«Киберспорт — это очень сложно»: интервью с полупрофессиональным игроком Юрием «Stingg» Шереметовым

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Грань между геймерством и киберспортом порой провести очень сложно. Сотни игроков остановились в шаге от спонсорских контрактов, крупных LAN-ов и возможности называть себя профессиональным киберспортсменом. Юрий "Stingg" Шереметов рассказал о том, как из Сочи попробовать пробиться на киберспортивную арену (никак).

примечание: интервью создавалось в начале апреля за несколько недель до киевского мэйджора.

 

- Сколько тебе было, когда всё началось?

- Примерно 11. Ко мне и пришел друг Алексей с Warcraft 3. Играли с ними через модем, связь, конечно, ужасная была. Затем вышел The Frozen Throne, его кое-как смогли установить. Рубились дико просто, а потом еще и узнали, как зайти в battle.net  — и тут понеслось: качаешь уровень, картиночка твоя как-то меняется. Для тех лет (год 2002-2003 примерно) это было просто космос.

- Уже тогда получалось играть лучше других?

- Ну, я думал, что играю очень хорошо. Пока в 2004 году не встретил в одном компьютерном клубе парня из топ-20 battle.net. Влетел ему жестко. Это было прям разочарование, которое для меня это стало какой-то сумасшедшей мотивацией. Я вновь вернулся к battle.net, начал играть в гигантском количестве, мой скилл постепенно рос, я начал побеждать самых топовых игроков и, в итоге, стал топ-1 рейтинга battle.net. Это был успех.

Загружаю...

- Слушай, ну это прям дикое задротство. Учебе не мешало?

- В школе, вроде, все ок было. Закончил без особых проблем. Я еще и тхэквандо занимался параллельно. КМС по юношам получил, пару раз на чемпионат России съездил, в призы, правда, не попадал. Бросил, правда, вскоре, не видел каких-то перспектив, мотивация практически отсутствовала. Примерно по тем же причинам бросил и колледж, понимал, что никаких знаний я здесь не получу. Да и киберспорт уже начал потихоньку затягивать, в каких-то турнирах уже начал принимать участие. 

- Что за турниры?

- Ну, в основном небольшие, локальные, с маленькими призовыми. Разве что в Краснодаре за победу на каком-то местном турнире мне дали компьютер, причем очень даже топовый на тот момент, и монитор. Это было круто. Турниры, особенно региональные, в те годы очень скромно проходили: либо просто в компьютерном клубе, либо снимали какое-либо помещение и завозили туда компьютеры. Ничего более. 

- А не пытался пробиться на какой-то мировой, европейский турнир, читывая, что ты был топ-1 в рейтинге battle.net ?

- Пытался, разумеется, на WCG в Кёльн поехать. Квалификация на него проходила следующим образом: региональный отбор, победители отправлялись на общенациональный финал в Москве, а уже там три финалиста получали путевку в Кёльн. Первый раз я попробовал в 2007 году. Выиграл отборочные в Краснодаре, приехал в Москву. Организация, конечно, была куда более серьезной: подготовленная сцена, кто-то из знаменитостей выступает, зрители. Но я, к сожалению, практически сразу отлетел от Deadman’а, очень известного в этой движухе игрока. На следующий год я так же выиграл отборочные и опять поехал в Москву. В первый игровой день я вынес абсолютно всех фаворитов. Ну и решил отметить. Отметил настолько неплохо, что на следующий, финальный день, борясь с диким похмельем, проиграл парню, который оказался на турнире чуть ли не случайно. Вообще, пьянство на турнирах в те годы было большой проблемой. Бухали абсолютно все и по чёрному.

Загружаю...

- Да уж. Но ты ведь все равно должен был поехать в Кёльн, как финалист, разве нет?

- Да, должен был. Но не получилось по очень глупой причине. Мне нужно было делать загранпаспорт, а чтобы его получить, надо было оформить военник. И вот с ним уже возникли проблемы. Честно, уже не помню, что именно помешало, но вовремя его сделать не получилось. Так что вместо меня в Кёльн полетел небезызвестный Happy. Ну а мне просто достались призовые в $1 000. 

 

 

- Обидно.

- Да, очень. С Warcraft’ом, вообще, всё обидно сложилось: я только взобрался на вершину онлайн-рейтинга, должен был лететь в Германию, был на пике, как с игрой случился кризис. Warcraft, как киберспортивная дисциплина, начал умирать. В общем, на свою киберспортивную карьеру я решил забить. Просто стал играть с друзьями в абсолютно другие игры для удовольствия, не более. Потом мне кто-то, в году 2009-ом, показал Dota. Правда в первую часть я играл так, for fun, с друзьями. Основная активность началась после выхода Dota 2 в 2011 году.

Загружаю...

- Ты работал в это время? 

- Не совсем. Я играл в покер. Вполне популярная история среди киберспортсменов, та же комбинаторика, по сути. В общем, я вполне себе регулярил на Pokerstars. На жизнь хватало, да и позволяло чувствовать себя свободным. 

- Окей, как я понимаю, что-то более-менее серьёзное началось после выхода Dota 2?

- Не сразу. Я уже привык к первой Доте и вторая часть мне, по началу, как-то не очень. Ну знаешь, «раньше трава была зеленее» и прочее. Потом, всё же, затянуло. Так же играл с друзьями, постепенно нарастал круг общения. Знаешь, как это бывает: заходишь в Доту, тебя тот позвал поиграть, тот кинул приглашение, здесь в группу вступил. Уже начал появляться спортивный интерес, да и суммы уже тогда внушительные звучали на турнирах. Первый миллион долларов на The International был, конечно, шоком.

- Твой первый турнир по Доте, думаю, не на миллион был?

- Всё очень скромно было. Победители, то есть мы, тысячи по две, что ли, каждый получил. В Сочи он проходил, в каком-то компьютерном клубе. Команд, как таковых, не было, с кем тебя зарандомит, с тем играешь. Игроков даже на полноценную Доту не хватило, играли 3x3, без саппортов, просто каждый шёл на свой лайн. В общем, первое время только такими локальным турнирами дело и ограничивалось. Что-то более или менее серьёзное было уже в Краснодаре.

- Ты туда поехал уже в составе сформировавшейся команды?

- Не сказал бы. Просто стак из сочинских игроков. Название тоже идиотское выбрали, «Раки на миде» что ли. Турнир, на самом деле, вполне неплохой был, призовой фонд в 50 000 рублей. Регистрация была бесплатной, поэтому команд очень много приехало. Турнирная сетка очень простая была, все матчи были до одной победы, а вот финал уже по системе bo3. Уровень игры, конечно, ужасный был, да и мы плохо играли. Однако, как-то до финала дошли, правда в нём уже проиграли 1-2.

Загружаю...

 

 

- На какой ты позиции играл? 

- В миде стоял. В основном играл на Viper или Nature's Prophet. Но, как раз, после того турнира я понял, что очень мало грамотных саппортов. И я начал целенаправленно учиться играть на этой роли. 

- Ты остался в команде с теми же ребятами?

- Нет. Я практически сразу понял, что создать успешный, хотя бы на региональном уровне, стак из одного города невозможно. Разве что из Москвы. Так что, если ты хочешь чего-то достичь, то искать тиммейтов надо по всей стране. В общем, через регулярные рейтинговые игры и виртуальные знакомства появилась наша команда. Трое парней были из Москвы, один из Саратова и, собственно, я. По ролям распределились практически сразу, я, правда, стал не саппортом, а хардлайнером. Ну и начали выступать  на каких-то небольших онлайн турнирах. И вполне успешно, так как через некоторое время на нас вышел один человек, с предложением перейти под крыло его созданной команды Team Enso.

- И как всё это было устроено?

- Ну, конечно, не как в серьёзных киберспортивных организациях. То есть, у нас не было зарплат, каких-то спонсорских контрактов. Весь менеджмент заключался в том, что за нас следили за всеми турнирами, регистрировали нас, вносили, если требовалась, оплату. Сам же владелец ничего не просил взамен, ему просто было интересно этим заниматься. Скорее всего, он понимал, куда дует ветер и к каким суммам. В общем, уже в составе Team Enso мы попали на квалификацию к Игромиру, который проходил в январе 2016-го. Квалификацию мы выиграли, нам заплатили 55 000 рублей на команду и оплатили перелёт в Москву на сам Игромир. Ну а потом Valve нам всё поломала своим новым патчем, который полностью разрушил нашу основную стратегию. У нас было три основных героя: Silencer, Morphling и Storm Spirit. Играли по лайнам 1-1-3, Морф страдал в харде, а мы старались выиграть триплу. Ну а после начиналось мясо: Морф и Шторм влетали в двоих-троих противников, связывали и станили их, Silencer давал Global, под которым мы уничтожали всех остальных. Ну а патч пофиксил Storm Spirit и стратегия перестала быть играбельной. 

Загружаю...

- Не пытались придумать что-то ещё?

- Пробовали, конечно, но патч вышел прям накануне Игромира. Да и уровень соперников там, всё-таки, другой был. Всего собрали семь команд, из которых были Team Spirit с совсем ещё юным RAMZES666, Dread со своей командой. Мы уже на первой карте поняли, что нам ничего светит. Мы, разумеется, пытались что-либо там изобрести, по ходу турнира (что-то на уровне Венги через Дума с аурой волка), но это такое. В общем, из 12 отыгранных карт мы выиграли только одну, как раз таки с Венгой. Заняли последнее место, но нам все равно выплатили за него ещё 55 000 рублей. Так что мы не особо расстраивались. Ну кроме одного нашего тиммейта, который настолько сильно впадал в тильту, что на одной игре просто разбил свои айтемы. Вот за это реально было стыдно, пришлось его как-то приводить в чувства. Хотя, конечно, и у самих был мандраж, особенно во время игр на сцене.

- На сцене?

- Да, мы три раза играли на сцене. Основная часть игр проходила в отдельном помещении, а некоторые - на сцене. Организаторы старались всем дать возможность поиграть перед зрителями. Конечно же, чаще выбирали более именитые команды, но и у нас был своя минута славы. Ну или позора. Не получалось на сцене вообще ничего, волнение дикое было — куча зрителей, трансляции на больших мониторах. Руки не тряслись, но было что-то около того. 

Загружаю...

 

 

- После такого неуспешного выступления состав не поменялся?

- Поменялся, но скорее не из-за выступления. После того патча мы, в общем-то, так в норму и не пришли. Мы прицепились к одним стратегиям, но они уже никак не работали. Пытались что-то придумать новое, но никак. Всё это привело к обострению отношению в коллективе. Как это обычно бывает: все начинают искать виноватых, цепляться к каждой мелочи, тренировки проходили в очень накалённой атмосфере. В итоге дизбанд через полтора месяца после Игромира.

- Не пытались после как-то вновь воссоединиться?

- Ну двое из нашей команды сейчас опять играют вместе в составе вполне успешной Comanche. По сути, Comanche выросла из Team Enso, менеджер остался тот же, капитанит и пикает всё тот же Misha со своим незамысловатым никнеймом, на роли керри iLTW из нашего состава. У них сейчас всё очень серьёзно, спонсорские контракты, околотоповые турниры, вот на квалификации к очередному Мэйджору получили инвайт.

- А тебя почему не позвали?

- Не знаю, может недостаточно хорошо играл. Но я сам уже не хотел больше играть. Мне казалось, что я будто упёрся в потолок и бьюсь об него головой. И это не изменить за месяца, два, три тренировок. Короче, решил я завязать с этим делом. Да, разумеется, срывался иногда, в конце прошлого года должен был поехать на фановый турнир от Мегафона, но как-то не сложилось. Да и не особо тянуло, если честно. Сейчас просто играю для себя, с друзьями или девушкой. Кстати, девушка сама часто меня подначивает поиграть с ней. Но саппортить на её рейтинге — сомнительное удовольствие.  

Загружаю...

- Есть у тебя ещё какая-нибудь мечта, связанная с киберспортом?

- Есть, конечно. Хочется безумно на The International попасть. Не как зритель, а именно как игрок. Понимаю, конечно, что шансов на это максимум один процент. На то это и мечта. За годы, проведенные в киберспорте, я понял одно. Несмотря на все эти стереотипы о «прыщавых задротах», об «игрушках для детей и прочего дерьма, что никогда не изменится, киберспорт — это очень сложно. 

 

Фото из архива Юрия Шереметова

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Пикник на хардлайне