Теги Epic Esports Events EPICENTER

Организатор Epicenter: «Киберспорт — такое же шоу, как и концерты поп-звезд»

alt

Руководитель проектов Epic Esports Events Александр Заволока в киберспорте более 15 лет. Участвовал в соревнованиях с 2001 по 2004 года, работал журналистом, создавал сайты, после чего на время пропал с радаров. Cyber.Sports.ru поговорил с Александром о проведении крупнейшего турнира в России по Dota 2, соревнованиях будущего и Олимпийских играх. 

— Почему ты решил заниматься турнирами после того, как несколько лет серьезно занимался велоспортом?

— Свою первую зарплату, еще в далеком 2001 году, я получал именно за написание новостей о киберспорте. С тех пор я так и работаю в этой индустрии. Я никуда не уходил, просто в 2013 году моя работа стала менее публичной. Велоспорт тоже пришелся по вкусу тогда, но как бы серьезно я им ни занимался, это все равно остался полупрофессиональный, скорее любительский уровень. Хобби, не более того. Марк (прим.: Марк Авербух — руководитель Epic Esports Events) предложил выйти из тихой гавани, и заняться чем-то серьезным и увлекательным. На тот момент речь шла только про D2CL/GOCL, и другие наши продукты, которые нацелены на онлайн.

В декабре произошли определенные перемены, и теперь мы делаем эпичные турниры. Отличные новости, скажу я вам, и я очень рад тому, что причастен к таким событиям, и могу внести свой вклад в это.

— Кто придумал название Epicenter? Почему именно оно, и были ли другие варианты?

— Это прозвучит нескромно, но название придумал я. Часто говорят, мол, сначала было слово. Это не про нас. Сначала мы получили бриф того, какой будет турнир. Я попытался найти слово, которое бы запомнилось, не аббревиатуры, которых в названиях турниров в 2015 году было больше 85%, а именно бренд. Когда ты говоришь The International — ты сразу понимаешь, что это крупнейший турнир в году. Когда говоришь Major — тоже сильный бренд, хотя и не настолько. А дальше? Дальше идут D2L, D2CL, MDL, и все остальные L, включая ESL. За нашими плечами не было десятилетней истории Intel Extreme Masters, мы не проводили турниры по всему миру, нужно было нечто новое, громкое, масштабное, эпичное.

Создал фокус-группу на 30 человек из разных стран, пробовал разные варианты, EPICENTER получил самую большую поддержку. Так уж сложилось, что в слове EPICENTER первые четыре буквы составляют слово EPIC. Отсюда пошло и EPIC ESPORTS EVENTS, потому как Dreamz Media было слишком сложным для восприятия того, чем мы занимаемся. Упростили максимально, теперь таких вопросов нет.

— Вы начинали с онлайн-турниров, а затем вы совершили резкий скачок. Просто обычно бывают онлайн-турниры, потом LAN-финалы, потом подыскивают площадки побольше. А тут сразу большая арена, тысячи человек на трибунах. Как вы решились на такой шаг?

— Я присоединился к компании в районе сентября. До этого Марк и компания, включая Артема (прим.: Артем Быков — бывший менеджер игроков по StarCraft 2 в организациях FXOpen и Natus Vincere, в прошлом сотрудник Dreamz Media), который сейчас работает в Blizzard, делали LAN-финал по D2CL. У одного из сезонов был финал в Берлине, а у другого — в Бухаресте. Так что нельзя сказать, что это был только онлайн. Хоть какой-то определенный опыт был. Но благодаря тому, что мы вошли в холдинг ESForce, мы получили возможность сделать огромный турнир, нам доверили это дело.

Конечно, это большая ответственность, но любая ответственность — определенный вызов. Ты хочешь доказать себе, доказать окружающим, что ты можешь это делать. В данном случае мы хотели бы еще доказать, что в России можно проводить крупные, замечательные, выдающиеся мероприятия, которые будут не только на мировом уровне, но и в чем-то этот средний мировой уровень превосходить.

— После шанхайского Major не было ощущения, что у вас может все пойти не так, как у китайцев?

— Мы начали изучать, как все это работает, за несколько месяцев до турнира. Стали ездить по другим мероприятиям, отмечать, что хорошо сделано, что можно сделать лучше. Собирали фидбек от команд. Создавали документы, в которых все анализировали, обсуждали, предлагали. К большому сожалению, Шанхай показал все те вещи, которые могут пойти не так. Важно отметить тот факт, что даже с огромным бюджетом ты можешь ошибаться, и сейчас, когда ты делаешь киберспортивные турниры, твои косяки увидят не только зрители в зале, но и сотни тысяч болельщиков по всему миру. Цена ошибки слишком высока.

Готовясь к нашему турниру, мы постарались все предусмотреть: начиная с интернет-канала и заканчивая проживанием игроков. Очень многие вещи мы прорабатывали отдельно, и даже уже во время турнира мы сделали свои выводы. И мы будем продолжать это делать после. У нас обязательно будет «разбор полетов», и я думаю, что он продлится ни один день, чтобы мы могли следующие турниры, если таковые будут, провести на еще более высоком уровне.

alt

— Я так понимаю, что Epicenter — большая презентация для Valve, чтобы показать, что в СНГ, а конкретно в России и в Москве, могут проходить турниры высочайшего уровня.

— Я так не считаю. Главная цель — провести крутой турнир (по крайней мере, лично для меня). Сделать его на отличном уровне. Показать Valve, что мы можем провести Major — хороший, но сторонний квест. Если Valve действительно заметят, что мы на это способны, будет приятно. Я сейчас сделаю заявление, которое, как говорится, не отражает мнение редакции. Major — один из главных турниров, прекрасный бренд, за ним стоят сами Valve, и все такое. Но у меня нет ощущения, что надо на нем настолько зацикливаться.

Конечно, если бы нам выпала такая честь, то было бы необычайно интересно поработать над таким супер проектом. Получился бы отличный послужной список: CIS Major, презентация фильма «Варкрафт» от Legendary Pictures, EPICENTER: Moscow. Это уже не говоря о D2CL, GOCL, и остальных продуктах. Вопрос только в том, что с появлением CIS Major — какого-то из уже существующих не станет.

— Или они решат, что мы больше не будем делать Major. Придумаем что-нибудь другое.

— Мне кажется, так не будет. Major — интересная затея. СНГ заслуживает Major. Это факт. Все фанаты здесь заслужили его своей любовью и страстью к игре. Здесь Dota 2 любят больше, чем League of Legends. Это один из немногих таких регионов. Такое нельзя игнорировать. Здесь должен проходить турнир подобного масштаба. Кто его будет проводить? Не знаю, но нам было бы приятно, если бы нам доверили такую ответственность, и я надеюсь, что мы с ней справимся.

— Насколько затратно проведение таких мероприятий, и могут ли они окупаться?

— Я считаю, что такие турниры могут окупаться, иначе бы их не проводили по всему миру. Здесь нам нужно работать с аудиторией. Мы попытались убедить людей в том, что это действительно крутое мероприятие, которое нельзя пропустить. Я лично во всех своих проектах и по своему опыту очень верю в сарафанное радио. Я считаю, что именно отзывы людей, которые рассказывают о твоем продукте и услуге — самое важное. И наша работа, чтобы люди были довольны этим продуктом. Если люди действительно будут довольны, то они об этом расскажут. И тогда в следующий раз нам уже не нужно будет пытаться завоевать доверие.

Те люди, которые были здесь, они хорошо провели время и рассказывают об этом своим друзьям. Мы специально сделали очень демократичную политику в отношении цен. Билет, учитывая все, что ты за него получаешь, стоит совершенно адекватных денег, особенно учитывая площадку, аттракционы и подарки от Dota2lounge. Мы продали практически все билеты, остались там буквально единицы. Интерес есть, так что есть смысл и дальше делать турниры. Если делать большую площадку, продавать больше продуктов спонсорам, то, конечно, ты можешь выйти в плюс, иначе бы этого никто не делал. Мы видим в этом бизнес в первую очередь, это никакая не филантропия.

— Какие трудности в процессе подготовки возникали у вас? Можешь рассказать пару историй веселых или не очень?

— Одна из историй… Наш сотрудник летал в Стамбул, чтобы сопроводить команду Secret в посольство для получения виз. То есть наш человек, который не является гражданином Турции, прилетел и собрал 5 человек, которые тоже не являются гражданами Турции, отвел в российское консульство, чтобы им дали визу. Я лично летал в Киев, чтобы Сумаилу дали визу, потому что он не успевал оформить ее в каком-то другом месте. Конечно, виза — это был увлекательный челлендж, но я надеюсь, что в следующий раз он не будет таким проблемным.

У игроков очень насыщенный график, очень сложно найти момент, чтобы они какое-то время сидели на месте, сходили в консульство в нужный день и все стальное. Это тяжело организовать. Тем более что игроки — такие люди, которые могут не понимать, насколько серьезен вопрос визы и насколько сложно получить их в Россию. Это не так просто, как казалось даже мне, человеку получающему визу в Россию последние 16 лет. Я считаю, что мы справились с задачей, пусть иногда это было на грани. Все наши участники получили визы. Никому не отказали.

Челлендж два — все организовать. И здесь я должен выразить огромный респект всем людям, которые над этим работали и особенно Марку Авербуху. Без него я думаю, ничего бы здесь не проходило сегодня. Отдельная благодарность руководителям холдинга, которые оказали нам доверие, и дали возможность мероприятие реализовать. Не могу не отметить титанический труд от Zeppelin Production, и всех партнеров. Трудно было это все продумать, но еще труднее это было реализовать и не облажаться.

В какие-то моменты, когда мы были в отеле, у меня возникало ощущение, что все слишком легко. Но так было благодаряд двадцатидвухчасовым рабочим дням у RuHub. Типа знаешь как: Russian stream is always up. Они также делали, пока мы были в отеле. Благодаря им казалось, что все немножко просто. Конечно, приходилось спать по 2–3 часа, это тоже тяжело. Но это круто было. Очень классный опыт, наверное, один из самых интересных в моей работе в киберспорте (а это около 15 лет).

alt

— Изначально в качестве площадки Крокус не планировался. Почему вы выбрали именно эту арену?

— В период проведения EPICENTER проходил чемпионат мира по хоккею, так что очень многие площадки, которые крупнее, были заняты. Крокус оказался идеальным соотношением того, чего мы хотели достичь и что мы могли получить от площадки. Конечно, есть разница, когда ты работаешь на открытой площадке, где ты сам можешь все застроить, и закрытой, где тебе приходится адаптироваться.

— На твой взгляд, что бы ты уже сейчас поменял в следующем турнире?

— Наверное, не стал бы ничего менять. Я стараюсь какие-то вещи улучшать. Есть всегда, к чему стремится. А конкретно поменять… Драйвера для карты Black Magic бы поменял с удовольствием, чтобы без «ЦЦЦ».

— Есть люди, которые хотят проводить киберспортивные олимпийские игры. Ты часто бывал на WCG (World Cyber Games) и множестве других турниров. Нужна ли Олимпиада киберспорту? Все-таки, как ты сказал, это больше про бизнес и шоу. Если на нем не будет условных Na’Vi и EG, кому будут интересные такие соревнования?

— Если есть такие люди, значит, есть и интерес. У WCG был свой плюс — была такая success story для маленького человека. Ты играл на отборочных в своей стране, а потом ехал на чемпионат мира. Это было гарантированно. Сейчас ты должен играть в одной из топовых команд, чтобы тебя пригласили. Ну, или на квалификациях побеждать. Вот она вся разница. WCG был сильной такой Олимпиадой, у всех были сборные. Например, ты ехал со сборной России, у команды была своя форма, потом вот этот выход, церемония открытия с флагами. Это было крутое шоу. Другое дело, что конъюнктура рынка сейчас поменялась. Мы больше наблюдаем битву супер клубов и глобальных организаций, а не стран.

Вопрос в том, есть ли такой же интерес к событиям, как WCG, — он остается открытым. Думаю, если бы такое мероприятие провели качественно, было бы интересно. Но надо понимать: если сейчас проводить турнир, у киберспортсменов и так загруженный график. И выступление за сборную должно быть согласованным вместе с остальными. То есть если бы были сборные, то надо понимать, как тогда на них будут отбирать. Сейчас все это отошло на второй план и немного не до этого.

— Турниры будущего, какие они будут? Сейчас любые чемпионаты — несколько зон, где люди сидят и смотрят матчи.

— Мне кажется, что турнир будущего — это турнир, который ты смотришь не только на площадке, но и благодаря развитию виртуальной реальности. И ты можешь почувствовать всю эту атмосферу, даже если ты находишься за 10 000 км от места проведения. Это турнир будущего, в первую очередь. Во-вторых, я думаю, что будет больше взаимодействия с аудиторией. Вы уже здесь видели эти браслеты. Думаю, это что-то будет в таком роде развиваться. Все в уклон с аугментированной реальностью.

Ну и большие, крупные площадки. Это всегда будет шоу и будет оставаться шоу. Это киберспорт, и события здесь нельзя воспринимать просто как спортивное мероприятие. Это шоу. Такое же шоу, как концерты современных поп-звезд, которые задействуют очень много спецэффектов. Самые последние технологии, которые появляются у крутых артистов, как правило, предопределяют то, что ты увидишь потом в других местах.

— То есть ты веришь в VR и то, что он может взлететь благодаря киберспорту?

— Скорее не благодаря. Киберспорт всегда будет идти рядом, будет сопутствовать этим технологиям. Я думаю, что такой доступ будет за деньги, потому что это дополнительная система монетизации. И да, виртуальная реальность нравится, по крайней мере, мне. То есть 3D было мимо кассы, но VR — что-то более стойкое. И он скоро придет.

— Турниры каких компаний тебе нравятся и полностью удовлетворяют тебя как зрителя?

— Как зрителя? Сложный вопрос. Сейчас большинство турниров создаются по одинаковому сценарию, с одними и теми же командами, комментаторами, сценой, и так далее. Отличия не такие большие, чтобы я мог выделить кого-то конкретно. Мне нравятся те турниры, которые начинаются вовремя, не имеют технических проблем, и мы получаем не только стрим игры, но и нечто большее. А, ну и хорошо, когда турниры не пытаются быть слишком серьезными.

— Игрокам и работникам Epicenter на турнире давали все, что они просили?

— Это утверждение было бы правдивым, и я бы с гордостью ответил тебе громким «ДА», если бы мне отдали мой паспорт. Я просил, честно.

alt

— Совсем недавно организаторы турниров громко ругались на слишком требовательных игроков, которые просили стулья и возможность сходить в выделенный туалет во время матчей. Теперь вы им даете пятизвездочные отели и котеек по вызову. Не даст ли такое отношение к игрокам повод просить подобного и от других организаторов? Не ставит ли это мелких организаторов в неудобное положение?

— Ты, наверное, удивишься, но у некоторых игроков и команд такие условия являются обязательными к выполнению, если хочешь, чтобы они вообще приехали. Турниры — бизнес. В бизнесе никто не помогает маленьким игрокам. Те могут лишь пытаться выехать за счет совершенно новой модели, нововведений, чего-то яркого. Остальных задавит тот же MTG, который теперь владеет ESEA, ESL и Dreamhack. Мы постарались учесть желания игроков, сделать их проживание максимально комфортным, чтобы они могли показать максимум того, на что способны. Разбалует ли их такой подход? Скорее просто снимет дополнительную нагрузку с менеджеров, которым не пришлось бегать по Москве, и искать какие-то вещи для киберспортсменов.

По поводу стульев: дело в травмах, и многие команды и игроки очень серьезно относятся к этой проблеме. GuardiaN и olofmeister (прим: Ладислав Ковач из Natus Vincere, и Олоф Кайбьер из Fnatic) — одни из лучших игроков на планете, если не лучшие, получили травмы от неправильной посадки. Кто в этом виноват? Все понемногу, включая самих игроков. Могли ли мы помочь им в этой ситуации? Да, заранее узнав о необходимой высоте стульев и столов. Это нормальная практика, а не простой каприз. Капризы были другие, но это уже другая история.

— Можешь рассказать?

— Мне бы не хотелось.

— По каким дисциплинам мы еще можем увидеть турниры от Epic Esports Events?

— Мы хотели бы проводить турниры по всем основным киберспортивным дисциплинам, но должны реалистично смотреть на наши ресурсы, интерес публики, и ту планку, которую сами себе поставили, проведя первый масштабный турнир. Если мы не успеваем сделать отличный турнир, то зачем проводить средненький?

— Не смотрели ли вы в сторону сообщества любителей файтингов? Нет желания попробовать построить такую же культуру, как в Америке с их чемпионатами EVO?

— Пока такого желания нет.

— В Америке все больше бывших спортивных звезд начинают приходить в киберспорт. Рик Фокс, Шакил О’Нил — как одни из самых ярких представителей НБА. Может ли кто-нибудь из отечественных спортсменов заняться продвижением киберспорта и чемпионатов у нас в СНГ?

— А кто реально из отечественных спортсменов обладает такой харизмой, как Шак? Кого знают взрослые и дети? У футболистов слишком неоднозначная репутация, биатлон — отдельная тема. Хоккей? Звучит хорошо, но надо понимать, что тот же Шакил делает это за деньги. Рик Фокс заметил в киберспорте возможность заработать. Другими словами, если тот же ФК «Зенит» возьмет себе киберспортивный клуб, последовав примеру «Шальке-04» — будет круто, потому что это конкретная организация, которая расширяет свое влияние. Платить просто людям деньги за то, чтобы они говорили, как они невероятно увлечены киберспортом? Мне кажется, это пустая трата денег, и целевая аудитория от этого не сильно расширится. Ну, это такое притворство. Если бы тот же Александр Овечкин говорил: «Я — фанат Dota 2». Если бы он был действительно фанатом доты, то это было бы круто. А платить ему деньги… Лучше провести на них еще один турнир.

— На Epicenter я встречал среди посетителей, даже совсем маленьких ребят лет 10–11 с родителями. Возможно, среди них сидел новый Сумаил. Не кажется ли тебе, что киберспорт для молодых ребят более привлекателен, чем традиционный спорт типа футбола?

— Большинству из них проще верить, что можно построить карьеру в киберспорте. Это реалистичней, чем стать самым известным футболистом в мире. Чтобы тренироваться в киберспорте тебе не нужно выходить на улицу в любую погоду. Не важно: дождь, снег, солнце. Да еще тренер будет на тебя кричать. Онлайн чем прост: у тебя больше шансов засветиться. Огромное количество факторов должно совпасть, чтобы ты засветился в футболе. И должно, наверное, пройти больше времени прежде, чем это получится. Сам подумай, сначала должны посмотреть, что ты играешь в школе неплохо, потом взять в начальный клуб и т.д. Все это происходит не так быстро, как в интернете, когда ты обыграешь своим «миксом» какую-нибудь известную команду. Следовательно, им это кажется быстрее и реалистичнее.

Но, как и в любом другом виде спорта, сейчас на одном таланте уже не выедешь. Здесь тоже нужны тренировки. У тебя всегда должен быть план в голове. Ты должен понимать, как ты придешь к своей цели, неважно хочешь ли ты быть лучшим игроком или комментатором. Если ты играешь изо дня в день — то же самое, если ты играешь с ребятами во дворе в футбол. Ничего не меняется. Ты так не станешь новым Лионелем Месси или Неймаром. Это без вариантов. Так и в любом другом деле. Единственный плюс киберспорта, который кажется детям реалистичнее, ты реально можешь сделать это из своего дома.

alt

— Насколько вообще правильно сравнивать спорт с киберспортом и соревнованиям по ним?

— Я не вижу большой разницы между спортом и киберспортом. Везде есть соревновательный аспект. Есть турниры, есть эмоции, есть болельщики. И в большинстве киберспортивных дисциплин элемент удачи сведен к условному отскоку мяча от штанги. Попасть в штангу — тоже удача [для вратаря]. Нет идеального цифрового спорта. Может, поэтому люди и любят футбол, потому что он не настолько технологичный в плане всего того, что окружает. То есть мы имеем две команды, мяч — и вперед.

Чем вообще сейчас нынешний киберспорт отличается от обычного? Я не знаю. Попробуй сейчас выигрывать чисто на таланте. Такое было возможно лет 5–6 назад. Сейчас есть диетологи, люди смотрят, как ты тренируешься. Попробуй не заниматься обычным спортом параллельно с игрой в ту же Dota 2.

В здоровом теле — здоровый дух. Сейчас команды эволюционируют в этом плане. Появляются тренеры, аналитики, консультанты по питанию. Все приходит, потому что ставки растут. Раз ставки растут, растет и спортивное направление. Только то, что эти люди не тратят во время игры тысячи калорий, и, может быть, не все из них физически подтянуты и в меру крупные — еще не значит, что это не спорт.

Если мы посмотрим на тот же регби или американский футбол, то там тоже есть ребята… Им это, конечно, важно, чтобы они были не супер стройными, потому что у них определенные задачи в игре. А есть стрельба из лука. Конечно, спортсмен должен быть в форме, но не как Брэд Питт в фильме «Бойцовский клуб». Это все относительно. Даже тот же шахматист может тоже по-разному выглядеть.

— Ты произнес немало красивых слов в интервью, да и в социальных сетях организаторы турнира нахваливали себя как только можно. Где должна проходить та грань между скромностью и достижениями? Не кажется ли тебе, что победы говорят больше, чем бахвальство в Twitter?

— Мы делали первый турнир такого масштаба. Сами себя мы не нахваливали, мы лишь цитировали слова участников турнира. Это была моя личная идея, и она заключается в том, что когда идет турнир — ты не успеваешь следить за всеми событиями, которые остаются за кадром. Мы просто расширяли освещение турнира, цитируя всех этих людей. Если бы каждый из них говорил, что мы делаем плохую работу, мы бы не постили в твиттер, а занимались бы исправлением недостатков. Задача первого турнира доказать, что мы можем проводить мероприятия международного масштаба, и делать это лучше других. Полторы недели за нашим турниром следило максимальное количество человек, когда еще, как ни во время этого, транслировать отзывы людей? Мы не сделали идеальный турнир, но мы сделали правильные выводы для будущих мероприятий.

Заканчивая тему с твиттером, я считаю, что мы можем себе позволить писать туда то, что хотим. Серьезные вещи, шутки, цитаты, и все прочее. Это наше право, и это наше конкурентное преимущество по отношению к слишком серьезным соцсетям более крупных операторов турниров.

О каких победах идет речь? Я не знал, что мы участвовали в каком-то соревновании.

alt

— После Epicenter какой для тебя будет следующий большой челлендж?

— Наверное, не потерять велоформу. Не ту, которую надевают, а ту, которую я набрал в физическом плане. Потому что первую неделю тут я тренировался, а вторую уже немножко подзапустил. Когда начинается сезон, мне важно серьезно проехать на гонках. Но не знаю, будет ли это самый большой челлендж. Ладно, это такое, не слишком важное, на самом деле.

Реальным вызовом будет придумать что-то новое. Сделать следующий турнир еще лучше. Постараться сделать его идеальным. Да много челленджей.

Еще один немаловажный фактор — найти правильный баланс между семьей, работой, хобби. У меня есть любимая жена, которая меня поддерживает в работе, и за ее пределами. Она не смогла приехать в Москву, так как заканчивала свою магистерскую работу, но я надеюсь, что осенью она сможет увидеть все это воочию.

Фото: фотобанк Epicenter, из личного архива Александра Заволоки.

В материале используются фотографии из официального фотобанка Epicenter.

Автор 
РЕЙТИНГ +21
Киберспорт. Самое интересное. Ничего лишнего.
Подпишитесь на нас в соцсетях:

Свежие записи в блоге

7 ноября 2016 18:40
Что будет с Na’Vi дальше

30 октября 2016 13:04
«Я не хочу, чтобы киберспорт имел что-то общее со спортом в России». Новая реплика на вечную тему

14 июля 2016 15:41
«Увидимся в суде». Киберспортсмен, который нарушил контракт

12 июля 2016 22:33
«Пока основной доход игроков исходит от побед, переходы между командами продолжатся»

11 июля 2016 15:20
Киберспорт на «Первом канале»

27 июня 2016 03:02
«Я хочу чтобы решафл начался прямо сейчас!» Что говорят о поражении СНГ-команд

17 июня 2016 09:35
«Вы держитесь там». Что изменится в игровой индустрии после введения «налога на Google»?

9 июня 2016 09:00
Киберспорт признали спортом. Что это значит?

30 мая 2016 14:08
«Они обещали выписать чек на $1 млн». Главный скандал года в киберспорте

25 мая 2016 18:05
«Ты сам работал в этой «грязи» 7 лет». CaspeRRR против RuHub

Сегодня родились