android-character-symbol 16.21.30apple 16.21.30@Combined ShapeЗагрузить фотографиюОчиститьdeleteinfoCombined ShapeИскатьsports_on_siteplususeric_avatar_placeholderusersview
Все о главном киберспортивном турнире года при поддержке Aviasales

Маятник Fy & ко

Свершилось то, чего западное дота-коммьюнити больше всего опасалось, а китайское, наоборот, ждало больше всего. Хотя, если оглянуться назад, то можно только удивиться, что китайский финал случился только на четвёртом по счёту The International.

Некоторые учёные говорят, что история движется по спирали. В отношении доты, я бы сказал, что история движется как маятник.

spiral

 В 2010-ом году, когда контакты восточной и западной доты начали происходить всё чаще и чаще, была очевидна доминация Китая. Для BurNing’а или ZSMJ’я брали какого-нибудь о-о-очень лейтового героя, типа Medusa, Alchemist или Spectre, потом полчаса охраняли своего керри и, ждали пока он нафармит хотя бы три-четыре слота. После этого уничтожить всех пятерых врагов, а потом башни, а потом бараки, а потом ещё сторону, а потом последнюю, а потом трон для него не было чем-то вызывающим трудности. Команда EHOME (BurNing, MMY, KingJ, QQQ, 820) придерживающаяся такой стратегии, во второй половине 2010-го за почти полгода проиграла всего одну игру. Русско-украинская команда DTS (Artstyle, LighTofHeaveN, Dendi, NS, Dread) тогда удивила весь мир абсолютно непонятной стратегией с Enchantress в чужом лесу и соломид Dazzle'ом. По всей видимости, китайская машина по размалыванию противников просто не смогла принять себе на вход такие данные и вышла из строя. Впрочем, этот матч был в групповом этапе и на результаты того турнира не повлиял — DTS проиграли полуфинал китайцам из команды Nirvana.cn, а EHOME легко разделались с теми в финале (тот турнир проходил по обычной олимпиской системе без верхней и нижней сетки).

Видео, посвящённое игре DTS на этом самом турнире. Люди, не игравшие в DotA Allstars, скорее всего ничего не поймут, а олдфагов пробьёт на слезу:) А ещё — молодой V1lat в одном из моментов, который тогда в первую очередь был менеджером DTS, и только потом — комментатором

То ли Европа просто решила”Хватит это терпеть!”, то ли, что более вероятно, китайцы просто не восприняли всерьёз разницу между детищем “Valve” и привычной “DotA Allstars” и не посчитали нужным готовится к первому в истории киберспортивному турниру на миллион долларов. Факт остаётся фактом: победа на The International досталась западной сцене. Ограниченный выбор героев, и, в частности, хард-керри (Artstyle, к примеру, почти во всех матчах тратил два первых бана на Spectre и Weaver, оставляя любителям стиля “четверо защищают одного” только сомнительного в этой роли Doom’а), всё такие же безумные пики и стратегии от капитана Na’Vi (Artstyle, LighTofHeaveN, Dendi, XBOCT, Puppey, как видите, три игрока из тех самых DTS) и не менее безумно-агрессивная реализация этих пиков… Да и EHOME были уже не те — тотальная доминация надоела самим игрокам и тот золотой состав к августу 2011-го слегка поредел. В общем, по какой-то из этих причин, а может и из-за комбинации всех их, Natus Vincere становятся первыми чемпионами мира по Dota 2.

Видео от того же автора, но уже про победу Na'Vi на The International. Разницу между самой первой версией Dota 2, которую показали публике, и той, на которой играется The International 4 нельзя не заметить

Датчане Meet your Makers посчитали, что 4-ое место — это не очень и развалились. Ни один игрок того состава (да и вообще, ни один датчанин) больше не попадал на TI в топ-8. Россиянам Moscow5 не хватило пятого места и они решили начать серию изменений в составе, которая привела к тому, что с тех пор не один россиянин (кроме Ars-Art’а и LighTofHeaven’а в составе Na’Vi) также не оказывался в числе игроков лучшей восьмёрки команд мира. В общем, как можно заметить, в Европе намечался разброд и шатание. Никто не мог составить убедительной конкуренции Na’Vi, а сами Нави в отсутствии конкурентов почивали на лаврах и расслаблялись. Единственное, на что следует обратить внимание — это массовая миграция хонеров в Dota 2, как тех, для кого HoN был первой подобной игрой, так и тех, кто до перехода в HoN был дотером. В Китае же менять проверенную временем DotA Allstars на выскочку Dota 2 не спешили, окончательный переход состоялся уже зимой, а то и весной 2012-го года. Зато, в отличие от европейцев, которые целый год выясняли кто кого победит — Antimage или Riki, жители Поднебесной придумывали новые стратегии, тестировали новых керри и, что самое главное, оттачивали мастерство тимфайтов. Итог вы все знаете, из семи азиатских команд, все семь оказались в топ-8 на TI2. Единственная команда, разбавившая число желтолицых призёров — Na’Vi, чуть не вылетела с турнира в самом начале (сказалось отсутствие практики с достойными соперниками в течении целого года), собралась в последний момент и не дожала совсем чуть-чуть. Второй подряд финал чемпионата мира “Нави против Китая” завершился победой Invictus Gaming (Zhou, Ferrari_430, YYF, ChuaN`, Faith).

Самый, на мой взгляд, красивый момент The International 2012 в очень сильном замедлении. Очень эффектно выглядит

В следующем сезоне наоборот, китайцы в ус не дули. Заводили себе европейские и женские составы, признавались в любви девушкам в прямом эфире, в общем развлекались как могли. А в западном мире хонеры (а ими являлись половина составов Liquid и The Alliance и весь состав Fnatic, то есть примерно половина неазиатов, разделивших призовой фонд на The International 3) окончательно освоились с непривычной для себя игрой, адаптировали свои необычные для доты хоновские стратегии и, наконец-то, слово “hontrasher”, написанное в общий чат, перестало звучать как оскорбление. По-хоновски необычный стиль игры Fnatic.Trixi на Nature’s Prophet’e, к которому датская молодёжь из 3DMAX добавила глобальную стратегию, пылившуюся где-то за ненадобностью уже несколько лет, породил сплит-пуш, который шведы из The Alliance (Loda, s4, AdmiralBulldog, EGM, Akke) возвели в абсолют, который получил уничижительное прозвище “Rat doto”. Альянсы даже, весьма опрометчиво, приезжали в Китай за пару месяцев до TI3, где показали что сейчас в тренде на профессиональной сцене Европы, выиграв все матчи в сухую. Но китайцы, издревле известные своим высокомерием по отношению к бледнолицым недочеловекам (что уже не раз и не два выходило им боком за историю человечества), вообще не сделали никаких выводов. Конечно, после такого триумфа на TI2 им и в голову не могло прийти, что кто-то может осмелиться свергнуть их с трона. Но шведам хватило смелости. И не только им, выше самой успешной команды Китая на TI3 оказались ещё и те же Na’Vi, и, что наиболее обидно для китайцев, малайцы из Orange. Дело в том, что юго-азиатская сцена всегда была в тени своих северных коммунистических соседей, а наиболее успешные игроки (живой и актуальный уже тогда пример — ChuaN`) стремились переехать в Китай ради развития своей карьеры. А тут — “фарм-клуб” оказался выше всех “базовых”, которые просто решили, что больше не нуждаются в услугах “гастарбайтеров”, они и так сильнейшие в мире. Европейский финал и лишь четвёртое место TongFu (далеко не фаворитов TI3 среди китайских команд, между прочим) очень сильно ударило по самолюбию команд из КНР.

Аналогично: самый красивый файт The International 2013 с 1000 fps. Выглядит ещё более эффектно если учесть, что здесь Mushi, будущий игрок DK побеждает этих самых DK

И они, по всей видимости, поклялись отомстить и смыть свой позор кровью. Ради примера: за весь свой пост-чемпионский сезон 2012-2013 IG сыграли менее девяноста игр. А игра, ставшая для IG последней на TI4 стала сотой только за новый патч, вышедший в последних числах апреля. Китайцы весь год упорно бодались друг с другом ради небольших, но стремительно растущих призовых фондов, оттачивали новые пики и стратегии на турнирах и тренировках. Особенно хороша получилась стратегия фаст-пуша, которой придерживаются NewBee и, в особенности, Vici Gaming. Она, конечно, не нова, ещё всё тот же Artstyle пропагандировал своими пиками и стилем игры своих команд идеи о том, что пуш — это главное. Что убивать героев — это хорошо, но разрушать башни лучше. Что, чтобы выиграть в доту, нужно не набить 50 киллов, а всего лишь снести вражеский трон. Но так хорошо пушить, как у VG, у Артстайла бы вряд ли получилось. Их игровой стиль — это такой же абсолют фаст-пуша, как крысодота — абсолют сплит-пуша. Если смотреть на состав участников грандфинала, то стоит признать, что хоть NewBee и выглядят сильнее (да и импонируют лично мне сильнее; очень агрессивная игра Hao мне запомнилась и полюбилась ещё на TI2; а его исполнение Lifestealer’а — однозначно лучшее в мире) за счёт большего разнообразия стратегий, но Vici действительно заслужили эту победу, т.к. именно они придумали этот фаст-пуш, который покорил мир в этом году.

А, кажется я забыл про Европу. А что Европа? А Европа весь год гнобила сплит-пушеров, издевалась над ними, придумала кучу способов не дать им выиграть (которые на самом TI4 просто свелись к фёрстбану Furion’а против The Alliance), но не придумала почти ничего нового. Tinker? MTW использовали его именно так ещё зимой 2011-2012. Io? Это тренд сезона 2012-2013, популяризированный Goblak’ом. А Io+Tiny? Так играли ещё EHOME на TI2. Хотя за год были придуманы отличные стратегии с соломид Troll Warlord, с саппорт Treant Protector’ом и пр., но на самом TI4 про них вспомнили одни только Mousesports. Только три команды действительно придумывали и реализовывали (что немаловажно, придумать кучу интересных стратегий и VP смогли) что-то необычное: LiquidCloud9 и EG. Но у первых не пошло, у вторых EternalEnvy на керри (хотя он отличный капитан), а ключевые игроки третьих (Arteezy и zai) ещё слишком молоды. Arteezy к тому же имеет довольно ограниченный пул героев, что никак нельзя назвать преимуществом. Искренне надеюсь, что у них ещё всё впереди. А ещё на этом TI можно было наблюдать полный провал южно-азиатской сцены, надеюсь, что iceiceice, Mushi и ChuaN` вернутся домой, чтобы поднять её с колен.

pendulum

Маятник начал раскачиваться в 2010-ом с доминации EHOME. А потом его колебания проще всего отследить по результатам финалов The International:

2011: Европа>Китай;

2012: Китай>Европа;

2013: Европа>Европа;

2014: Китай>Китай.

Что будет дальше? Сможет ли Китай приостановить этот маятник, который, как видно, раскачивается всё сильнее? Или он продолжит так же раскачиваться, и Европа снова вернёт себе преимущество к TI5? Вмешается ли третья сила, такая как Америка, Южная Азия или Корея? Для того, чтобы был хоть какой-то шанс ответить на эти вопросы, стоит хотя бы дождаться конца решаффла, он в этом году будет глобален как никогда.

Автор 
РЕЙТИНГ +48
Киберспорт. Самое интересное. Ничего лишнего.
Подпишитесь на нас в соцсетях: