Angry Birds – мировой феномен. Птиц придумали благодаря свиному гриппу и запускали на орбиту Земли
Ностальгия по великим и очень злым птицам.
Более 10 лет назад на свет появилась Angry Birds – один из первых мегахитов эпохи сенсорных смартфонов. Он запустил гигантскую международную франшизу, включающую даже полнометражные экранизации и парки развлечений.
Вспоминаем, как игра про стрельбу злыми птицами из рогаток стала достоянием Финляндии.
Angry Birds началась с детского рисунка разработчика
У финской студии Rovio, основанной за 6 лет до появления «Птиц», в начале нулевых были финансовые трудности. Компания специализировалась на java-играх и работала скорее в убыток. Когда руководство хотело ворваться на стремительно растущий рынок App Store, денег хватало на создание только одной игры.
Идею предложил геймдизайнер Яакко Иисало. Скучая дома и проводя время за видеоиграми, он придумал визуальный концепт. Открыв Photoshop, Иисало нарисовал толстеньких мультяшных птиц без конечностей и с хмурыми бровями, которые летят в некие блоки. Тогда еще было непонятно, в чем заключается геймплей игры, но руководству понравился визуальный стиль и персонажи – началось производство.
В ранней версии геймплей сильно отличался: игрок стрелял птицами по блокам, соответствующим их цветам. Позже от этой условности отказались, а различия птиц обыграли уникальными способностями: синяя разлетается в полете, черная взрывается, желтая ускоряется и так далее.
Также в прототипах не было рогатки, поэтому птиц буквально приходилось швырять пальцами. Большинство тестеров идею не поняли, остальным она просто не понравилась. Затем студия экспериментировала с качелями и даже катапультой – игру собирались назвать Catapult. В итоге выбрали самый очевидный вариант с рогаткой, поскольку она лучше всего подсказывала игроку, что от него требуется.
Хоть изначально у Angry Birds не было сюжета как такового, игре требовался антагонист – ими стали зеленые свиньи. Как ни странно, их Иисало придумал спонтанно: нарисовал первое, что пришло в голову, после чего раскрасил зеленым цветом. Он дополнял красный цвет, который символизирует лидера птиц Рэда.
С одной стороны, особого подтекста в выборе врагов не было, но Rovio понравился вариант со свиньями: ведь в 2009 году, когда делали игру, в мире бушевала пандемия свиного гриппа H1N1. Мать Иисало рассказывала, что ее сын рисовал похожих свиней еще в 10-летнем возрасте.
Концепт игры получился простым и затягивающим. Геймер натягивает огромную рогатку с птицей вместо снаряда, она летит по точно рассчитанной траектории и, если игрок попал, сносит своей тушкой часть некой конструкции. Столкновения и разрушения при этом просчитываются по физике, так что стрелять стоит не бездумно, а по слабым точкам здания.
Важный нюанс: пройти уровни легко, но вот заработать максимальные три звезды за выполнение всех условий смогут только опытные игроки. Таким образом Rovio сделала гибкую сложность, позволив игрокам как бы самим выставлять себе требования. Возможность выполнить все дополнительные испытания, понятное дело, соблазняла – даже если для этого уровень придется перезапустить несколько раз.
Миссия с вертолетиком в GTA: Vice City – самое ненавистное и мемное задание в истории видеоигр
Изначально над игрой работало всего несколько человек, а бюджет ограничили 30 тысячами долларов. Но процесс разработки затянулся на 8 месяцев, а траты возросли до 125 тысяч долларов.
Главное, что у Angry Birds были все качества уверенного флагманского проекта: не требующая объяснений механика, популярный в то время упор на взаимодействия с физикой и яркая визуальная составляющая. К тому же игра отлично подходила для сенсорного управления одним пальцем, а из Рэда вышла идеальная иконка приложения.
«Птицы» взлетели не сразу, из-за них у домохозяек горела еда в духовке
Angry Birds получилась 52-й игрой компании, она вышла 11 декабря 2009 года для устройств iOS и Maemo. Вторая операционка – очень нишевая платформа, которую использовали 4 планшета Nokia вроде N900. Так что финны из Rovio просто поддержали соотечественников по старой памяти.
В первые месяцы игра стала довольно популярной в Финляндии и некоторых странах Европы, ежедневно разработчики получали 30-40 тысяч загрузок (а значит, проданных копий) – результат умеренно положительный, но не взрывной. В студии есть байка (а может, и реальная история), что за несколько месяцев медленного старта команда почти потеряла веру в проект. Примерно в то же время мама одного из разработчиков случайно сожгла индейку в духовке, потому что слишком увлеклась прохождением Angry Birds – тогда авторы поняли, что не все потеряно.
В июне 2010 года игра заняла первое место уже в мировом рейтинге платных приложений App Store, сместив предыдущий мобильный феномен Doodle Jump. Angry Birds поставила рекорд по удержанию верхушки топа платных приложений App Store – 275 дней.
15 октября 2010 года игра вышла на Android, за первые дни получила несколько миллионов скачиваний – оглушительный успех. Спустя еще год прибыль от Angry Birds достигла 50 миллионов евро.
Rovio постоянно развивала проект. Изначально в игре было всего 63 уровня, но после многочисленных обновлений с новыми эпизодами число миссий выросло до 598. Параллельно игра выходила на все новых платформах, начиная от всех актуальных мобильных устройств и заканчивая PC и домашними игровыми консолями вроде Xbox 360 и Wii.
В Angry Birds играли даже космонавты NASA на орбите Земли
В наполеоновских бизнес-планах на франшизу финны ориентировались на Nintendo, намереваясь сделать будущий проект не просто хитом, а частью геймерской культурой.
Сейчас по франшизе вышло уже 25 игр, и далеко не все из них физические головоломки.
Например, были RPG: более классическая Angry Birds Epic и гибрид ролевой игры и головоломки «три-в-ряд» Angry Birds Fight!.
Кроме того, был баббл-шутер Angry Birds POP:
Погорский вернулся на мид. Сделал ультракилл и слил тонну каток
И даже полноценный 3D-картинг Angry Birds Go!
Были и более классические спин-оффы: Angry Birds Rio, Angry Birds Star Wars (и сиквел) и Angry Birds Space. Для последней игры Rovio заключила сотрудничество с NASA: запуск игры отмечали космонавты на орбите Земли – это единственный подобный случай.
Самое оригинальное ответвление серии – Bad Piggies. В этой игре героями становятся те самые зеленые свинки, а вместо разрушения крепостей нужно строить транспортные средства из различных запчастей, чтобы свиньи могли достигнуть пункта назначения.
Rovio так увлеклась кроссоверами, ответвлениями и обновлением классической игры, что полноценное продолжение, Angry Birds 2, вышло только 30 июля 2015 года. За 6 лет бренд не стух: в первые дни игру скачали 30 миллионов раз.
Многие признавались в зависимости к игре: например, бывший премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, бывший министр обороны США Дик Чейни, игрок NBA Кевин Дюрант, актер Джон Хэмм, Джастин Бибер и не только.
Профессор психологии Марк Гриффитс объяснил, почему Angry Birds так затягивает:
«Поражения по факту воспринимаются почти-победами и вызывают когнитивную фрустрацию. Единственный способ избавиться от этого неприятного чувства – сыграть заново».
Иными словами, Angry Birds работает как азартные игры, хотя игроку и не нужно делать ставок.
Автор The Atlantic Александр Мадригал подсчитал, что в среднем американцы в середине прошлого десятилетия тратили на Angry Birds примерно 43 миллиона рабочих часов в год. Такая цифра получилась из статистики: на «Птиц» тратили по 200 миллионов минут в день, из них примерно 5% приходилось на играющих в рабочее время американцев, чья почасовая оплата составляла в среднем 35 долларов. Получается, компании не досчитались примерно 1,5 миллиарда долларов ежегодной выручки – эта сумма больше, чем стоимость Rovio.
Финны производят мерч так же агрессивно как Disney
В играх Rovio подсматривала стратегию Nintendo, а глобально училась у магнатов вроде Disney и Coca-Cola. То есть изначально хотела сделать но только успешный продукт (игру), но и раскрутить его до вездесущей франшизы. С мерчем, мультфильмами и всем-всем-всем. Компания верила, что Рэд станет таким же популярным и прибыльным персонажем, как Микки Маус.
Параллельно с релизом игр компания выпускала мультсериалы про тех же птиц. Там историю о «хороших птицах и злых свиньях» развили до более-менее внятного сюжета. У птиц появились личности (желтый, Чак, боится молний, а Матильда обо всех заботится), а еще выяснилось, что свиньи – не такие уж злодеи. Просто они живут на одном маленьком острове с птицами и хотят кушать, а ничего питательнее яиц найти не могут.
В 2012 году финский парк развлечений Sarkanniemi открыл большую зону Angry Birds Land.
В Китае официального парка по игре не было, зато там появился аттракцион: посетителям нужно было выстреливать игрушечными птицами из гигантских рогаток, целясь в большие надувные шары.
В Малайзии открылся целый развлекательный комплекс Angry Birds Activity Park, где в том числе можно покататься на картах.
Канадский технический музей TELUS World of Science в 2016 году добавил целую серию экспонатов, демонстрирующих творческие и научные корни игры. Посетители могли выстрелить из гигантской рогатки в собственноручно построенный форт из пенопластовых блоков, собрать радиоуправляемую машинку для гонки и даже «стать птицей», врезавшись в пенопластовую конструкцию на тарзанке. Были и регулярные доклады о связи Angry Birds с базовой физикой.
В 2014 году Rovio заключила контракт с крупным издательством IDW Publishing, чтобы выпустить комикс про злых птиц. Даже у этой серии появился собственный комикс-спин-офф Super Angry Birds, в котором птицы превратились в супергероев с антропоморфными накачанными телами.
Еще в начале 10-х финская компания по производству напитков Olvi выпустила серию газировок с персонажами игры. Всего было 6 вкусов, по каждому на птицу: Tropic, Paradise, Lagoon, Comet, Sunrise, Amazon. Все, кроме последних двух, продавались и в России. Как и в случае с переживающей кризис Rovio, газировки «Птиц» дали огромный буст стагнирующему концерну.
В 2016 году Angry Birds добрались до кинотеатров. Полнометражная экранизация стоила 75 миллионов долларов, собрала в мире 350 миллионов и получила сиквел. Вместе с тем «Птицы» получили очередное достижение – по ним вышла серия конструкторов LEGO.
Теперь Angry Birds точно можно считать вездесущей. В конце-концов, серию упоминают как часть современной культуры, а ее герои даже появились в одном из эпизодов «Симпсонов».
* * *
Сейчас Angry Birds уже не такой гиперхит как 10 лет назад, но игры все еще обновляются и держатся в топ-200 App Store. Суммарно «Злых птиц» скачали 4 миллиарда раз – с такими достижениями плавно уходить на отдых все-таки не стыдно.
Кроме невероятных цифр Rovio, в которой еще в 2010 году работало всего 28 человек, получила мало с чем сравнимое признание. Разработчиков из студии финны считают чуть ли не знаменитостями, в Финляндии Angry Birds гордятся так же, как украинцы серией S.T.A.L.K.E.R. Компания до сих пор развивается за счет тех же «Птиц»: в первом квартале 2020-го прибыль Rovio выросла до 13 миллионов евро (на 19.6%), в штате уже более 400 сотрудников.
Даже Сигеру Миямото, автор The Legend of Zelda, Super Mario Bros., Donkey Kong и прочих вечных хитов признал, что хотел бы быть тем, кто придумал Angry Birds. Похоже, Злые птицы стали для мобилок такой же иконой как водопроводчик Марио для консолей.
"Более 10 лет на свет появилась"
"находятся далеко не на дня рейтинга"