Киберспортивный преступник и гений. История Алекса Гарфилда
Его сравнивают с Марком Цукербергом и называют главным преступником киберспорта. Он никогда не мечтал заниматься бизнесом и не учился продажам. Он возродил одну из крупнейших киберспортивных организаций из одного названия и стал первым человеком, который может назвать себя дважды чемпионом The International. Алекс Гарфилд, настоящий киберспортивный гений.
Скрипач на крыше
Детство Александра вполне можно назвать беспечным. Его семья не была очень богатой, но и ни в чем не нуждалась. Однако родители своим примером приучили Алекса к тому, что все в жизни достается трудом. Его мать росла на ферме с одиннадцатью сестрами и братьями, а отец зарабатывал научным трудом, создав одну из систем, подсчитывающих цитируемость академических изданий.
Сам Алекс вряд ли чем-то радикально отличался от своих сверстников. Как и всех подростков, его увлекал традиционный спорт и музыка. Классическая музыка. С детства Алекс играл на скрипке, причем не по настоянию родителей, а своему желанию. В 12 лет он выбрал себе в учителя строжайшего преподавателя, который кричал на Александра каждый раз, когда тот не исполнял партию идеально. Мама просила Гарфилда отказаться от такого наставника, но это именно то, что нужно было подростку, чтобы понять цену успеха. И искать во всем удовлетворения, а не триумфа.
От отца же он научился тому, что нельзя зацикливаться на деньгах. Сам Юджин Гарфилд без особых сомнений продал свою крупную научную компанию. «Если бы я задумывался о деньгах, я бы никогда не имел финансового успеха», – рассказывал он.
Компьютер в доме Алекса появился в 2000 году. Никто не воспрещал ему увлекаться играми, пока он успевал за учебными делами. Первая партия в Counter Strike закончилась для него со счетом 0-13. Ощущение не из приятных, заставившее, как и в случае со скрипкой, плотно засесть за игру и изучить все азы. Желание стать лучше превратилось в страсть, которой не стали противиться родители.
Когда Алекс поступал в Помона колледж, мама посоветовала ему написать вступительное эссе о компьютерных играх. «Это никто не воспримет всерьез», – возразил Александр и выбрал другую тему. А в 2013 году в журнале о выпускниках колледжа выйдет эссе об игровой и бизнес-карьере Гарфилда. Но пока он выбрал социологию, древнегреческий язык и никакой экономики.
Добрый гений
Александр увлеченно проучился первый семестр, ведя обычную студенческую жизнь: развлечения, лекции, девушки. Игры отошли на второй, а то и на третий план, а вспомнил он о них только когда вернулся домой на Рождество. Даже попробовал свои силы в одной из команд, но не смог справиться с волнением. Как истинный гуманитарий, Алекс нашел себя в другом – он стал писать новости для сайта Evil Geniuses, команды по Counter-Strike из Канады.
Гарфилд следил за успехами игроков и даже по возможности принимал участие в их киберспортивной жизни. Менеджеру EG удалось выбить парочку солидных по тем временам контрактов, позволяющих участвовать в местной лиге и поехать на WCG. Но после неудачного выступления команды менеджер исчез. Evil Geniuses были на грани распада и уже подыскивали себе места в других пятерках. Но им не позволил Алекс.
Гарфилд пообещал найти новых спонсоров. Игроки посмеялись, но согласились. «Они были особенными из-за того, кем они являлись, а не потому что они были первыми, вторыми или третьими. Это были мои друзья», – рассказывал Алекс. И он сделал все возможное, чтобы им помочь.
Попытка восстановить отношения со старыми партнерами провалилась. Они разве что потребовали вернуть деньги обратно. Тогда он принялся обзванивать все компании, которые могли хоть как-то заинтересоваться киберспортом или просто играми. И единственное, что было у него в качестве аргументов – его настойчивость. Качество, подарившее ему пару сотен долларов для команды и одного из первых собственных партнеров – датскую компанию SteelSeries. «Холодный обзвон» в первые недели завершился контрактом с канадским отделением Intel.
«Я сосредоточился на том, что мне казалось особенным в этой команде – это личности», – рассказывал Гарфилд. Черта, которая сделает каждого его игрока и каждую его команду уникальной и успешной, независимо от турнирных результатов.
Далеко не все и не всегда шло гладко. Спонсоры исчезали, не отдав обещанные деньги, Алексу приходилось вкладывать собственные средства, но он делал все, чтобы игроки могли поехать на соревнования и играть. Evil Geniuses нельзя было назвать лучшей командой американского региона, но им удавалось держаться в лидерах. Вместе с complexity и Team 3D EG постепенно доказывали, что их дивизион может конкурировать с европейцами. Только вот Алекс не мог обеспечить своим игрокам зарплаты в тысячи долларов, как это делал бизнесмен-владелец CoL, и подарить им трофеи 3D он тоже был не в состоянии.
Крупнейшая американская лига CGS забрала у Гарфилда команду. Чтобы выступать на этом турнире, канадскому составу пришлось сменить название и перейти под другой бренд. Алексу, который заканчивал четвертый год обучения в колледже, не позволили занять позицию менеджера команды, а под другие должности он не подходил. Все, что у него осталось – права на название Evil Geniuses. Бывшие EG выиграли тот сезон и заработали 500 000 долларов. А Алекс собирался бросить киберспорт и вернуться к нормальной жизни.
Ему не позволила мама. Она доказала Александру, что потеря пятерых игроков – не повод опускать руки и забывать про мечту. В свою новую команду он набрал уже не звезд, а талантливых новичков, которых не подобрала под себя CGL. Параллельно Алекс помогал Джейсону Лейку, директору compLexity Gaming, пытавшемуся восстановить некогда сильнейшую в Америке киберспортивную организацию. Работая в крупной компании, он научился правильно подбирать спонсоров и работать с людьми. Для Лейка он стал правой рукой, а для игроков – одним из самых близких друзей.
После второго сезона лига CGS закрылась из-за нерентабельности. В нее было вложено слишком много, но отдачи было в разы меньше. Лейк принял решение выкупить бренд, однако у команды по CS не было ни персонала, ни сайта, ни спонсорской поддержки. К началу 2009 года CoL уже были полностью готовы к восстановлению и подписанию прежней пятерки, являвшейся лидером региона. Но за месяц до назначенной даты организация Evil Geniuses объявляет о том, что берет под свое крыло четырех из пяти игроков.
Нет, Алекс не пытался ударить в спину человека, поделившегося с ним знаниями и давшего возможность учиться и работать. Игроки пришли к нему сами, потому что не были уверены в Лейке и его способности дать команде все необходимое. EG же в то время как раз вставали на ноги, обрастая новыми контрактами. Все, чего хотел Алекс – это помочь игрокам, тем более, что не существовало никаких даже негласных правил о том, что нельзя подписывать киберспорстменов, закрепленных за другими командами.
Лейк выпустил заявление, в котором назвал Александра предателем и стервятником, поживившимся во время слабости конкурента. Гарфилд не нашел, что ответить, и промолчал.
«Он умен. Он имел мужество сделать те шаги, которые все назвали бы спорными», – скажет потом Лейк.
В тот момент Алексу повезло. Он остался практически один на киберспортивной сцене Америки. Без конкурентов, имея возможность диктовать свои правила, подписывая множество контрактов, включая соглашение с Monster Energy. В 2009 году его команда по CS берет свой первый чемпионский титул. Достижение, к которому Александр шел с 2004 года.
Выигрыш ничто, бренд – все
В Америке Алексу Гарфилду удалось построить свою киберспортивную империю. Лучшие игроки, лучшие команды, лучшие спонсоры. Составы во всех возможных дисциплинах и только лучшие представители региона. Гарфилд не стеснялся прямо на вечеринках после турниров подходить к топовым игрокам и на глазах у всех вручать им свои визитки. Все знали: у него есть, что предложить. Алекс готов был платить шестизначные зарплаты, чтобы киберспорстмены представляли его организацию и ни в чем себе не отказывали. Александр Кохановский назвал его за это главным преступником в киберспорте
Гарфилда обвиняли в том, что всеми силами старается построить монополию. Переманивать лучших игроков в Starcraft 2 и удерживать IdrA огромной зарплатой. Подписывать две команды по League of Legends и три – по Dota 2. И не скрывать этого. Неслыханная наглость.
На это Гарфилд отвечал просто: «Все они пытаются ответить на вопрос «Что эта компания делает, подписывая столько игроков?». Но никто не задается вопросом «Почему эти все игроки подписывают контракты с этой компанией?» Есть огромная разница между этими двумя вопросами, и задаваться нужно именно вторым».
То, что он предоставляет своим игрокам, для Алекса – необходимость, а не роскошь и излишества.
Нужно приехать на несколько дней раньше старта турнира – без проблем. Аренда квартиры, гостиницы, поиск места для тренировки – обеспечат все. EG открыли две базы для буткемпов, где игроки могли жить постоянно, имея доступ ко всему необходимому. Если игрока не устраивало положенное по контракту количество стримов, «норму» снижали и искали другие способы представить игрока. Когда EG только подписывали команду по League of Legends, Алекс назначил минимальный процент, который уходил в копилку организации и практически освободил игроков от необходимости стримить. Потом они сами придут к тому, что это нужно им самим.
Чтобы дать игрокам и командам еще больше возможностей, он создал Good Game Agency – агентство, которое помогало киберспортсменам с поиском спонсоров, оформлением контрактов и многими мелочами, скрытыми в закулисье киберспорта. Оно позволило Алексу не отказаться от двух составов по League of Legends, а помогать им косвенно, не вмешивая во внутренние дела отдельных брендов. Агентство дало возможность показать себя новичкам сцены на новых турнирах и раскрыться талантливым комментаторам. Гарфилд понимал, что киберспорт стоит не на одних только командах – вся остальная система также нуждается в поддержке.
Он никогда не ставил перед своими игроками победу как первостепенную задачу. По его мнению, это далеко не то, что купят у тебя спонсоры.
«Если честно, хорошие турнирные показатели важны, но не обязательны», – рассказал в одном из интервью Гарфилд. – «Есть достижения, есть фанаты конкретных игроков и есть ликвидность. Поэтому мы можем брать на работу кого-то вроде iNcontroL’а (Джефф Робинсон) и платить ему очень хорошую зарплату, на уровне с лучшими игроками мира».
Ты не сможешь представить спонсорам точную информацию о том, сколько раз его логотип или рекламу увидят на турнире. Это никем и никак не контролируется и не подсчитывается. Зато ты можешь показать ему количество просмотров стримов, лайков и подписок на Facebook и ретвитов в Twitter. Вот что продает Александр своим партнерам, а не победы на чемпионатах.
«Мы выигрываем немало турниров и на нашей доске почета много фотографий игроков с трофеем в руках. И даже в наших маркетинговых отчетах перед спонсорами и клиентами мы, конечно, рассказываем о победах, когда нам удалось их добыть. Но, я думаю, наши спонсоры, очевидно, ценят принадлежность к нашему бренду, а не количество трофеев», – заключил Гарфилд.
Его политика в отношении игроков проста: будьте собой. Естественно, в рамках разумного. Джейк «Orb» Скларю поплатился местом в организации за расистские высказывания во время матчей. А ведь парень только использовал слово «ниггер». Но Гарфилд был непреклонен.
Каждый игрок EG – образ и личный бренд. Манюэл «Grubby» Схенкхейзен, Джастин «Jwong» Вон, Кевин «PPMD» Нанни, Эдуардо «PR Balrog» Перез, Ли «Jaedong» Джей-Дон, Артур «Arteezy» Бабаев Каждый из них, решив покинуть организацию, сможет продать себя, потому что набрал фанатскую базу, а не просидел в серой толпе киберспорстменов в разноцветных футболках. Встречи с фанатами, стримы, видео-контент и возможность вести себя так, как тебе комфортно – залог успеха организации. И залог комфорта игроков, которые постепенно понимают, насколько это важный материал, из которого строится не только их настоящее, но и будущее.
Потому он сам практически никогда не выходил на интервью. Себе он оставлял только общение с бизнес-изданиями, которым особо не о чем поговорить с киберспорстменами. Остальные анонсы, сообщения и коммуникация проходят через игроков. Они намного интересней зрителям. Они намного важнее спонсорам. Нет, Алекс не добрый ангел. Он просто знает, что так заработает больше.
Шведский альянс
Алекс Гарфилд владел командой по CS, которая в течение некоторого времени была самой успешной в регионе, но ему не удавалось пробиться на мировой уровень. Его игроки в Starcraft показывали невероятные результаты, но всегда были на шаг позади корейской сцены. Потому его настоящим достижением стали составы по Dota 2, сначала Alliance, а затем и Evil Geniuses.
В середине 2012 года Алекс решает иначе подойти к формированию команд по Dota 2: он находит игрока, которому может доверить сбор состава и опирается на его мнение. Этот киберспорстмен уже имеет за собой личный бренд, который можно будет продать спонсорам, и способен оценить собственные возможности в будущей команде. Таким человеком для Алекса становится Джонатан «Loda» Берг. Так на европейской сцене появляются No Tidehunter, которым только предстояло взять разгон, чтобы получить большие контракты.
Их первая крупная победа состоялась на DreamHack Winter 2012. Правда, тогда Гарфилд не мог испытывать бесконечной радости за своих игроков, ведь в финале они обыграли Evil Geniuses, его же команду, только с составом из Америки. Еще несколько чемпионских титулов на небольших турнирах, первыt поклонники, первые пережитые перестановки в составе – и Алекс дает зеленый свет крупным спонсорским соглашениям No Tidehunter, которые весной официально становятся Alliance. То, что Алекс владеет этой командой, он расскажет общественности позже. Сейчас он им дает давно заготовленное название, тренировочную базу и логотип, придуманный и нарисованный им лично. Под этим «щитом» шведам предстоит реализовывать амбиции Гарфилда на главном турнире в Dota 2.
Это был невероятный сезон для команды. Абсолютная доминация в регионе и в мире. И потрясающее завершение турнирного года – победа в финале, который до сих пор считается самым драматичным в истории дисциплины. Гарфилд, прошедший со своей организацией огромный путь, наконец, ощутил, что такое настоящий триумф. Он стоял на балконе рядом со шведским флагом и практически упал в обморок. Он с детства не был приучен к тому, чтобы чувствовать вкус победы. Он всегда оставлял для себя потолок для роста и ощущения, что ты достиг не всего. Но в этот момент о таких ограничениях можно было забыть.
Гениальный план
Европейский состав по Dota 2 добился вершины быстро и непринужденно, а это значит, что пора было возвращаться к проблемам родной американской команды. EG неплохо смотрелись на родной сцене, но международные турниры стали бичом команды. Алекс, который вообще предпочитал не ввязываться во внутренние дела составов, волевыми решениями заменял игроков, ища оптимальный баланс. 2013 год, год триумфа Alliance, стал годом провала EG. На тот The International они не поехали совсем, проиграв квалификации. К концу года состав было решено заморозить.
Алекс не переставал верить в Клинтона «Fear» Люмиса, но ему нужен был новый центр команды. Игрок, который привлечет к себе внимание и позволит вывести бренд на новый уровень. И в качестве своей новой «звезды» он выбрал Артура «Arteezy» Бабаева. Сделать ставку на вздорного школьника-стримера было рискованно. Но его выступление на MLG разрешило все сомнения. Через несколько дней у Артура на почте лежало предложение от крупнейшей киберспортивной организации региона, дававшей ему полный карт-бланш в формировании будущего состава.
Новый состав EG начинает свой путь так же, как и Alliance. Им предстоит пройти несколько турниров под названием SADBOYS и только потом официально заявить о своем спонсорстве. И снова команда Алекса Гарфилда проделывает тот же путь от нового состава до одной из сильнейших команд мира за несколько месяцев. Да, на TI4 они стали только третьими, но потенциал и интерес спонсоров был выше всяких предположений.
Спад Alliance на европейской сцене заставляют Алекса задуматься о том, что ему нужна еще одна команда, которая сможет завоевывать фанатов и партнеров в регионе. Нет, он не оставляет Allaince, наоборот выбивает им новые контракты, основанные на их все еще высокой медийности. Но останавливаться Гарфилд не собирается. В его голове сложился план по созданию Team Secret.
На этот раз Алекс сам выбирает тех, кто будет представлять его новый бренд. Он выкупает контракты n0ital и Fly у Fnatic, приглашает Kuroky и Puppey и дополняет состав своим же игроком s4 из Alliance. Только вот собравшиеся вместе киберспортсмены так и не смогли найти общий язык Алексом и решили, что скорее хотят создать собственную организацию, чем подбирать условия контракта. Гарфилд мечтал создать сильнейшую команду в Европе. Но он еще не знал, что сорвавшаяся сделка станет началом подъема его «Злых Гениев».
Team Secret постепенно превращаются в главного соперника Evil Geniuses на международной сцене, вытесняя бесконечного противоборство с Vici Gaming. Переход Arteezy и Zai только накаляет обстановку. Гарфилд не хотел отпускать Артура – это золотая жила для любой команды. Но менеджер состава, Чарли Янг, открыто признал – игрокам без него будет лучше. Алекс не мог и никогда не позволил бы себе пойти против желания команды. И команда оказалась права.
Новый состав, несмотря на то, что он собрался практически случайным образом, оказался самой успешной вариацией EG. Сначала они берут DAC, сломив по пути Team Secret, затем занимают несколько вторых мест, уступая им же. Перед главным испытанием года Гарфилд дает своей команде все – два буткемпа, один на восточном побережье для тренировок с Европой, другой в офисе Twitch, гостиницы, отдых, тренера. Алекс чувствовал, что единственное, что отделяет его от взятия самого большого призового фонда в истории киберспорта – им же созданные Team Secret. И он предоставил «Злым Гениям» все, что может понадобиться для победы.
Но борьбы не понадобилось. Оказалось, что Team Secret уничтожили сами себя изнутри, и Evil Geniuses осталось только не оступиться на пути к победе. 9 августа 2015 года Алекс Гарфилд стал первым человеком, который смог назвать себя дважды чемпионом The International. Начав с автора новостей на небольшом сайте, он за 10 лет прошел путь до самого успешного управленца в киберспорте.
Падение империи
Он никогда не оставлял игроков, веря в них до последнего. Он знал потребности каждого из своих «подопечных», пусть и не всегда участвовал лично в их решении. Даже когда он продавал GGA Twitch, он делал это ради возможностей, которые крупная компания может дать его сотрудникам и игрокам. Но любой хорошей истории когда-то подходит конец.
22 августа Александр Гарфилд объявил, что покидает свой пост. Кто-то даже говорит, что не по своему желанию. Good Game Agency полностью вошло в состав Twitch, а две киберспортивные организации, Alliance и Evil Geniuses, словно остались в подвешенном состоянии. Шведская команда, только что игравшая на квалификациях к WCA, потеряла троих игроков основного состава, хотя до этого планировала играть вместе. EG, занявшие третью строчку на TI6, по одному теряют киберспортсменов, включая Клинтона «Fear» Люмиса. И если Alliance хотя бы выпустили официальное заявление, то от «Злых Гениев» нет практически ни одного известия. Кроме «ждите анонса на следующей неделе».
Естественно, все это кажется связанным с уходом Алекса. Пусть лично он не участвовал в жизни команд, но очень многое в организации лежало на его плечах. Возможно, сейчас EG и Alliance нужен новый Гарфилд, новый Злой Гений, способный сочетать природную хватку бизнесмена и желание помогать и растить игроков, знающих себе цену.
Но большинство тех, кто работал с Алексом уверены: для него это не последний проект. Он готов был работать круглыми сутками без выходных и отпусков, чтобы поддерживать жизнь компании в самые тяжелые времена. Во время успеха он не переставал искать новые возможности развития. Алекс был спокойным советчиком для одних, и врывался в кабинки с криками к тем, кому нужна была мотивация здесь и сейчас. Он с детства приучил себя к тому, что ничего не дается просто. Для того, чтобы достичь совершенства, придется пройти по самому сложному пути.
«Всегда будь лучшим, мой мальчик, самым смелым, и держи голову высоко над другими», – гласит татуировка на его левой руке. Это то, чему бы он хотел научить своего сына. Это то, чему он научил своих игроков.