«Киберспорт – мужской мир». Девушка, которая стала своей в мире доты
Наравне с лучшими игроками звездами доты давно стали и комментаторы с ведущими. Среди них выделяется голландка Йорин ван дер Хейден, она же Sheever, без которой не обходится ни один крупный турнир.
Cyber.sports.ru пообщался с Sheever об играх и игроках, женщинах в киберспорте и неадекватах в Твич-чате.
– Давай начнем сначала – как ты вообще начала играть в компьютерные игры?
– Это было очень давно. Однажды один из наших соседей подарил нам компьютер, характеристики которого позволяли играть в игры. В основном это были какие-то консольные игры, да и я была слишком маленькая, чтобы понимать их суть. Первые игры, которые я выбрала сама – Snipes и Prince of Persia. Но все это было очень казуальным увлечением, пока не вышел World of Warcraft. Как и многие другие, я была зависима от игры, первое время я получала колоссальное удовольствие от нее. Но тогда у нас на всю семью был только один компьютер, который надо было делить с тремя моими братьями и сестрами. Фактически у меня был час – дальше была очередь кого-то другого.
Когда вышли Warcraft III и оригинальная дота, одного часа вполне хватало. Я познакомилась с дотой вскоре после релиза, то есть в довольно юном возрасте.
– И в какой момент ты начала стримить?
– World of Warcraft подарил мне много друзей. Когда вышел The Elder Scrolls V: Skyrim, а это было, как сейчас помню, точно 11 ноября 2011 года, я впервые попробовала стримить. Причина проста – я была первой, кому из нашего сообщества досталась игра, а моим друзьям было интересно, что она из себя представляет. Мой компьютер был довольно слабым, и я играла на минимальных настройках.
Примерно в тот же момент я перестала играть в WoW – вместо того, чтобы проводить за компьютером 6-7 вечеров в неделю, я перестала играть вовсе. К тому же в тот момент у меня была работа.
– Чем ты занималась?
– Я была младшим менеджером по продажам, в основном компания занималась торговлей комьютерных комплектующих – жестких дисков, оперативной памяти и т.д. Я продавала их тысячами в различные другие организации. Ну, знаешь, как это бывает – купил что-то, накинул 25 центов и перепродаешь.
В итоге я перестала играть в WoW, две недели провела за стримингом Skyrim – и в тот момент я получила ключ от бета-версии Dota 2. Skyrim отпал сам собой, и я переключилась на доту. А поскольку мне понравилось стримить, я решила, что буду транслировать именно ее.
– Как реагировали на твое увлечение родители и братья с сестрами?
– На самом деле моя младшая сестра играла даже больше меня. Может быть, самую капельку чересчур много. В моей семье именно к ней относились как к главному фанату компьютерных игр. Я начала проводить много времени за компьютером в тот момент, когда начала жить отдельно, и первое время этому не предавали значения.
Когда я начала играть в WoW, некоторые мои друзья приходили и просились на чашку кофе – это были люди, от которых никак не ждешь таких визитов и разговоров о том, что мне следовало бы меньше времени проводить за компьютером, и расспросов о том, все ли у меня в порядке. Тогда я заканчивала институт, и, как и многие мои товарищи, говорила себе: «Я не хочу, чтобы это прекращалось, что будет со мной дальше?». Я всячески откладывала момент с окончанием вуза. Во многом визиты моих друзей были направленны как раз на то, чтобы я все-таки закрыла вопрос с учебой. Но когда я все-таки получила диплом и вышла на работу, эти визиты прекратились.
Однако в какой-то момент я потеряла работу, параллельно с этим я начала много комментировать и решила попробовать: вдруг у меня получиться зарабатывать этим на жизнь? К тому же моя уже предыдущая работа была довольно высокооплачиваемой, поэтому у меня были какие-то сбережения, которые позволили мне хотя бы попытаться сменить сферу деятельности и превратить хобби в источник заработка.
Те, кто не имел отношения к компьютерным играм, видели во мне человека, который просто играет и ничего кроме. Они не очень понимали, что происходило на самом деле.
Мои родители всегда меня поддерживали. Я лишилась работы в мае 2012 года, в тот момент я уже начала комментировать для Gosugamers. За три недели до The International 2 организация решила отправить меня на турнир в качестве интервьюера. Реакция родителей была примерно такая: «Ух ты, они отправляют тебя в Сиэтл? И ты не должна ни за что платить? Это здорово!». Мой отец всегда интересовался какими-то инновационными штуками и новыми рынками, поэтому он был очень рад тому, что я оказалась в киберспорте. Что касается друзей, то, как ни странно, до них гораздо дольше доходило осознание того, чем я занимаюсь и что таким образом можно зарабатывать на жизнь.
– Работа в киберспорте, как и в просто в спорте, требует определенных жертв, будь то личная жизнь или друзья. Как это коснулось тебя?
– Какие-то вещи в моей жизни действительно изменились: например, в прошлом году я пропустила две свадьбы моих хороших друзей, поскольку была задействована на турнирах. С другой стороны, я пришла в киберспорт сравнительно поздно, уже закончив университет – я ходила на кучу вечеринок, у меня появилось много друзей. Со многими я продолжаю поддерживать связь, хотя мы и не видимся так часто, как хотелось бы, поэтому дружбой с отдельными людьми пришлось пожертвовать. Но с другой стороны у меня появились друзья здесь – в коммьюнити ко мне всегда хорошо относились.
– Раз заговорили об отношениях к тебе, скажи, каково вообще быть девушке-ведущей или комментатору?
– В целом, киберспорт – это мужской мир. Тем не менее, периодически чьи-то имена появляются на радаре: вот, Xiao8 сформировал команду, в которой есть девушка и у которой есть перспективы попасть на LAN-финалы. Если так, то она станет своего рода пионером женского игрового движения в доте.
В прошлом к играм относились как к чему-то, чем занимаются какие-то «ботаники» и интроверты. Со временем аудитория также стала меняться, сюда стало приходить все больше девушек. Они понимают, что киберспорт может стать местом их работы и источником дохода, поэтому многие охотно сюда идут. Но, очевидно, что это процесс не быстрый.
Подумай, сколько сотен тысяч парней пытались попасть в профессиональный киберспорт и скольким сотням это удалось? Процент будет очень низким. А теперь представь, сколько девушек приходят в эту сферу: если предположить, что процент успеха примерно одинаковый, то и не надо удивляться тому, что девушек в киберспорте так мало.
Разумеется, есть исключения: Скарлетт в Starcraft II, я помню, что девушка играла за сильную команду по League of Legends в Северной Америке.
– А чувствуешь ли ты какое-то особое отношение? С одной стороны, реакцию типа «Ааааа, gril!» уже не услышишь, с другой – в сферу приходят люди, которые знают, как себя вести и гораздо более открытые.
– Это забавная штука. Возможно, в начале моей карьеры я чувствовала, что ко мне относятся иначе, однако сейчас, благодаря моему статусу в сообществе, меня принимают как часть группы. Коллеги относятся ко мне как к коллеге, а не как к коллеге-женщине или просто как к женщине. Возможно, что среди тех, кто смотрит мои стримы, есть люди, которые видят во мне в первую очередь человека противоположенного пола, но таких, очевидно, среди моих коллег нет.
– Знаю как минимум одного человека, который не чурается подобных шуток и в целом вел себя крайне неоднозначно по отношению к тебе – это AdmiralBulldog. Он тоже относился к тебе как к коллеге? Вообще должен сказать, что я скучаю по вашим совместным стримам.
– Ох, столько времени уже прошло. В какой-то момент это было очень весело. Мы много играли до и после его победы на TI3, но затем что-то изменилось…
Слева от Sheever – Хенрик «AdmiralBulldog» Анберг, известный шведский игрок
– Могу потом написать, что ты вдохновила его на победу?
– Да, надо только сначала получить свою часть призовых!
– Неужели он до сих пор не поделился?
– Наши пути в какой-то момент разошлись. К сожалению, такое иногда случается. Он стал очень успешным стримером, я не нужна ему для того, чтобы увеличить аудиторию. Мы очень разные люди. Возвращаясь к вопросу – в тот момент он относился ко мне как к коллеге. Тогда он был не так популярен, гораздо больше фокусировался на соревновательной доте. В какой-то момент он начал спрашивать у меня совета, как ему вести себя с подписчиками, как развлекать их. Когда он начинал стримить, у него было больше опыта.
– Хенрик известен тем, что в его стримах полно лулзов и неловких моментов. А за пять лет работы в киберспорте у тебя бывали такие неловкие ситуации?
– Сложно вспомнить какой-то конкретный эпизод. Я брала свое первое интервью у SingSing’а, когда он постоянно повторял «мастербайт». Хотя и тот момент таким уж неловким не назвать, хотя если посмотришь интервью, то увидишь, что оно ужасно.
– Окей, а когда ты чувствовала наибольшее удовлетворение от своей работы?
– Несколько таких моментов с TI5 слились воедино. Возможно, я бы выделила какие-то отдельные матчи, но ни один не описывает мои эмоции. Вероятно, особняком стоит матч с TI6 между Evil Geniuses и Digital Chaos. Во время четвертого TI Джеймс (2GD – прим. Cyber.sports.ru) попросил подменить себя, чтобы тот мог отдохнуть перед тем, как будет работать с ESPN. Тогда панель с комментаторами стояла прямо на сцене, и камера плавно перешла с толпы на нас – это были потрясающие кадры, а я нервничала так, как никогда прежде в своей жизни.
– SingSing представляет Голландию в доте, в Hearthstone есть Thijs, но, пожалуй, кого-то еще вспомнить сложно. А в соседней Дании сразу несколько топовых команд по CS:GO, несколько сильнейших игроков в доту – как так получилось?
– Еще SexyBamboe. Хотела бы я знать ответ. Думаю, что факторов несколько: первый объясняет успехи не только датчан, но и шведов – там раньше заход солнца, особенно зимой, а на улице холодно. В Нидерландах детям постоянно говорят «сходи погуляй, не сиди все время перед компьютером»: в отличие от Дании и Швеции у нас не принято разрешать детям играть сутками напролет. Думаю, что этот фактор является основным, почему мы слегка отстаем от…
– Слегка?
– Ну ладно, мы очень далеко позади. Возможно, я говорю эти слова с надеждой, что когда-нибудь в Нидерландах ситуация с киберспортом изменится в лучшую сторону, но я сомневаюсь, что это произойдет. Это своеобразная догма и стереотип – в обществе не готовы позволять детям играть столько, сколько необходимо для достижения высоких результатов и начала карьеры в киберспорте. В ближайшие годы эти перемены точно не наступят.
Наше общество довольно консервативно, и мы продолжаем концентрироваться преимущественно на том, в чем мы уже хороши, например, на конькобежном спорте. В футболе в последние годы мы не так хороши, как были когда-то, но все равно этот вид спорта очень популярен. Если бы у нас была команда по доте, которая занимала высокие места, то отношение к киберспорту изменилось. Возьмем, например, конькобежцев: с каждой зимней Олимпиады они привозят золотые медали, поэтому за ними следят СМИ и простые жители. Я помню, как на TI4 Cloud9 выступали сравнительно неплохо, а в их составе числился SingSing – это привлекло внимание СМИ. «О, голландский игрок принимает участие в турнире по компьютерной игре с многомиллионным призовым фондом, можно написать заметку», – примерно так думали отдельные журналисты. Но вот в прошлом году призовой фонд турнира был где-то на отметке 22-23 миллиона долларов, однако эта цифра не впечатлила наших журналистов – на турнире не было их соотечественников, и я сомневаюсь, что они вообще хоть как-то освещали турнир.
Палка о двух концах: на турнирах нет голландцев, о турнире никто не пишет, поэтому о нем знает меньше потенциальных игроков, поэтому мы не видим голландцев на турнирах – и так по цепочке.
– Раз ты заговорила про журналистику, скажи, а какое интервью для тебя наиболее памятное? Про СингСинга я уже понял.
– Это было на Dota 2 Asian Championship в 2015, тогда я общалась с Денди. Тогда у Na’Vi дела шли в целом неплохо, однако назвать результаты стабильными не получалось. Мы общались всего минут 20, однако он открылся и много говорил про коммьюнити – о том, как оно реагирует на постоянные взлеты и падения результатов любимой команды.
Мне нравится разговаривать с людьми, в первую очередь с теми, кому есть что рассказать. Я не люблю щипцами из людей вытягивать информацию, даже если они могут знать кучу интересных историй и теоретически могут оказаться отличными собеседниками. Я просто стараюсь дать людям возможность сказать то, что они хотят сказать.
Могу сказать, что хотелось бы сделать интервью с Пуппеем обо всем том, что происходит в Team Secret. Думаю, что и для него это была бы хорошая возможность озвучить свою позицию.
Слева от Sheever – Даниил «Dendi» Ишутин, победитель первого чемпионата мира в составе Natus Vincere
– Для этого Team Secret надо для начала квалифицироваться хотя бы на один турнир, на котором ты будешь работать.
– Я думаю, что Пуппей сможет это сделать. Он все еще один из сильнейших капитанов.
– Оглядываясь на назад: работа комментатором и ведущим – то, чем ты хотела заниматься?
– Когда я росла, то особо не строила планов на будущее. Я не имела ни малейшего представления о том, чем хочу заниматься. Я изучала экономику, откуда могла пойти в маркетинг или продажи и спокойно зарабатывать себе на жизнь. Более того, еще несколько лет назада я даже не знала, что такая работа бывает.
Важно то, что я была, да и остаюсь очень скромной, поэтому раньше я даже не помышляла о том, чтобы работать в кадре. Очевидно, что в какой-то момент я эту черту характера переросла. Но никогда, особенно в детстве, я не думала, что буду работать ведущей или комментатором. Я начала заниматься этим просто потому, что мне это нравилось: в какой-то момент мой заработок приблизился к такой отметке, что я смогла назвать это полноценной работой, в которую переросло хобби.
– Насколько коммьюнити Twitch и Reddit влияет на твою работу? Облегчает или усложняет?
– Это действительно хороший вопрос. Я думаю, что у Reddit обладает силой, которой хватает даже для того, чтобы влиять на Valve. Иногда компания прислушивается к пользователям этого ресурса. Порой даже слишком часто.
В начале карьеры я постоянно читала чат на Twitch, затем залезала на Reddit, чтобы посмотреть, есть ли какие-то отзывы и комментарии о моей работе. Хорошее ли про меня пишут? Или плохое? Reddit я перестала читать совсем недавно, а вот на чат «забила» уже давно…
– Из-за «уволен» и прочего?
– Да. Думаю, что я перестала читать чат в тот момент, когда начала работать на камеру. Публика в чате, как бы это сказать попроще, обращает слишком много внимания на то, что я – девушка. У Reddit аудитория иная.
– Имеешь в виду, что ведут себя менее оффенсивно?
– Именно. Там в целом очень неглупая аудитория, и такой комментарий будет быстро заминусован, а конструктивная критика останется наверху. Раньше я проверяла Reddit и стабильно находила хотя бы один негативный комментарий из тысячи. Если мне что-то становится любопытно, я могу туда зайти. Знаю, что многие комментаторы продолжают проводить время за просмотром этого борда, и я не думаю, что это правильно. Пока в своей работе мы так сильно опираемся на Reddit, он будет иметь над нами власть.
Однако, когда дело касается не комментирования, а работы ведущей, Reddit очень облегчает мне жизнь. Иногда ведущие также злоупотребляют этим, и по трансляции можно отследить, что он просто читает первую страницу форума. Я стараюсь этого не делать, хотя иногда отдельные темы действительно очень интересные. На Дримлиге перед первым матчем у нас есть примерно полчаса, которые мы разбиваем на два блока: первые 15 минут мы – SirActionSlacks, ODPixel и Draskyl или Godz – стараемся развлечь аудиторию и говорим о чем угодно, вторые 15 минут обсуждаем предстоящий матч. И вот для первой части шоу Reddit помогает быстро найти темы, актуальные и зачастую острые – они помогают сделать небольшое ток-шоу. В целом – да, Reddit в первую очередь помогает в работе.
– Мой коллега из России рассказал, что на Эпицентре тебе подарили футболку “I love Stud Anal”. Носишь ее?
– Ха, нет, не ношу.
– Но почему?
– Я в принципе особо не ношу футболки. Это не из-за того, что на ней написано – футболку я все равно храню дома. Если я не ошибаюсь, у нас была автограф-сессия, и меня попросили ее подписать. Раньше я никогда ее не видела. Возможно, случай ее надеть представится, но пока я ее просто храню.
В материале используются фотографии из официального фотобанка Epicenter.