Роман Дворянкин: «Lil учится не реагировать на критику и подпитываться ей»
Интервью генменеджера Virtus.pro – о победе дота-состава на мейджоре и выходе CS-состава в финал EPICENTER.
Финал EPICENTER, прогресс NEO, борьба с SK
- Я начну с банального, но напрашивающегося вопроса: ты сейчас больше рад победе Virtus.pro или расстроен поражением Virtus.pro?
- Конечно, я больше рад победе. Будем откровенны: если бы перед началом ESL One Hamburg и EPICENTER нам предложили такой расклад... Я думаю, абсолютно все согласились бы, что финал для состава по CS, проигранный на пяти картах в двух овертаймах, – это очень классный результат. Это понимают и сами ребята.
А если говорить о дотерах – им нужно было выиграть что-то, кроме Саммита и Кубка России, сделать следующий шаг после финала Мейджора в Киеве и топ-6 TI7.
- Лично для тебя какие поражения тяжелее – вот такие, как в финале EPICENTER, или простые 5-16, 5-16, когда соперник просто намного сильнее сейчас?
- Это поражение можно сравнить с тем, что было в финале киевского мейджора с OG. Таким командам приятно проигрывать. Ты понимаешь, что ты проиграл не абы кому, а сильной команде – и не в разнос, а в хорошей борьбе. Команда заслуживает только комплиментов за то, что смогла навязать такую борьбу одной из сильнейших команд мира.
- До турнира у тебя были поводы предположить такой успех на Эпицентре?
- Я не раз говорил, что у этого состава есть все, чтобы обыгрывать любую команду в мире. Глобально ничего не изменилось с мажора в Атланте, с Дримхака в Лас-Вегасе. У ребят до сих пор есть очевидные проблемы с внутриигровыми связями, но в хороший день нам по плечу любой соперник. Поэтому перед началом каждого турнира я знаю, что мы можем дойти до самого верха, просто для этого должны правильно сложиться все звезды, к сожалению. И это наша главная проблема сейчас, которую мы с Виктором и ребятами стараемся решать.
- В последние полгоды звезды чаще не складывались. Сейчас есть какие-то признаки, по которым ты можешь надеяться, что это не просто всплеск, а начало возвращения в элиту?
- Очень неплохо складывается тайминг: уже сейчас, когда мы говорим (интервью состоялось 30 октября – прим. К.Н.), ребята прилетели в Шанхай и сыграют там турнир в качестве фоллоу апа (Virtus.pro вышла в финал Старладдера в Шанхае – прим. Cyber.sports.ru). Потом у них будет время потренироваться дома, будет несколько онлайн-игр.
Не является большим секретом, что наша команда ставит невысокий приоритет онлайн-турнирам, мы на них, в первую очередь, обкатываем какие-то новые вещи. Потому что практисы практисами, но возможность в соревновательном режиме отработать какие-то вещи – это очень важно для нас.
Главный итог – ребята заново обрели уверенность в себе. Это касается в первую очередь Таза, Нео и Паши. А для Снакса и Бьяли, как для более молодых игроков, это лишнее напоминание, что не только на них в плане скилла держатся успехи нашей команды.
- NEO в Санкт-Петербурге показывал уровень CS, которого от него не видели примерно год. Что с ним случилось?
- Сам Филип уже говорил о том, что ему было сложно перестраиваться с роли ингейм-лидера на роль просто игрока. Ты начинаешь по-другому смотреть на игру. К тому же, не секрет, что главной причиной, по которой Филип оставил роль ингейм-лидера после Старладдера в Киеве, был высокий уровень эмоционального выгорания. Он понимал, что не сможет справляться на текущем уровне.
Сейчас есть все признаки того, что Филип сумел собраться и возвращается на свой прежний уровень – в том числе и психологически.
- Вы закрыли вопрос с ингейм-лидерами на ближайшие несколько месяцев?
- Если отвечать коротко – да. Мы понимаем, что в долгосрочной перспективе вполне вероятно, что ингейм-лидер снова сменится. Это связано ровно с тем, что там, где другие команды меняют игроков, мы просто меняем внутриигровую логику. Это дает игрокам встряску и помогает взглянуть свежим взглядом на сильные способности каждого игрока.
- В финале вы две карты проиграли на допах – причем на обеих вы лидировали. Это совпадение, усталость, что-то с психологией?
- Это точно не усталость, потому что ребята очень мотивированы, они хорошо знают, как играть такие карты. Мы перед игрой попросили организаторов предусмотреть после третьей карты более длинный перерыв, чтобы перекусить, но ребята были настолько замотивированы, что отказались от всей еды, подпитывались шоколадками, как все видели на трансляции, угощали админа Дашу.
Я думаю, что в первую очередь это комплимент нашим соперникам. Все мы видели, что делал Fallen, другие ребята. Мы видели по игре, что эти раунды были проиграны не из-за трясущихся поджилок или глупых ошибок – просто из-за высочайшего класса тех, кто нам противостоял.
- Кто более принципиальный соперник: SK или Astralis?
- При всем уважении к нашим друзьям из датской команды... Безусловно, матчи с ними очень важны, но вопрос доказывания чего-то кому-то, я думаю, мы закрыли для себя в Лас-Вегасе.
Игры с SK ребята действительно очень любят по нескольким причинам. Во-первых, они действительно хорошо общаются друг с другом – все видели кадры после церемонии награждения, как тепло все поздравляли друг друга. Разница между SK и Astralis в том, что SK находится на вершине уже не первый год, – неважно, называются ли они Luminosity или как-то еще, неважно, кто за них играет. Поэтому у противостояния с ними чуть более глубокие корни.
Мы разговаривали с Габриэлем на вечеринке после турнира, и он сказал: «Слушайте, рассматривайте это как месть за Лас-Вегас». Думаю, шайба теперь на нашей стороне.
Победа на мейджоре, «Мерседес», критика Лила
- В доте сейчас все больше турниров в формате Single Elimination. Для Virtus.pro это хорошо?
- Сами ребята считают, что сетка Double Elimination более справедлива, но мне кажется, в них отчасти говорит традиционализм. В чем мы сходимся: TI – единственный турнир, на котором формат Double Elimination оправдан. Но только при условии, что группа будет иметь значение. Ситуация, когда из 18 команд в следующий этап выходят 16, делает групповой этап бесполезным. Я думаю, оптимальным решением для того же TI будет формат, при котором группа будет иметь большее значение, а у команд будет второй шанс пройти через лузера.
А на турнирах, которые идут сейчас, – неважно, играют там 8, 12 или 16 команд – однозначно должен быть Single Elimination. Так живет весь спорт, и это не просто так.
- Победа над Ликвидами на групповом этапе может считаться местью или все-таки нет?
- Она, безусловно, может считаться местью, но я бы так не стал считать по одной простой причине: это была ничего не решающая игра в самом начале сезона. Если бы мы их обыграли в финале решающего мейджора где-нибудь в апреле-мае – это было бы совсем другое дело.
В чем эта игра была важна и для нас, и для них: нашим ребятам было важно понять, что они могут обыграть Liquid, а для Ликвидов это был отличный шанс на супермотивированном сопернике протестировать какие-то новые подходы и чуть-чуть вкатиться в сезон. Будем откровенны: до этого они не встречали особой конкуренции и играли не на пределе возможностей. Сейчас они играли более собранно, хотя у них был не всегда очевидный пик. Ребята потренировались, мы молодцы и они молодцы – все отлично.
- Как тебе в целом затея с «Мерседесом» для лучшего игрока? Я скорее спрашиваю про идею, потому что меня реакция игроков удивила, она была более бурной, чем я ожидал. И я подумал, не возникает ли на этой почве каких-то споров в командах. Потому что понятно, что мидер может отыграть на герое-маге, а может – на Вайпере, который просто жирный, впитывает много урона и не делает хайлайты. И от того же твита Лила веяло обидой.
- Это очень хороший вопрос. Для нас, возможно, эта проблема не имеет такой остроты просто по причине той роли, которую Леша играет в команде, и того авторитета, которым он пользуется у ребят. Все они очень благодарны Леше за то, чего они достигли. Я бы обратил внимание на другой твит Лила – о том, что это был очень заслуженный приз.
Эта проблема существует и в футболе: нападающему или атакующему полузащитнику получить «Золотой мяч» намного легче, чем защитнику и вратарю. Есть единичные примеры – Каннаваро, Яшин.
Я думаю, что сама идея ESL – отличная в плане привлечения внимания к турниру. Это был крутой кейс для «Мерседеса» – большой вход в киберспорт. Я надеюсь, что Леша теперь не будет тратить много времени на то, чтобы получить права и ездить на этом «Мерседесе».
- Virtus.pro осенью 2016 года выигрывает турнир и считается одним из фаворитов сезона. Virtus.pro осенью 2017 года выигрывает турнир и считается одним из фаворитов сезона. В чем ключевая разница между командами? В первую очередь, я спрашиваю про то, что в головах, про самопозиционирование.
- Во-первых, у нас в головах есть осознание, что нужен второй канал интернета.
Во-вторых, турниров больше, поэтому на ребят идет меньше давление: не выиграл этот турнир – ничего страшного.
В-третьих, большая разница в том, что после победы на Саммите-2016 был финал мейджора, были еще одна победа на Саммите 81 героем, топ-6 Инта и победа на мейджоре в Гамбурге. Теперь ребята знают, на что они способны.
Я расскажу небольшой инсайд. Когда в июне закончился Саммит, все ребята очень долго общались и с Пуппеем, и с PPD, который там был аналитиком. И для наших, для Леши в первую очередь, это был очень важный вечер. Клемент и Питер сказали: «Ребят, вы все делаете хорошо, вы делаете офигенные штуки, все правильно – знайте это». И для Леши, и для ребят в целом это было безумно важно. Они получили тот дополнительный заряд уверенности, когда такие авторитетные игроки сказали им, мол, все правильно, не переживайте.
В этом и главное отличие. Условно, если после неудачного дуплета Dota Pit плюс ESL One Genting в январе были определенные сложности, что-то пошло не так, то сейчас ребята знают: окей, ну не отобрались мы в Бухарест – зато Na’Vi отобрались, молодцы. По-другому воспринимаются локальные неудачи.
- После The International много критиковали Лила. Это не мешало ему играть?
- Да нет. Лил все-таки уже достаточно зрелый, чтобы уметь где-то питаться критикой. Ему еще предстоит отшлифовать этот навык, как тому же Златану, но он уже достаточно продвинулся в том, чтобы учиться не замечать критику и подпитываться ей. Я считаю, что мейджор он отыграл на достаточно хорошем уровне, и победа команды – одно из доказательств.
- Когда одновременно идут два топ-турнира, как ты выбираешь, куда ехать?
- Вообще, моя работа не заключается в том, чтобы ездить на турниры – все-таки это не самое дешевое удовольствие. Естественно, я был на TI, но и то – только на плей-офф.
Главная причина, по которой я поехал на EPICENTER, – очевидно, что состав по CS требует чуть больше внимания и моего ежедневного вовлечения. А ребята из дота-состава абсолютно автономны, они знают, что им делать, у них хороший, опытный менеджер. Да, я безусловно поеду с ними в Йенчепинг (мейджор DreamLeague), если мы туда отберемся, но только потому, что там параллельно будет первый крупный турнир, на который прилетят оба наших квейкера, там же будут игроки наши в Hearthstone, поэтому это хороший шанс собраться всем вместе.
- Тебя радует сбалансированность вашего состава по доте? Я помню времена, когда говорили, что Рамзес тащит команду, потом все как-то подумали: «Хм, а Нун же вроде топ-3 мидер мира». Сейчас Соло вполне обоснованно стал MVP, Паша тащит решающую карту...
- Ты еще не назвал Лила, который тоже вносит весомый вклад. Не нужно забывать и про Ваню: ведь Ваня теперь может драфтить с Лешей или Рамзесом, который периодически сидит на пике.
Единственная вещь, которую я могу себе поставить в заслугу в плане этой победы... Я же не говорю ребятам что пикать, что делать и так далее – моя работа заключается в том, чтобы создать ребятам условия и заложить в их головы идею, что это отличный шанс для них всех как для команды.
Понятно, что они не всю жизнь будут играть в Virtus.pro. Но то, как они будут играть в Virtus.pro, закладывает основу их карьеры на годы вперед. Поэтому сейчас нужно просто получать удовольствие от игры вместе, где-то идти на компромисс с какими-то своими моментами. Я думаю, все видят, насколько стабилен этот состав – в этом наша ключевая сила, и мы планируем продолжать в том же духе.
Действует мультипликативный эффект, когда ребята вместе сильнее, чем поодиночке. Вова может так раскрываться, потому что он знает: даже если у Вовы что-то пойдет не так – Рома затащит. То же самое знает Рома, то же самое знает Леша – что с таким набором исполнителей есть очень большая свобода в плане пика. Если говорить про Илью – все, мне кажется, забыли, что это человек с ограниченным пулом героев – эти слова неприменимы к VP достаточно давно.
Да, это здорово. Мы должны быть счастливы и делать все, чтобы ребята как можно дольше продолжали играть вместе.