android-character-symbol 16.21.30apple 16.21.30@Combined ShapeЗагрузить фотографиюОчиститьdeleteinfoCombined ShapeИскатьsports_on_siteplususeric_avatar_placeholderusersview

Мастер за три года

Мастера делает практика. Золотые слова, применимые не только к спорту, но в принципе к любой профессиональной деятельности. Киберспорт - не исключение. Очень многие игроки, поиграв месяц-другой в какую либо игру и добившись первых незначительных результатов в интернете, ошибочно принимают себя за профессионалов игры. Тоже самое касается обывателей: обычно народ считает чемпинов страны, скажем, по Counter-Strike за типичных геймеров - небритых и непричесанных любителей пива, иждевенцев, подменивших реальный мир на виртуальный.

Не хотелось бы превращать пост в эдакое "обеление" киберспортсменов. Развеивание мифов и прочее. Честно говоря, лень на это тратить и силы, и время. Просто давайте подойдем к этому вопросу с более серьезных позиций: что эти люди действительно хотят чего-то добиться. Успеха, денежных призов, возможности ездить по городам на турниры, а особо успешным - путешествовать по миру. Все, как в большом спорте.

Как-то смотрел передачу на ТК "Спорт" про плавцов - тема мне достаточно близкая, так как в свое время четыре года отмотал в мурманском плавательном бассейне, "доплыв" до второго взрослого разряда (два шага до КМС). В телепередаче тренер российской сборной озвучил интересную мысль, которая меня заставила задуматься: для того, чтобы стать мастером плаванья европейского уровня, нужно тренироваться примерно семь лет.

Возвращаясь к компьютерному спорту, хотел бы сказать, что для становления мастера уровня российской сборной А раньше требовалось лет пять, сейчас уже меньше - года три. Опять же, оговорюсь, что я в большей степени подкован на мире StarCraft: BroodWar, но и про другие дисциплины кое-что знаю.

Что такое вообще "сборная России А" (RUS-A)? Это команда из нескольких человек (порядка десяти) играющих на межнациональных турнирах по интернету. В команде присутствует генеральный менеджер (лидер) и его помощники, занимающиеся органицацией встреч, оповещением игроков, берущие на себя все заботы "вокруг игры" - киберспортсменам остается только играть. Есть вторая сборная России (В) - это ближайший резерв первой сборной - прямой аналог школ олимпийского резерва.

Попасть в любую из этих сборных очень престижно, это особое отношение других геймеров, это вход в элиту российского гейм-сообщества, это попадание на специальные передачи (несколько тв-каналов имеют свои киберспортивные программы), а иногда и на радио (программа "Киберспорт" на "Радио Спорт"). Первую и вторую сборные России можно обозначить как первые цели, которых стремится достичь будущий киберспортсмен. Не каждый ли спортсмен стремится попасть в сборную своей страны?

Киберспорт, в серьезном его понимании, как и обычный спорт воспитывает в человеке в первую очередь дисциплину. То есть, если игрок вечерком с друзьями намахнет пару банок пива, а потом сядет за компьютер - это будет пустая трата времени, и он это понимает. Сидение за игрой ночами также малоэффективно: во-первых, потому что это не лучшее физиологическое состояние организма (представьте Крамника, штудирующего дебюты ночами), во-вторых мешающее реальной жизни.

Успешные киберспортсмены, как правило, очень удачно совмещают реальную жизнь с игрой благодаря все той же воспитываемой в них самодисциплине. Они умеют выставлять приоритеты в жизни. Жизнь - это жизнь. Что такое для них игра? С самого начала - увлечение, любовь, предрасположенность, талант. А потом - жажда победы. Многие киберспортсмены, то есть игроки с серьезными результатами а не "for fun пивка в компьютерном клубе", имеют семьи и детей, работу, так называемые "блага жизни". Многие из бывших - ныне удачные бизнесмены или покеристы. Они умеют сосредотачиваться в нужный момент на чем-то одном.

Для того, чтобы получить игровой базис нужна отточка мастерства - это постоянная практика. Да, таже самая постоянная игра по интернету. Времена, когда все тонкости компьютерных игр постигались геймером лично, с огромными временными и трудозатратами, уже ушли. Скажем, по тому же WarCraft: TFT выпущена масса видеоуроков, показывающих и объясняющих не только как вообще играть ту или иную партию, а как вести себя в той или ной конкретной ситуации. В киберспорте, как и в "обычном" спорте, победы складываются из массы нюансов. Только тогда, когда эти детали сходятся воедино в своем "перфекте" - можно рассчитывать на серьезный спортивный результат.

Во-первых, в киберспорте (в разных его дисциплинах) уже давно развиты интституты тренерства. Иногда признанные мастера организуют набор игроков, тренирующихся с ним по интеренету за деньги. Иногда сильный игрок, видя в новичке перспективу, сам принимается за его "выращивание". С тренером рост игровой силы геймера растет очень быстро. На себе это испытывал. Некоторое время, буквально неделю, с легендарной личностью в мире StarCraft:BroodWar Русланом Баженовым мы оттачивали технику отражения атаки "бункер-раш". Вам, скорее всего, это ни о чем не скажет, и это не важно. Важно понимать, что это лиш штрих игры, не вся партия, частая разновидность ее дебюта. Сначала он "убивал" меня постоянно. После недели тренировок в игре по интеренету с бронозым призером WCG Россия я сумел отбить этот раш! То есть я отразил атаку по сути от третьего по силе игры человека в России. Ту партию я в итоге проиграл, но в данном нюансе нисколько не уступил.

Во-вторых, как уже было сказано выше, в сети выложено масса тактических, стратегических - да любых - текстовых или видеоматериалов на русском языке, которые являются решающим подспорьем начинающему игроку, что позволяет ему очень сильно прогрессировать. Для сравнения: в начале 2000-х только избранные могли качать многомегабайтные видеозаписи корейских профессионалов (о прогеймерах - в следующем материале) по модему на ужасной скорости, на корейском языке. Кое кто делал на этом не хилый бизнес, занимаясь рассылкой дисков с записями по всей стране.

В-третьих, в серьезных российских киберспортивных командах уже во всю используется практика трейнинг-кэмпов. По сути, это самый настоящий сбор команды на базе, как это происходит в обычном спорте. То есть надо понимать, что в сфере киберспорта используются наработки "большого" спорта. Тренинг-кэмпы организуются, как правило у кого-нибудь на даче (своя или съемная), с установкой компьютеров, проводкой сети и т.д. Длится стандартный сбор примерно неделю. За это время интернет-игроки не только общаются в реале, находят общие интересы, а иногда и видят друг друга впервые. В отличие от большинства людей, чей подобный сбор превратился бы в праздник вечного пьянства, эти люди тренируются, тренируются и тренируются.

Капельку о финансовой стороне - потому что об этом будет написано шире. Профессиональная команда зарабатывает серьезные деньги на всякого рода турнирах и он-лайн лигах, коих сейчас развелось великое множество. Простая арифметика - первое место, как правило, 300 у.е. Выиграй пять шесть турниров в месяц - и у вас средний заработок по России. Показателен прошлогодний успех старкрафтерской команды RoX: в прошлом году их представители взяли все три места российских WCG, выиграв на всю команду 7000 у.е., и после этого успеха обрели серьезнейшего спонсора в лице "Касперского", оплачивающего поездки игроков на все турниры. Кстати, неделю назад команда уже собиралась на очередной треннинг кэмп.

Таким образом, для того, чтобы достичь серьезного игрового уровня, в нынешних реалиях геймеру необходимо четко определить границы игры и жизни, в нужный момент делая упор на том или на другом. Это просто на самом деле, при достаточной самодисциплине. Для рождения игрока серьезного российского уровня нужно будет потратить два года ежедневных тренировок по 4-5 часов. Чтобы составить конкуренуцию игрокам европейского уровня, и пробиться в сборную А или В потребуется 3 года минимум.

Кто такие прогеймеры и почему Южная Корея считается Меккой мирового StarCraft′a, сколько они тратят времени на тренировки, и почему они непобедимы - в следующем материале.

Автор 
Киберспорт. Самое интересное. Ничего лишнего.
Подпишитесь на нас в соцсетях:

Свежие записи в блоге

22 мая 2011 14:44
Вспомнить всё

6 августа 2010 12:38
Over the top. vol. 2

4 августа 2010 13:26
Over the top. vol. 1

10 июня 2010 13:59
Виктор Гусев: «Сильнейшие сборные – Бразилия и Англия»

9 ноября 2009 13:24
WCG 2009: красная жара

31 октября 2009 22:46
Устами Демидова. Часть 2

30 октября 2009 14:24
Устами Демидова. Часть 1

4 октября 2009 15:06
WCG Россия 2009 - день второй (live-видео)

3 октября 2009 13:23
Видео: репортажи с чемпионата России!

2 октября 2009 15:30
Кибер-допинг - миф или реальность?

Сегодня родились