Компьютерная игра в 4 раза дороже российского футбола
Пару недель назад появилась новость, которая незаслуженно обошла стороной многие СМИ: разработчик игры League of Legends, компания Riot Games, близка к завершению сделки продаже медиаправ на показ матчей LoL.
По информации источников, речь идет о сумме, близкой к 200 миллионам долларов США за два года. Покупателем выступает компания Major League Baseball Advanced Media (MLBAM).
Понять, что это не утка, можно, просто пробежавшись по первоисточникам и по тому, кто эту новость подхватил. Впервые об этом написали на сайте Sportbusinessdaily.com – это некоторая медийная Мекка для тех, кто работает в спортивном менеджменте США. Написали об этом и в Los Angeles Times – для людей, не знакомых с медиарынком Северной Америки, просто скажу, что это сродни появлении статьи в условных «Ведомостях».
Даже по масштабам рынка США компания MLBAM – очень крупный игрок, а ее «дочка» BAM Tech работает с такими брендами, как Disney, NHL, HBO и другими. По информации Sportbusinessdaily, сделка должна завершиться в течение ближайших недель – и это станет настоящей революцией в киберспорте.
Собственно, в чем суть сделки? BAM Tech получает право на показ матчей League of Legends. Транслироваться матчи будут через приложение, которое будет разработано специально для игры. Из России, где Dota 2 и Counter Strike существенно впереди LoL, может показаться странным, за что, собственно, платят такие колоссальные деньги. А сумма действительно впечатляет – это, приблизительно, 90 миллионов долларов в год. Для сравнения – Российская футбольная премьер-лига получает за передачу прав на показ своих матчей около 23 миллионов долларов за аналогичный период.
Причины интереса MLBAM также понятны – это колоссальная аудитория и безграничный потенциал для рекламы. League of Legends – это 100 миллионов уникальных игроков каждый месяц. На сегодняшний день в сфере digital нигде не сконцентрирована такая огромная аудитория.
В 2019 году объем средств, генерируемых спортивной отраслью в США, составит примерно 73,5 миллиарда долларов, из которых на медиаправа придется около 20.9 миллиарда – это на полмиллиарда больше годичного бюджета Болгарии за 2015 год. При таких оборотах 200 миллионов за два года трансляций самой популярной компьютерной игры, по меркам Северной Америки, не так уж и много. Можно не сомневаться, что и на рекламном рынке США, куда в 2017 году вольют больше 200 миллиардов долларов, найдутся рекламодатели, которые с лихвой отобьют вложения MLBAM.
Здесь сразу возникает ряд вопросов.
В случае заключения такой сделки, у команд, которые существуют за счет спонсорских вливаний, призовых и продажи мерчендайза, возникнет разумный вопрос: «А какую выгоду получим мы?». Дело в том, что в американских спортивных лигах существует стандартная процедура перераспределения части доходов самой лиги в пользу команд, являющихся ее участниками. Однако киберспорт – гораздо более сложный и, что самое важное, молодой организм, и эти механизмы никак не отработаны.
Второй вопрос – а как быть с платой за подписку или за установку приложения? Во многих странах мира эта практика только приходит, да и относятся к ней со скепсисом. Что делать, например, в странах Центральной Азии, где сегодня скачивают сериалы из интернета и пускают по федеральному телеканалу?
Третий вопрос: в руки редактору Turner Sport попал документ, в котором говорится, что соглашение между BAM и Riot Games подразумевает передачу эксклюзивных прав на показ игр – и что тогда делать тем, кто стримит свои игры в индивидуальном порядке? У Twitch и Youtube огромная база зрителей, которая во многом формирует те самые сотни тысяч просмотров. Сокращение зрительской аудитории, особенно в развивающихся странах (тех самых, где еще не принято оплачивать премиум-подписку) – это довольно смелый ход.
Смелость объясняется довольно просто – это попытка дистанцироваться от остального киберспорта. Примерно так же, как ведут себя NBA и NHL: мол, настоящий баскетбол или хоккей у нас, а вы так, поигрываете во что-то свое.
Со своим собственным приложением, с собственной лигой появятся и профсоюзы игроков, которые будут бороться за финансовое благополучие самих киберспортсменов. С такими условиями – перераспределение прибыли лиги, профсоюз, стабильный календарь и заранее известный регламент – игроки tier-3 и tier-4 команд Dota 2 массово рванут в League of Legends.
На запросы наших американских коллег ни Riot Games, ни Youtube, ни Twitch не ответили. Зато мы пообщались с руководителем по коммуникациями московского офиса компании Riot Games – Геворгом Акопяном. Собственно, основные вопросы, указанные выше и касающиеся сделки, он также сразу в исключительно корректной форме также опустил: по сделке пока недостаточно информации, чтобы давать комментарии. Поэтому мы довольствовались тем, что есть.
- Совсем недавно управляющий партнер ESforce Антон Черепенников говорил, что аудитория 18-25 в России плохо монетизируется и к киберспорту надо привлекать аудиторию 30+. Согласны ли вы с ним?
– Аудитория 30+ действительно более платежеспособная, но молодые люди приносят с собой энтузиазм, азарт; у них есть время, чтобы смотреть десятки трансляций и искренне болеть за любимые команды, следить за их судьбой. Киберспорту, как и футболу, нужна как молодежь, которая следит за игрой звезд и мечтает играть так же, так и зрелые люди, у которых не хватает времени на саму игру, но матч профессионалов они с удовольствием посмотрят. Киберспорт должен стать семейной историей: чтобы можно было взять с собой ребенка, супруга или супругу, и пойти вместе на стадион, смотреть финал местного турнира.
Не обязательно, чтобы каждый понимал суть происходящего – атмосферой стадиона, полного болельщиков, быстро заражаешься, а основные моменты игр в той же «Лиге легенд» будут понятны многим. Те, кто пришел на финал «Континентальной лиги» в ВТБ Ледовый Дворец, видели, что среди зрителей встречаются родители с детьми. И это очень здорово – движемся в правильном направлении.
- Подобная сумма контракта обязывает к очень высоким стандартам качества трансляций. Известно, что в этом плане американские студии на несколько шагов впереди российских. Как в таком случае будет вестись работа Riot Games с комментаторами и студиями?
– На самом деле у Riot Games и сейчас очень высокие стандарты качества. Если вы посмотрите на трансляцию Чемпионата мира (Worlds) этого года, то удивитесь, насколько плотный поток вещания, как много дополнительных элементов, шоу-выступлений, интервью, быстрых повторов и прочих атрибутов «классического» спорта. Это первоклассное событие с профессиональным освещением, которое к тому же дарит особенные эмоции, если наблюдать его из зала (речь о световом шоу, мэппинге на поверхности, которое воочию напоминает магию – нужно видеть, в записи сложно передать).
- А что должно произойти, чтобы League of Legends начали показывать на федеральных телеканалах?
– Для нас выход на федеральные телеканалы – не самоцель, главное, чтобы игроки получали пользу от наших действий. Держа это в уме, отмечу, что для попадания в эфир нам требуется продолжать работу по развитию игры и ее киберспортивной составляющей в том же объеме, что и сейчас. Мы прикладываем много усилий для того, чтобы League of Legends стала полноценным спортом, который будет собирать людей вместе десятилетия.
«Семейная история» – очень ходовая на Западе история: с молодых ногтей тебя подсаживают на продукт, и ты потом плотно на нем сидишь всю свою жизнь. Концепция очень хорошо коррелируется с самой игрой – простая анимация персонажей, некоторая мультяшность и низкий уровень сложности по сравнению с той же Дотой.
Признаюсь – я впервые в жизни запустил League of Legends за пару дней до того, как написал письмо в Riot Games. Пытаясь описать свои эмоции от игры, мне невольно вспомнилась цитата из книги Иэна Бэнкса «Улица отчаяния»: «Сумбурно, неряшливо, но вполне приятно. (Примерно так мой старший брат описывал мне секс)». Однако пересмотрев десятки часов трансляций я не увидел того, что вижу в CS:GO или в Доте – действий, которые я не смог бы повторить с той же скоростью и в правильной последовательности.
Это не StarCraft или WarCraft 3, где ты должен обладать навыками пианиста, или CS:GO, где требуется змеиная реакция. И какой вид спорта выберет молодой игрок – тот, где велики шансы зарабатывать на жизнь, любоваться красочными шоу, не убиваться из-за отсутствия реакции в две десятых секунды? Или тот, где тебе пишут «rush B», добавляя при этом непонятные слова, начинающиеся на «c» или «b»? Или тот, где за 3 дня до старта одного из трех основных турниров года нет информации о том, кто в каких группах играет, а организация не подтверждает запросы на визу, из-за чего вся команда пропускает этот самый турнир?
Выбор будет очевиден.