FIFA – как новый iPhone. В плохом смысле
Новая игра или просто DLC за 800 рублей?
«Мы улучшили *характеристика_name*...», «В этом году вас ожидает улучшенная *технология_name*…», «В новой серии мы сделали нашу…*не_знаю_что_еще_name*… еще мощнее и умнее». Как вы думаете, откуда эти цитаты: с презентации новой линейки айфонов или, может быть, из выступления EA Sports на недавней E3?
Нет ничего проще, чем писать рецензии на игры серии FIFA. CTRL+С на прошлогодний отзыв, CTRL+V и пару фраз о микроизменениях из пресс-релиза – по-настоящему революционные части выходят примерно раз в четыре года. «Пасы стали еще четче, знаменитые игроки стали еще более узнаваемыми, искуственный интеллект стал еще умнее» — честно, я читал это еще в печатной «Игромании», каждый номер которой покупал еще школьником.
Что действительно новое нам предложили в FIFA 18? Быстрые замены, режим Squad Battle (замена Ultimate Team в оффлайне), новый пак анимаций движений для звезд, который пафосно назвали «Архетипами», и карточки «Икон» — в общем-то, на этом все. Традиционное ковыряние с физикой закончили на том, что из вратарей сделали «Игарянов», а защиту превратили в сплошной рандом с фолами. По-честному, новую часть надо было называть FIFA 17+ или FIFA 17S. EA, нам ждать отдельную презентацию таинственной FIFA XX?
Да, я прекрасно помню, что год назад мы увидели настоящий прорыв, FIFA 17 была действительно революционной, и нельзя ждать подобного каждый год. Но никто и не требует каждый год устраивать революцию, изменения могут быть и точечными, но значимыми. Та же всеми любимая физика или геймплей: EA из года в год может делать игроков более «тяжелыми», переделывать защитную систему, резать стартовую скорость, но все как играли футболистами с высоким показателем Pace, так и будут играть. Вместо интересного и размеренного геймплея с кучей разнообразных тактик мы снова получаем аркаду «Кто быстрее добежит». И все потому что EA уже год пятый игнорирует эту проблему гигантского совокупного Усэйна Болта. Скрипты кажутся и вовсе неискоренимыми: еще в FIFA 2007 все мы били из углов штрафной и понимали, что сейчас будет гол — то же самое осталось и спустя десять лет, пусть и с большим элементом случайности.
Физика не единственная проблема игры. EA активно работает над своим главным режимом Ultimate Team — уменьшает шанс выпадения стоящих игроков из халявных паков, делает поблажки читерам — а ведь стоило присмотреться и к другим составляющим. Режим карьеры уже давно молит о том, чтобы его реанимировали. Через несколько сезонов в «карьере» вы потеряете любой соревновательный интерес из-за очень плохо развитого ИИ – когда действующие звезды заканчивают играть, ИИ начинает тупить, как среднестатистический английский тренер. Как эту проблему решает ЕА? Правильно, больше плюшечек, визуальных фишек, видеовставок с пресс-конференций.
Разумеется, есть вариант, при котором на все эти проблемы можно закрыть глаза. Основан он на сюрреалистической идее, что EA важны в первую очередь не деньги, но пользователи их продукта. Речь об утопическом варианте с одной FIFA на два года с глобальным платным апдейтом в летнее межсезонье. Как можно критиковать отсутствие изменений, если нам дали всего лишь DLC за 800 рублей?
При всех ее проблемах FIFA остается великолепной футбольной аркадой, так же как и айфон остается великолепным телефоном. Все дело в нюансах, которых, увы,с каждым годом становится слишком мало.