Dendi: «Борьба интеллектов стала для меня своеобразным наркотиком»

Несколько дней назад команда Natus Vincere подписала спонсорский контракт с Aviasales. Это настолько важное для киберспорта событие, что ради него с киевского буткемпа выдернули легенду украинской команды Даниила Ишутина. Мы не могли упустить такой случай и пообщались с Денди о перспективах нового состава Na’Vi.

Примечание: разговор состоялся до начала квалификации на DAC.

– Давай начнем с базового: чем нынешний состав Na’Vi отличается от предыдущих?

– Собрались люди, с которыми можно разговаривать и которым можно указывать на ошибки. Мы можем обсуждать это друг с другом свободно – важно, чтобы это не было проблемой. Часто ошибки воспринимаются игроками как какое-то «blame», как обвинение, на этой почве возникают конфликты. Чтобы избежать конфликта, ты перестаешь обсуждать ошибки, их становится больше и больше. Адекватное восприятие критики и готовность идти на контакт – основной фактор подбора игроков. Выбирали их, в первую очередь опираясь на человеческие качества.

Загружаю...

Конечно, изучали и статистику: Бивер, Пайкатт и Рмн выделялись в своих командах, были в них сильнейшими. Я лично знал всех, кроме Мальте. И Пайкатт, и Рмн – очень олдскульные игроки с колоссальным опытом выступлений за разные команды.

– Ты сказал про «blame»…

– Есть люди, которым неприятно, что на их ошибки обращают внимание. Или показывают какой-то фрагмент игры и говорят, что надо было сделать по-другому. Есть те, кто не способен слушать подобное и уверен в своей правоте – и как тогда прийти к общему мнению?

– Что выделяет Пайкатта как капитана?

– Надо подумать. Мы не так много вместе играем, сложно дать какую-то комплексную оценку. Пока раскрываются только позитивные стороны, он старается все брать в свои руки, использовать свой опыт. Он пробыл тренером в команде Digital Chaos, посмотрел, как все работает со стороны, а теперь пытается применить все свои знания. Поэтому нынешние тренировки в корне отличается от всего того, что было с другими составами Na’Vi. У него подход более профессиональный.

– А в чем именно это заключается?

– У нас сейчас проходит буткемп, вне буткемпа мы не тренировались. Во-первых, мы живем в доме – у нас есть все условия и ничто не отвлекает от тренировок. Мы полностью сфокусированы на работе. Все ведут более или менее здоровый образ жизни: в доме всегда в наличии нормальная еда, есть тренажерный зал. Я-то приболевший, поэтому походы в тренажерку пока отложил. Во-вторых, есть график и расписание, все под него подстраиваются. Утром мы обсуждаем планы на день – пока не хотел бы раскрывать всех деталей…

Загружаю...

– Как бы сказали отдельные игроки, «не станешь палить страты»?

– Все так. Затем мы играем, вечером собираемся и обсуждаем то, чего мы добились за день, ставим перед собой новые задачи. Так, в общем-то, и должен проходить тренировочный процесс, но я ооочень сомневаюсь, что в таком формате он проходит у кого-то еще.

– Как вы вообще оцениваете свои перспективы на ближайшие турниры?

– У нас есть цели и задачи, но мы здраво оцениваем свои силы и понимаем, что мы сейчас не в том состоянии, чтобы крошить и громить всех. Мы только собрались, мы провели пару недель на буткемпе. За такой срок невозможно стать настолько сильным коллективом. В любом случае на каждом турнире и на каждой квалификации мы будем бороться.

– А почему вас поставили на европейскую квалификацию к DAC? Или это было ваше решение?

– Это было решение организаторов турнира. На мой взгляд, у нас должно быть право выбора, потому что у нас у Ромы двойное гражданство, коллектив наполовину европейский, наполовину из СНГ.

– То есть вы бы предпочли бы играть по СНГ?

– Не знаю. На мой взгляд европейские квалы сейчас сильнее, откровенно говоря. Не хочу никого обидеть этими словами, но выглядит это так. Поскольку на данный момент наша первоочередная задача – стать сильнее как команда, то нам больше подходит Европа, поскольку проще расти, соревнуясь с сильными соперниками. Насчет квалификации на мейджор пока ничего не могу сказать…

– А что ты почувствовал, когда узнал, что мейджор пройдет в Киеве?

– Одновременно обрадовался и взгрустнул: на тот момент у нас вообще не было состава, поэтому я осознаю, что очень сложно за такое короткое время набрать достаточно сил, чтобы добиться успеха. А так – очень хочется попасть на домашний мейджор и порадовать местную публику.

Загружаю...

– Как тебе нынешний Пудж? Видел, что на нем Блэк вытворял?

– Видел только результаты тех матчей. Знаю, что Блэк любит этого героя, много на нем играл. Знаю, что Пудж по статистике очень силен в нынешней мете. Его берут не так часто, поскольку у него есть определенный скилл кап, который требует опыта игры на этом герое, чтобы показать хороший результат.

– Допускаешь такой вариант, что сядешь на роам-Пуджа, а мид отдашь, например, Рмну?

– Да, для меня это не проблема, если это требуется для достижения результата. Я хоть курьером готов поиграть.

– Если бы ты был АйсФрогом, какого героя ты бы прямо сейчас убрал бы из игры?

– Да никого, наверное. Побаиваюсь только на счет Текиеса. Есть определенные герои, которыми очень клево играть тебе и очень не прикольно, когда ими играют против тебя. Или даже если такой герой в твоей команде. Например, Нага – всей команде врага очень неприятно играть против этого персонажа, но и всем союзникам тоже мерзко! Вы ничего не можете делать, вы ждете, пока эта Нага наконец-то задавит все линии, нафармит определенное количество слотов и так далее. Но вот играть на Наге очень даже интересно.

– Коли заговорили про Нагу, знаю одного человека, который хорошо на ней исполняет – это Резоль. Как тебе с ним в Китае поигралось?

– Ромка молодец. Он попробовал что-то для себя изменить – обстановку, менталитет СНГ на евро-микс, и у него пошло. Сейчас он показывает отличные результаты, и мне остается за него только порадоваться.

– Увидим ли мы когда-нибудь Na’Vi.Resolut1on?

– Время покажет.

– Хотел бы?

– Да.

Загружаю...

– Нынешняя мета тебе нравится?

– Об этом можно бесконечно дискутировать. АйсФрог постоянно делает то, что считает нужным, у него есть доверенные лица, которые ему в этом помогают. Нам всегда дота нравится. Возможно, сейчас стоит подкорректировать древо талантов, везде есть что-то, что можно доработать. Возможно, ослабить отдельные стратегии. С выходом каждого патча личный скилл-кап постоянно снижается, зато командный постоянно возрастает. Хотелось бы, чтобы игра была все же посложнее, особенно с точки зрения стратегии. Например, Луна и Шэдоу Демон – элементарная и эффективная стратегия.

– И какой талант, на твой взгляд, самый имбовый?

– Например, у Друида все таланты какие-то дикие. Вот буквально все. Хит рендж, соответственно с с Дрэгон Лэнсом у него дистанция атаки, как у снайпера. Потом 65 урона, затем возрождение на 35 что ли секунд быстрее. Вот ты его в лейте убил, а вот он уже через полминуты машет рукой и говорит: «Привет! Я вернулся!». Немножко неправильно это, ведь есть герои, у которых таланты – реально помойка. Но, с другой стороны, с древом талантов появляется дополнительный инструмент для баланса. Сильным героям дали несильные таланты, тем, кто послабее, дали крутые опции. Ну, попытались по крайней мере.

– А есть ли стратегии или герои, которые покинули мету и которых тебе не хватает?

– Все, что уходит, через два-три патча все равно вернется. Это круговорот – стратегии 2011 или 2013 года иногда возвращаются. Есть вещи, по которым я скучаю. Например, раньше можно было, задоминировав линию, при определенном уровне игры доминировать на протяжении всего матча и тащить чуть ли не в одиночку. Сейчас это невозможно, но, с другой стороны, дота становится более командной игрой, и интерес теперь к взаимодействию игроков друг с другом. Кайф именно в том, как вы вместе добиваетесь побед, как будто вы шестеренки, и только вместе вы становитесь механизмом.

Загружаю...

– С другой стороны, раньше, например, в 2013 году, ты в одиночку выигрывал матчи – не скучаешь по тем временам?

– Не скажу, что выигрывал их в одиночку, это было бы некрасиво по отношению к партнерам по команде – в доте твой вклад в победу не больше 20%. Твоему хорошему выступлению способствует игра тиммейтов. Со стороны это может быть незаметно. Что касается изменений в игре, то не скучаю по старой доте: я получаю удовольствие от взаимодействия с партнерами по команде. Теперь особо интересно играть против сильнейших команд мира: такая борьба интеллектов стала для меня своеобразным наркотиком.

 

– Ты в Na’Vi уже целую вечность по меркам доты. Скажи, ты чувствуешь, как меняется отношение фанатов к команде?

– Люди делятся на два типа, как мне кажется: на тех, кто болеет за команду, и на тех, кто поддерживает отдельных игроков. Соответственно, когда происходит ротация состава, часть фанатов уходит вместе с игроками. Возможно, кто-то приходит с новыми исполнителями – кто-то развивается, улучшает свою игру и обрастает своими поклонниками.

– И отсюда следующий вопрос: поскольку ты в организации уже очень давно, нет ли у тебя ощущения, что люди уже давно болеют на за Na’Vi, а за тебя лично?

Загружаю...

– Не думаю, что это так. Наверное, есть часть комьюнити, которое поддерживает лично меня, что меня не может не радовать. Я также получаю от этого своеобразный кайф. Думаю, что с Na’Vi все в порядке.

– На улице узнают тебя?

– Бывает. Смотря в каком городе и стране.

– В Москве, например.

– Здесь не знаю, не так часто по улицам шастаю. В Киеве узнают, но тоже не очень часто. Я всегда рад пообщаться с людьми.

– Давай назад к доте. За последнюю пару недель практически все топовые игроки попадали в low priority. Тебя это коснулось?

– К счастью, я этого избежал. Сначала в Китае я сыграл только пару пабликов, а потом принял участие в CDEC-лиге: это местная лига для профессиональных игроков, потом долго добирался до дома, а потом все как-то резко стихло. Меня пронесло.

Однако уже дома я сыграл три или четыре матча, я не сказал ни слова, я играл молча, и потом я открываю табличку со статистикой, а там три комменда и десять репортов! Мне влепили просто так десять репортов!

– За агрессивное поведение в чате, видимо?

– За расизм и ксенофобию, пожалуй.

– Как тебе игра за Team Ukraine на WESG?

– Все отлично! Мы знаем друг друга не первый год, отлично друг с другом общаемся, поэтому для нас это так, определенный сбор, где мы смогли вместе пообщаться и провести время.

– Я перекинулся парой слов с Флаем, и он сказал, что вы вообще не тренировались, поэтому ничего не получилось.

– Что есть, то есть.

– Другой момент: вы четверо, за исключением Резоля, могли вместе гонять паблики, посадив на керри другого человека с плюс-минус тем же хиро-пулом. Вы даже так не тренировались?

– Не делали и это не имело никакого смысла. Четыре плюс один – это бесполезно. Можно с тем же успехом пойти и поодиночке играть.

Загружаю...

– Но ведь герои Резоля – Нага, Сларк, Морф – персонажи, которые комфортно себя ощущают в формате «4+1», разве нет?

– Ну… мы особо как-то не играли там ни Нагой, ни Сларком, ни Морфом.

– Но ведь в мете все они фигурируют.

– Это спорный вопрос. Только что вышел новый патч, герои все-таки сменились. Люди играют стратегиями с прошлого патча, но неизвестно, насколько они эффективны против новых стратегий. Люди экспериментируют, чтобы добиваться результата. Рома-то приехал с ESL, у него в команде уже были свои идеи. А здесь у него коллектив другой! Заняв первое место, Рома, разумеется, хотел, чтобы мы играли так же, как они это видят.

– И?

– И этого не произошло. Но этого бы не случилось никак, как и в том случае, если бы мы играли «4+1»? – мы бы просто потратили время.

– А так вы приехали, чтобы отдохнуть.

– Плана такого изначально не было, очевидно. Мы ехали не столько ради денег, сколько ради победы, поскольку мы понимали, что у нас есть все шансы. Посмотри на наши результаты – 1:1, 1:1, 1:1. Сначала только 0:2 отлетели от перуанцев, которые нас так на место поставили, типа «Здорово! Мы из Перу!».

– Ну они же уже очень давно вместе.

– Да, сильные ребята. В каждом регионе есть сильные игроки. Сейчас дота движется в таком направлении, что по большому счету каждая команда может обыграть каждую. По крайней мере есть такое ощущение.

Если по командам, то Infamous попали в топ-4, TNC выиграли турнир – и они обе были в нашей группе. Она вроде бы считалась не самой сильной, а сразу две команды попали в топ-4. И другие команды могли себя показать, у всех были шансы, но если посмотреть на результаты, то топ-8 заняли именно команды, которые уже какое-то время тренируются, а все миксы повылетали. Мы, хоть и были неплохим миксом, могли обыграть всех. Возможно, попади мы в плей-офф, дело бы пошло. Но это все гадание на кофейной гуще, я не хочу искать оправдания. Проиграли – и все.

Загружаю...

– Ладно, давай попробуем все-таки имена повспоминать. Так или иначе вы гоняете high-MMR пабы: можешь назвать какого-то крутого пабера, за которым стоит следить?

– На СНГ-сцене был такой Rory, его позвали недавно в Comanche. Но рейтинг все-таки это просто рейтинг – это не показатель.

– Кто-то говорит, что это бестолковая цифра.

– Абсолютно так.

– Но с другой стороны есть NewBee или Team Liquid, в которых собраны парни с MMR больше 9000, которые дают результат.

– Окей, давай по-другому. В основном это количество матчей, которое вы играете. Чем больше вы играете, тем больше стараетесь. Иметь винрейт выше 55-60% в принципе невозможно, так функционирует матч-мейкинг система. Если посмотреть на игроков с рейтингов выше 9к, то у них процент побед примерно такой же, а у кого-то и ниже. Если посчитать, сколько надо провести, чтобы подняться с 8000 до 9000, то количество получается огромным. Это физически очень сложно: ты всегда должен выкладываться по максимуму, брать своих сильнейших героев, стараться каждую игру, не тильтовать, избегать срывов и агрессии на тиммейтов. И вот так потихонечку расти: падать и подниматься, падать и подниматься, этот процесс требуется колоссального количества времени. Потом – «бах!» – достигли новой отметки, можно заводить новый аккаунт и получать поздравления ото всех: «Ух! Красавчик!».

Да, рейтинг показывает то, что человек очень много играет. Он очень многое делает автоматически, соответственно, у него появляется время для принятия решений и раскованность. Соответственно, он будет сильнее того, кто лишен раскованности и десятых долей секунды.

Но когда дело касается командной игры, то это не даст никаких бонусов. Да, NewBee, да, Liquid, но есть много команд в топе без игроков с высоким ММР. OG какие-нибудь, а ребята вот как играют! Рейтинг – просто место, где можно поиграть. Для тех, кто помоложе, – площадка, где можно мериться линейками. Но для молодых это еще и место, где тебя могут заметить, для них эта цифра важна. Однако те, кто давно играет в команде, знают, что цифра не играет такого значения.

Загружаю...

 – Скажи, а ты не насытился дотой? Даже многие профессионалы нет-нет, но гоняют во что-то другое, ты же за этим замечен не был.

– Бывало, конечно, друзья иногда зовут во что-то поиграть. Конкретно сейчас – только дота, поскольку хочется показать результат. Даже уезжать с буткемпа не хотелось.