RuHub и Starladder, Newzoo публикует очередной отчёт о миллиардных сделках в игровой индустрии, портал предлагает вам посмотреть на другую сторону киберспорта. Здесь нет миллионных оборотов, медийных звёзд и диких скандалов. Зато есть настоящий дух олдускульного киберспорта. Того, который зарождался на плечах энтузиастов, в полутёмных подвалах и небольших заведениях. Именно там «рождались» первые Вилаты и NSы, с таких ивентов вышли практически все современные мастодонты СНГ киберспорта.
В своем спецпроекте мы попытаемся рассказать вам, что подобный ламповый киберспорт не умер и энтузиасты продолжают поднимать его из низов и дальше, а также познакомить поближе с теми, кто делает любительский киберспорт в Украине и за её пределами. Героями первого нашего выпуска станут парни из «Black Bears». Они одни из немногих, кто продолжает поддерживать Hearthstone в Украине.
Никита и Дмитрий – простые студенты, которые решили организовывать небольшие встречи для любителей карточной игры. Со временем их увлечение переросло в полноценные турниры уже этой осенью они планируют организовать полноценную Лигу по Hearthstone среди школьников. Мы пообщались с парнями и узнали насколько сложно проводить турниры для аматоров, как собрать первую аудиторию и можно ли на этом заработать?
(Далее Н: - Никита, Д: - Дмитрий, примечание редакции)
Найти ребят оказалось не просто. Вот за такой невзрачной дверью, спрятанной в двориках киевского Подола и скрывается настоящий соревновательный Hearthstone. Все по олдскулу!
Как появилась идея проводить турниры по Hearthstone? С чего вы начинали?
Н: Идея возникла очень просто – захотелось самому пойти на такое мероприятие. Зимой, этой. В итоге не смог найти ничего. Просто ничего не происходило. У всех было написано: дома, дома, в общаге, дома…
Д: Однажды мы прочли об одном мероприятии на сайте Blizzard. Смеха ради было написано: «Кто пройдет в эту шарагу, тех ждем», «Кто сможет пройти через вахту, заходите». Нам очень понравилась концепция и захотелось провести, что-то своё.
Н: И мы подумали: «Почему бы и нет?» Я сходил на одно мероприятие в другом городе, глянул. Оно как бы не сложно провести и подумал, что в принципе забавно будет. Собрались, договорились, нашли место, провели, понравилось, собрали маленькую аудиторию, договорились про следующее место, провели там. И уже потом, на третий раз, примерно, мы нашли вот это заведение и начали проводить тут. Сейчас турниры проходят на регулярной основе.
Как я понимаю, вы с заведением работаете на партнёрских отношениях?
Н: Да, правильно.
Как удалось договориться с владельцем заведения?
Д: Спонтанно получилось. Здесь прошло третье наше мероприятие.
Н: Мы провели 2 раза в пиццерии, потом решили, что это не дело. Там есть залы для курящих, куда подростков не пускают, что к нам приходят. Постоянные эти движения с администрацией мутные. Решили найти уютное заведение для таверны.
Д: Мы искали какое-нибудь антикафе, клуб.
Н: Выписали большой список, объездили, посмотрели и только после нашли это место, где и договорились проводить турниры.
Д: Провели здесь один турнир, после я просто со своей компанией собрался отдохнуть. Нам понравилось это заведение, подошли к руководству и договорились на постоянной основе сотрудничать.
Как думаете будущем есть такая возможность, что киберспорт, как ХС, будет интегрироваться с такими небольшими заведениями, как это, или фастфуды, где можно просто поиграть с друзьями и получить еще какой-то приз.
Н: Это было бы очень хорошо. Другой вопрос, что этим никто не занимается. Нужно развивать. Из тех дядек, которые держат такие заведения, ХС никто особо не увлекается. Обычно они играют во взрослые игрушки, как Warhammer. По ХС угорают такие, как мы. Сложно это организовать.
Д: Сами Blizzard никак не поощряют организаторов, они просто дают возможность. Никакого поощрения они не предоставляют. Преимуществ никаких у нас нет, все делаем на энтузиазме.
Когда у вас был первый турнир? Насколько долго вы работаете уже с этим направлением?
Дмитрий и Никита еще достаточно молоды, но уже провели более десяти турниров по Hearthstone, в том числе на киевском Comic Con.
Д: Первое мероприятие в феврале было. В десятых числах. Тогда мы только начинали и пробовали.
С февраля сколько у вас было уже таких мероприятий?
Д: Уже больше десяти. Пытаемся каждый раз придумать что-то новое, чем-то дополнить непосредственно сам турнир, внести какую-то изюминку.
Н: Сейчас, по идее, у всех закончились сессии, ВНО и начиная с середины лета будем проводить турниры чаще. Уже вторую неделю подряд проводим, пока что идем по графику.
Когда мы ранее с вами общались, вы говорили, что сейчас не сезон локальных турниров по Hearthstone. Почему?
Д: Дело в том, что в основном, люди, которые играют, это студенты, школьники. Редкий гость будет старше 30 лет. Студенты и школьники, зимой и в конце весны они внезапно вспоминают, что они где-то учатся, что у них там сессия, экзамены, поступление и так далее. Поэтому в конце весны и на новогодние праздники – не совсем сезон, все готовятся, учатся, сдают сессию. Летом тоже не сезон, ведь на улице хорошо, они там хотят быть. Лучше всего собираются зимой, когда холодно, все ищут куда пойти, и в начале осени.
Н: Многие люди идут на турниры, когда плохая погода, когда на улице особо не погуляешь, а развеяться хочется.
Кто целевая аудитория ваших соревнований? Сколько в среднем людей приходит? Кто это – студенты, школьники? Бывают ли люди по старше?
Н: У нас в основном около 20 человек на один ивент, 10-30. На первый вообще пришло 15 человек.
Д: Мы просто пальцем в небо делали. Хотели посмотреть, попробовать.
Н: Один из турниров мы организовывали в пиццерии. Пришла куча народу. Пришлось к администрации подходить, по ходу договариваться. Столы сдвигали, все это организовывали. Чаще приходит старшая школа, 10-11 класс, студенты. Один человек был лет 25-27.
Д: У нас бывают иногда залетные птицы. Достаточно часто они бывают. Например, мы принимали участие в Kiev ComicCon. Там приходили люди, которым по 40-50 лет. Они играли, выигрывали первые места и были очень довольны. Парень пришел к нам, лет 35. Он в топ-100 легенды играет. Пришел, попросил у Никиты телефон, зашел на свой аккаунт, собрал карты как-нибудь и выиграл без единого поражения в турнире. Забрал приз - «Спасибо, до свидания» и ушел. Интересно было. Иногда бывают и такие, не наша целевая аудитория. Но им интересно, почему-то сидят.
За хорошую игру полагается приз. В виде вот таких интересных карт ручной работы. Редакция провела «тест-драйв» и теперь хочет собрать такую коллекцию!
А в гендерном соотношении как? Бывают девушки или только парни?
Н: Только парни. Они могут приходить с девушками, но они не очень играют.
Д: Могут разбираться, советуют, подсказывают, но не очень играют. Парни больше играют, мне кажется, из-за азарта.
Н: В соревновании один на один выйти, покидать карты, а девочкам – сидеть дома, стримить. Не то чтобы мы были сексистами, но нам кажется, что азарт больше для мальчиков. Сухая статистика показывает, что 100% участников турнира – это парни.
У парней уже есть своё собственное лого и яркая вывеска в стиле игры.
Как у вас с про уровнем аудитории: исключительно новички, средний уровень или бывают звёздные гости?
Н: Новичков у нас вообще нет. Мне, как обладателю 10-15 ранга стыдно проводить такие таверны, потому что к нам приходят люди 5, 1 ранг и из легенд приходит много. Чаще всего, они говорят, что сейчас тут всех раскидают, а в результате уходят с последним местом.
По какой системе у вас обычно проходят турниры?
Н: Это в зависимости от количества людей. Если их не много, мы проводим каждый с каждым и по количеству очков получаем победителя. Если собирается достаточное количество людей для олимпийской системы, то мы проводим олимпийскую. Это обычно bo3, а у 4 полуфиналистов – bo5.
Возможно, кто-то из звезд к вам залетал или только обычные геймеры?
Н: На Instagram Stancifka подписался и все. А так никто не заглядывал. Если честно, из Киева я не особо знаю прям суперзвезд HearthStone.
А как же старладеровские комментаторы, которые часто бывают на локальных ивентах.
Н: Мы будем стараться привлекать. Но пока не очень получается.
Как вы работаете над привлечением аудитории? Создаете ивент и люди сами о нем узнают благодаря сарафанному радио или вы как-то пиарите его?
Н: Мы создаем событие на сайте Blizzard, рекламируем в нашем же паблике, пока там немного людей, и сарафанное радио в действии конечно же. Сейчас еще будем подключать инстаграм. Уже подключили начинаем его продвигать. В эту субботу посмотрим сколько людей через Instagram соберем.
Вот так на официальном сайте Blizzard выглядит таверна «Black Bears»
Какая глобальная цель этого проекта? Кроме того, чтобы собрать людей и поиграть, возможно, есть планы по крупнее?
Н: Глобальная цель, конечно же, есть.
Д: Мы планируем провести осенью, в начале, Лигу среди школьников. Набрать 128 или 256 учащихся для олимпийской системы и попробовать среди них провести глобальный массовый турнир. Думаем над тем, чтобы создать героя таверны. Грубо говоря, сделать закрытые квалификации, чтобы победитель мог пробиться на профессиональную сцену. Хотим попробовать такое мероприятие.
Н: Официально, под эгидой Blizzard, с их разрешения проводятся такие мероприятия. С которых победители проходят на более крупные турниры.
Д: Это такие наши планы только на ближайшее будущее, дальше цели ещё более масштабны.
Как планируете привлекать школьников? Может, уже с кем-то партнеритесь?
Д: Думали продвигать посредством сарафанного радио. У нас есть аудитория, которая сами школьники и у них точно есть друзья, которые играют. Также задействуем социальные сети: ВК, Твиттер, Инстаграм и прочее. И, как бы это смешно не звучало, мы занимаемся профориентацией в университете. Под шумок можно будет там же привлекать школьников.
Как считаете, есть ли шансы на жизнь таких локальных ивентов в Украине? Приносит ли вам этот проект деньги уже сейчас? Планируете ли как-то развивать бизнес-составляющую ивентов в дальнейшем?
Н: Сейчас мы ничего на нем не зарабатываем. Мы вкладываем свои ресурсы в виде времени и сил на создание контента, аудитории, лепим фанбазу.
Д: Работаем на перспективу, так сказать.
Н: Собираем людей и будет, что будет.
Д: Потом, когда уже будет полно посетителей, тогда можно будет думать о каких-то коммерческих планах, но на данный момент все делается для души.
Коммерциализировать все это очень сложно и привлечь аудиторию сложно, потому что Blizzard в этом не помогает?
Н: Они у себя на сайте в списке таверн вывешивают таверну и все.
Д: Это все, в чем они нам помогают. Но даже это уже хорошо. В таких дисциплинах как Dota или Гвинт и т.д. издатели и этого не делают.
Н: Даже если искать спонсоров, пока что это не на нашем уровне. Нужно набрать аудиторию. В сентябре постараемся собрать школьную лигу, собрать детей. Если будет от 200 человек, можно уже и спонсора найти.
Почему именно ХС? Потому что вы в него играли? На Dota 2, скажем, проще собрать аудиторию.
Н: В ХС играю я. Я очень хотел попасть в таверну хорошую, первый раз, первый опыт. Все интересно, все классно. Я нашел такую и мне очень понравилось. Потом я хотел прийти в таверну в Киеве и ее не было. Вот я и подумал, позвал Диму и сказал: «Давай, погнали!».
Д: Мы сели, поговорили и пришли к тому, что можем сделать это сами, без привлечения какого-либо компьютерного клуба. Игра в основном проходит на телефонах. Есть те, кто приносит ноутбуки и на них играет, но в основном это смартфоны. Не обязательно иметь много места, достаточно дать им стульчики, хороший wi-fi и продумать интересное мероприятие. Это не так сложно, как мы изначально думали.
Н: Чтобы провести ХС, нужно минимум денег. Для Доты, Overwatch или CS нужно много места, хорошие ПК.
Д: К тому же, Blizzard сами подталкивают к этому. У них на сайте, например, можно создавать такого рода ивенты и это будет как дополнительная реклама.
Никита – идейный организатор и душа проекта. В Hearthstone играет с выхода Наксрамаса.
Как проходит сам ивент? Просто люди играют, или вы еще проводите какие-то интерактивы, конкурсы?
Н: Может, мы немного неправильно поступаем, но у нас турнир, по большей части, на втором плане. Сначала идет развлечение. Мы проводим 2 события до турнира: сначала, интерактив, напоминающий Alias, но планируем поменять на какую-то новую настолку.
Перед началом турнира парни «разогревают» публику различными настольными играми
Д: Да, сначала проводим легкие мероприятия для разогрева. Люди начинают друг с другом общаться, знакомиться, понимать, кто рядом с ним сидит.
Н: Во время интерактива мы раздаем по очереди каждому участнику по одной карте: снаружи рубашка, а внутри обычная карта ХС. Они должны описать ее, а остальные угадывают. Получается очень приятная атмосфера, каждый друг другу пытается помочь, подсказать. Они раскрепощаются. На следующем этапе мы проводим викторину «Своя игра». Создаем ее сами, все вопросы берем из головы. Люди делятся на команды, общаются между собой, узнают друг друга по имени. Сначала «он, он, он», а после уже по именам. Когда все сдружились за эти 2 часа, начинается сам турнир. Все уже знакомы, следят за результатами, добавляются в друзья, начинают общаться потом. Создается комьюнити.
Насколько много после такой крутой социализации у вас появляется постоянных гостей?
Н: Люди есть. Они ходят не на каждый турнир, но, когда получается – заглядывают. В основном проводим по субботам, потому что нам так удобно, спешить никуда не нужно, можно и по дольше задержаться. Мы начинаем турниры часов в 17 и заканчивается это около 22, если не позже.
Д: Во время викторины мы через каждые 40 минут делаем перерывы, выходим размяться минимальная зарядка. Кроме компьютерных игр мы за здоровый образ жизни, как никак.
Н: Плюс можно чаек сделать, перекусить.
Д: После начинается турнир и идет часа 3, стабильно. Мы пытаемся мотивировать людей призами, за 1 место награда – карты ручной работы.
Турнир – это всегда напряжение, у людей может подгорать. Часто бывают подобные происшествия у вас?
Н: Вообще не было. Они, конечно, шутки про родителей могут бросать, но на этом все кончается. Тем более, делают они это с такими добрыми глазами, что я не знаю, как на такое можно обижаться.
Расскажите самый смешной или интересный момент на турнире.
Н: Мне больше всего запомнился этот персонаж на турнире, который пришел, взял мой телефон. Говорит: «У меня 3 аккаунта, я с каждого из них по колоде поиграю». Он стал единственным человеком без поражений вообще за всю нашу историю.
Д: Это было на КомикКон. Там было 2 турнира по ХС. Первый проводил какой-то компьютерный клуб, второй – наш. Получилось так, что он сначала там победил, но ему приз все никак не выдавали. Он на них обиделся и пришел к нам. Игры у него были все минут по 5.
Н: Запомнился еще один человек. Игрок он вроде бы очень хороший. В основном у нас все около легенды, а он пришел, подключился и видно в таверне, что он легенда. При этом отлетел в первом же раунде. На следующую таверну пришел – и снова отлетел в первом же раунде. Вот такое невезение бывает и у нас на турнирах.
Д: Бывает, что нас критикуют, часто незаслужено. Я принимаю критику, потому что она показывает нам наши недостатки, что нужно улучшить. Грубо говоря, бесплатные тестировщики.
Вот такой веселый Deadpool помогает игрокам расслабиться во время матчей и не гореть
Что для вас самое сложное в организации турнира?
Д: Собрать людей, найти заинтересованных. Мы всегда хотим иметь большую аудиторию.
Н: Большая толпа – не большая прибыль, просто хотим много веселья.
Д: Пока нам получается забить эту комнату (большой зал для игры в настолки примечание редакции), но мы хотим собрать 2 комнаты, весь этаж!
Дмитрий – мозг проекта, именно он занимается всеми техническими и организационными вопросами
Как оцениваете ХС в киберспортивном плане? Не жалуются ли игроки на рандом?
Н: Сейчас, в этом игровом году – Blizzard молодцы, они вроде бы как пришли к балансу в мете. И всем людям это нравится. Наконец-то появилась контроль мета, которую все так долго ждали. Я думаю, что ХС еще жить и жить. Blizzard это не та компания, которая забросит свой проект.
Д: Я не совсем согласен. К примеру, Дота 2. Вокруг нее есть огромное информационное давление: RuHub, в каждой стране есть свои новостники по дота, которые агитируют, новости публикуют, проводят многомилионные турниры. В ХС такой активной поддержки нет. Скоро еще должен выйти Artifact. Как он повлияет на ХС, я не знаю. Когда мы только начинали этим заниматься, уже были анонсы о нем. Я планировал начать, подготовить площадку, ведь многие игроки в ХС точно будут пробовать себя в Artifact.
Н: Сейчас Blizzard молодцы в плане ХС. Они очень активно работают с аудиторией, улучшают игру как могут. Правда, когда появились первые новости про Артефакт, они еще были «плохими парнями» в плане отношения к комьюнити, так что я думал, что ХС не жить с выходом Артефакт. Сейчас я в этом не уверен.
Давайте также поговорим лично о вас. Чем вы еще занимаетесь, кроме организации турниров?
Д: Мы учимся в университете, заканчиваем скоро. Решили попробовать делать всякие вещи ручной работы. Решили работать в игровой сфере делать продукцию.
На кого учитесь?
Д: На программистов. На параллельных специальностях в НУБиПе.
Как появилась идея создавать карты ручной работы?
Н: Мысль пришла прошлым летом. Я листал YouTube наткнулся на человека, который делал карты ХС. Я хотел себе такую купить. Зашел в гугл, начал искать, но нигде не нашел ничего, кроме паков для самой игры. Ни ручной работы, ни серийного производства не было. Я так подумал, почему бы не сделать самому. Были эксперименты, а первая готовая карта была уже зимой. На втором турнире уже решили сделать карты – призом. Решили скрестить оба направления и продвигать их вместе: за счет таверны продвигать карты, за счет карт – продвигать таверну.
У парней уже собралась целая колода карт ручной работы и других приятных безделушек из мира HearthStone
Тут тебе и Сильвана и Генн Седогрив и рубашки на любой вкус. Хотели бы сыграть такой реальной колодой?
Как долго играете в ХС?
Н: Давно, еще со школы. Начал с выходом Наксрамоса. Давно это было.
Какое самое большое достижение в ХС было?
Н: Легенду не брал. Доходил до 8 ранга. Потом сильно расстроился, когда моего любимого шамана занерфили, что я расстроился на полгода и выпал из ХС. Сейчас, когда занимаюсь тавернами, времени на игру почти не хватает: учеба, таверна, делаю карты. В итоге я сейчас 18 ранг – зайду, получу рубашку, одну арену в неделю пройду и все.
За киберспортом в ХС следите, может, кого-то смотрите?
Н: Я смотрю лично Зальтира, Томата. Как мне кажется, самые адекватные люди по поведению.
На кого вы равняетесь, когда проводите турниры? Были на ивентах от Старладдера?
Н: Я был на одной таверне в своем домашнем городе. Мне очень понравилось, как провели турнир. Занимался этим владелец кальянной. Призами были вещи с заведения: бесплатный кальян, поесть, прочее. Мне очень понравилось, какие у него были события: и турнир, и викторины. Некоторые фишки оттуда я перенес в нашу таверну.
Какие ваши планы на будущее?
Н: Мы себе поставили цель на год. Собрались в конце мая. Решили, что жить на родительские деньги приятно, но хочется стать уважаемыми дядьками уже в ближайшем будущем. Хотим уже через год выйти на тот уровень когда сможем самостоятельно провести крутой большой турнир. Мы все распланировали, расписали и постепенно выполняем план. Пока идем точно по графику. Сейчас уже проведем вторую таверну подряд и планируем это делать на постоянной основе. Дальше – все в наших руках.
После общение с парнями у нас остался очень приятный осадок. И у Дмитрия, и у Никиты, несмотря на относительно юный возраст, очень трезвый взгляд на отечественный киберспорт и перспективы отрасли в целом. Очень приятно, что в индустрии ещё находятся люди, которые не стремятся сразу же попасть в крупную студию и заработать миллионы, а думают, в первую очередь, о создании и развитии собственного комьюнити и готовы шаг за шагом строить собственные проекты без жажды скорой наживы.
Мы обязательно ещё не раз посетим ивенты ребят и более подробно вам о них расскажем. Парням же желаем не останавливаться на достигнутом и продолжать развивать отечественный Hearthstone. Надеемся, в скором будущем они смогут составить конкуренцию мастодонтам киберспорта.