android-character-symbol 16.21.30apple 16.21.30@Combined ShapeЗагрузить фотографиюОчиститьdeleteinfoCombined ShapeИскатьplususeric_avatar_placeholderusersview

Теги Riot Games

«Киберспорт выходит из экзотической зоны, о нём перестают говорить, как о соревнованиях марсиан»

PR-менеджер Riot Games Владимир Торцов рассказал о СНГ-чемпионате по League of Legends, сотрудничестве со Starladder и становлении киберспорта.

— Когда вы решили, что пора начинать запуск своей лиги?

— Отличный вопрос на самом деле. Игроки на форумах и в комментариях просили нас сделать LCS Russia ещё со времен LCS Moscow, когда звезды Европы и любимые «Гамбиты» (Gambit Gaming) приезжали. Многие до сих пор с теплотой вспоминают именно то событие, но это было разовое мероприятие, которое представляло собой приезд гостей в Москву. Тогда ещё не пахло регулярной лигой, ещё даже нашего сотрудничества со «Старладдером» не существовало. Но уже тогда мы понимали, что в один прекрасный момент нам нужно будет запускать полноценную регулярную лигу по образу и подобию LCS. Ведь это именно тот стандарт и те требования комьюнити, которые существуют.

Впоследствии, оценивая степень готовности сцены, нашу собственную степень готовности к тому, чтобы запускать такой серьёзный и масштабный проект — мы, скажем так, взяли тайм-аут и довольно плодотворно два года подряд сотрудничали со Starladder. Мы считаем, что именно это сотрудничество нам помогло подготовить сцену, подготовить игроков и всю экосистему к тому, чтобы уже мы могли уже запускать свой собственный проект, и, наконец-то, выполнить те самые просьбы игроков, которые мы получали с самого начала.

— Слушай, я слышал от разных менеджеров команд, что если бы вы не пошли на этот шаг в этом году (не запустили и не анонсировали континентальную лигу), то они бы попробовали пробиться, например, в турецкий чемпионат. Вы вообще знали о таких вещах, что команды и планируют покидать регион?

— По долгу службы я нахожусь в тесном контакте со всеми менеджерами команд бывшей «Старсерии», а теперь уже «Континентальной лиги». У нас довольно хорошо налажен диалог, и они открыты относительно того, что им нравится, а что не нравится, где они видят перспективу, а где нет. Разумеется в рамках этого общения неоднократно высказывалась мысль, что региону нужен новый толчок и импульс для развития по сравнению с тем форматом, в котором лига проводилась последние два года. Здесь важно заметить, что запуск «Старсерии» и последующее её приведение к формату LCS — были важными шагами, которые нельзя было пропустить и перейти к тому формату, который у нас есть сейчас.

Но я понимаю в то же время накопившуюся усталость и ощущение отсутствия серьёзных перспектив, которое было у некоторых менеджеров и игроков. И действительно, были и слухи, и более-менеедостоверная информация, что другие регионы интересуются игроками, сами команды посматривают на другие лиги и те условия, которые им создаются там. Поэтому для нас это было некоторым фактором в принятии решения, что момент настал и откладывать ещё на один год не стоит.

— Если, например, представить, что люди бы ушли — это сильно бы сказалось на росте и развитии профессиональной сцены в дальнейшем?

— Безусловно. Я считаю, что это плохой признак, когда при наличии региональной лиги со всеми условиями для выступлений и успешного развития брендов команд, личных брендов самих игроков, и вообще улучшения уровня соревнований, происходит отток игроков (утечка мозгов) неважно на Запад или на Восток, то это признак того, что мы работаем не в том направлении. Если бы это произошло, то это стал бы для нас звонок, что мы упустили важный момент с реформами.

— Зачем Riot, в принципе, запускать «Континентальную лигу» в СНГ? Сейчас набегут всякие футбольные и хоккейные фанаты, которые начнут говорить: «Что же вы детей-то губите, сбиваете их с пути истинного?! Заводы стоят — одни гитаристы в стране! Теперь будут киберспортсмены».

— Здесь я наоборот более оптимистично настроен, куда всё движется с признанием киберспорта. Не в плане официального признания, а общественного мнения вокруг этого. В прошедшем году мы видели массу инфоповодов и сообщений, касающихся киберспорта. Рассуждений на эту тему, рассуждений о том, спорт это или нет. Киберспорт уже выходит из этой экзотической зоны, о нём перестают говорить, как о соревнованиях марсиан, у которых торчат антенки из головы. В этом смысле мы видим и появление «Континентальной лиги», как один из возможных факторов и слагаемых того, что о киберспорте будут говорить серьёзно. Мы даже постарались и с названием, и с работой над гербом. Мы постарались сделать так, чтобы к ним все относились серьёзно: и фанаты League of Legends, и энтузиасты киберспорта, следящие за другими дисциплинами, и люди со стороны понимали наш посыл.

«Континентальная лига» — не привязка к одной стране или региону. Мы хотим объединить игроков со всего СНГ в топ-чемпионате. По поводу негативного аспекта, который несут компьютерные игры —это уже очень старая история, у которой аргументы сторон не меняются на протяжении нескольких лет. И я не думаю, что это закостенелое мнение отдельных людей или групп лиц о том, что компьютерные игры это зло и киберспорт в частности, может быть каким-то препятствием для нас, чтобы мы развивали свои новые проекты. Мы уверены в обратном.

— Киберспорт в России и СНГ — это действительно развлечение будущего?

— На текущий момент сложно сказать, что через 10 лет все бросят традиционный спорт и будут смотреть киберспорт. Я не думаю, что наш регион будет реально флагманским в этом отношении. Мы не были первыми и не будем последними, скорее всего, не станем ледоколом, который станет вести за собой планеты. Думаю я не открою Америки, если скажу, что именно на североамериканском континенте большинство новостей связано с киберспортом: громкие сделки, большие турниры, крупные инвестиции. Хотя, учитывая последние новости в СНГ (об Алишере Усманове) — нам есть что противопоставить американскому рынку.

Думаю, у нас есть хорошие шансы на то, что киберспорт выйдет из своей супер маленькой ниши и займёт нишу побольше. Я, наверное, далёк от того, чтобы сказать, что киберспорт это новый тренд, и отцы будут водить с младенчества своих детей на матче киберспортивных команд. Возможно, в отдаленном будущем мы увидим именно это. Тем более весь мир оцифровывается, и в этом смысле всё, что связано с виртуальной реальностью и компьютерными играми, будет набирать обороты.

— Раз ты упомянул про крупные сделки и раскрытие зарплат со стороны Ember, тебе не кажется, что, в принципе, на текущий момент рынок достиг такого состояния, что он несколько перенасыщен в финансовом плане?

— Так можно сказать про каждый рынок. Я соглашусь с теми комментариями, в которых говорят, что раскрытая Ember зарплата не является стандартом и показателем, по которому стоит судить о всей лиге и перегретости рынка. Это тот случай, когда команда использует финансовые возможности и их демонстрацию как удачный пиар-ход, чтобы заявить о себе и привлечь игроков, которые недовольны своими условиями в других клубах. Как один из вариантов того, для чего они это делают.

О перенасыщенности рынка. Я думаю, что это неизбежный этап любого роста. Естественно рынок все поставит на свои места. Если в какой-то момент окажется, что из-за слишком высоких зарплат порог входа для новых команд или организаций на сцену станет невозможен, а старые не смогут больше удовлетворять растущие запросы своих игроков, то случится перераспределение благ и пересмотр тех стандартов, которые существовали. В конечном счете, все будет саморегулироваться, я в этом не сомневаюсь.

— Кто вам помогает в реализации проекта или вы самостоятельны в этом вопросе?

— Мы в первую очередь полагаемся на свои собственные силы, помноженные на международный опыт Riot Games в построении лиги и создании новых. Когда мы говорим про формат, про какие-то нововведения, которые мы планируем ввести, мы придумываем и формулируем их сами. У нас есть хорошие ролевые модели в виде топовых лиг других регионов LoL: это Турция с Бразилией (первый эшелон wild card регионов), так и Европа с Америкой (как золотой стандарт LCS), на которые ориентируются, что самое важное, и наши фанаты, которые хотят такого же качества картинки и организации лиги и, что немало важно, списка команд такого же по весу. Я считаю, что некоторые вещи нам уже удалось реализовать. Посмотрим, как будет выглядеть процесс с трансляциями после начала. Для нас это очень серьезная зона ответственности.

В прошлом мы прибегали к услугам Starladder, и я могу сказать, что мы со своей стороны достаточно хорошо контролировали процесс. Поэтому мы всегда понимали, что простор для улучшения очень велик. Сейчас, когда мы берем процесс в свои руки, безусловно, с помощью каких-то технических подрядчиков, партнеров, которые помогут нам наладить технологию процесса, творческое руководство, режиссура трансляции, ее концепция и дизайн остается на нас.

— В пресс-релизе было сказано, что StarSeries прекращает свое существование. Что будет дальше со Starladder? Вы собираетесь в дальнейшем проводить с ними турниры?

— Здесь важно заметить, что анонс «Континентальной лиги» не означает, что Starladder уменьшился в наших глазах, или мы меняем партнеров по причине глобального недовольства в прошлом. Мы с самого начала знали, что нам в какой-то момент нужно будет запустить лигу под собственной эгидой и что нам нужна подготовка. В то время, как мы готовимся, мы не можем отменить проведение киберспортивных мероприятий в регионе вообще. Так что нам нужен партнер, который будет проводить лигу по своему усмотрению и под нашим руководством, но по своим лекалам. В этом смысле Starladder на протяжение двух лет был для нас отличным партнером, и то состояние сцены, которое у нас есть на текущий момент (и уровень игроков и топовые команды) — их заслуга. Они появились не из вакуума, они появились из StarSeries, в отдельных случаях из ProSeries, и это очень круто.

По поводу будущего, как мы написали, «Континентальная лига» является преемницей StarSeries, то есть это по сути топовый уровень соревнования. До этого такой статус был у StarSeries, то есть победители региональных финалов двух сезонов получал право отправиться на международные турниры. Теперь это право перейдет к победителям «Континентальной лиги».

В принципе, лучшие команды региона будут играть именно здесь. Поэтому нет нужды в двух лигах с дублирующимся форматом, так что StarSeries по LoL такой, как мы ее знали, прекращает существование в 2016 году, При этом мы хотели изначально понять, в каком формате продолжать сотрудничество со Starladder, и мы нашли оптимальный компромисс, который заключается в том, чтобы доверить им проведение второй по важности лиги в регионе, так называемой «Лиги Претендентов». Не секрет, что мы тоже опираемся на западный опыт: на Challenger Series. Именно в качестве организаторов и реализаторов «Лиги Претендентов» мы увидим Starladder в 2016 году, начиная с февраля.

— Скажи, насколько затратно проведение такой масштабной лиги и есть ли у вас спонсор уровня Coca-Cola?

— На данный момент спонсора лиги у нас в регионе нет. Несмотря на то, что на некоторых территориях действительно есть такая практика, как титульный спонсор лиги. Я не исключаю, что он может появиться, но его отсутствие или наличие никогда для Riot не является каким-то препятствием для того, чтобы развивать киберспорт дальше. В этом смысле мы не на 100% от них зависимы.

Что касается уровня затрат, то тут очень сложно сказать. Я бы сказал, что для региона они достаточно солидные. При этом, безусловно, мы понимаем, что организация, допустим, в LCS, где матчи проходят в оффлайн на еженедельной основе, требует еще больше средств и еще больше вложений. Поэтому я считаю, что мы вкладываем в Лигу даже на вырост, понимая, что ей потребуется максимальное внимание в первый год ее существования. Но я не исключаю, что бюджеты возрастут, учитывая, как регион будет прогрессировать

— Я так понимаю, что все матчи поначалу будут проходить в онлайне. Планируете ли вы LAN-финалы на стадионе в Москве или в Минске?

— Да, регулярная серия будет проходить в режиме онлайн. Каждые выходные все 8 команд будут играть свои матчи. Мы так составляем расписание, чтобы каждый игровой день болельщики могли увидеть в деле абсолютно все команды лиги. По-настоящему регулярное расписание. После того, как регуляторный сезон окончен, стартует плей-офф, где 4 лучшие команды соревнуются за право попадания в гранд-финал, который будет проводиться на LAN. Плей-офф мы тоже планируем проводить в оффлайне, привозить команды в одно место и с дополнительным контролем со стороны Riot, беспристрастным судейством, и античит-мерами проводить эти матчи. Мы не планируем проводить стадию плей-офф в присутствии зрителей, наш план обеспечить максимально комфортные условия игры и максимально безопасные с точки зрения соблюдения правил.

LAN-финал, где зрители смогут посмотреть на свои любимые команды, мы планируем проводить в формате, где две лучшие команды разыгрывают призовой фонд за первое место и право отправиться на международный уровень. Это отличие от того, как проходили LAN-турниры в 2015 году, куда приезжали 4 команды. Мы собираемся изменить этот формат, и зрители будут видеть только финальный поединок Bo5 (матч до трех побед в серии), как это происходит, например, на чемпионате мира. Что касается мест проведения, у нас нет финальных площадок, которые я готов был бы огласить, но предварительно первый финал мы планируем провести в Москве. И я надеюсь, то это будет достаточно внушительный в плане масштабов ивент. И это будет скорее масштаб стадиона, а не клуба.

— Вы будете как-то привлекать телевидение для популяризации лиги? Проводить трансляции на «Матч ТВ» или на Game Show?

— Скажем так, я ничего не исключаю в этом отношении. У нас нет контрактов или договорённостей, которые бы связывали нас в этом отношении. С телевидением у нас всегда только один вопрос: мы хотим, чтобы доступ к трансляциям у болельщиков всегда был бесплатным и максимально лёгким. Так что если мы будем сотрудничать с какими-нибудь ТВ-каналами, то это всегда будет означать, что наши трансляции можно будет посмотреть в интернете на удобной платформе, например, на Twitch.

— В СНГ основное внимание привлекает Dota 2. Как вы собираетесь конкурировать с ней в регионе?

— Главный ответ — мы собираемся, по сути, предложить всем заинтересованным лицами, и игрокам и болельщикам, лигу максимально высокого качества, которая нацелена конкретно на регион. Я могу ошибаться, но у наших конкурентов нет как раз такого продукта, который был бы сосредоточен на СНГ-регионе и метил бы в ту же самую зону по качеству, в которую метим мы. Тут отдельный вопрос, получится ли у нас? Я надеюсь, что у нас все пойдет нормально. Возможно, в дальнейшем это привлечет внимание общественности, заинтересует тех, кому не безразлично развитие киберспорта именно в нашем регионе.

— League of Legends способен потягаться с футболом или хоккеем?

— Интересный вопрос. Он схож с тем, когда киберспорт окончательно войдет в дом к каждому массовому зрителю. Когда люди будут воспринимать киберспорт как что-то такое же привычное, обыденное, как хоккей или футбол, или даже теннис. Думаю, в этот же самый момент «Континентальная лига» сможет соперничать с топовыми соревнованиями по традиционным видам спорта. Но до этого момента еще работать и работать.

— Кто-нибудь из правительства заинтересован в том, чтобы League of Legends показывали в России и СНГ?

— На текущий момент я могу сказать, что сами мы активно не искали государственной поддержки или не пытались свой проект представить как социальный и стратегически важный для развития государства. Я не скрою, было бы приятно иметь государственное признание, которое бы облегчало нашу работу, чем давала материальные бонусы. Я сейчас про облегчения процесса получения виз, официальный статус киберспортсменов, как у людей, у которых копится трудовой стаж. Они действительно работают, а не просто развлекаются, нажимая кнопки. Все эти вещи было бы неплохо получить в формате региона или какой-нибудь отдельной страны. В то же время мы не приоритезируем их, как самые важные. Все-таки самое важное — создать функционирующую лигу, которая в первую очередь будет ценна не социальной ролью, а уровнем соревнований и чемпионов, которые выходят на международный уровень.

— До сих пор некоторые люди убеждены, что «киберспорт — зло, его придумали американские политики, чтобы дети оставались дурачками». Как будете работать с такой аудиторией?

— В любом сообществе есть процент людей, которые негативно настроены изначально. Мы готовы делать свое дело. Пускай не обещания и слова их переубеждают, а конкретные результаты. Если лига хорошо себя покажет, если тот уровень соревновательности, который мы хотим показать, и тот уровень качества трансляции, да и вообще подхода к организации, если все это будет успешным, то даже у ненавистников не будет аргументов, почему это плохо.

Ну, а те, кто считают, что компьютерные игры — зло и они должны оказаться под запретом, а те, кто их производят, сесть в тюрьму… Есть такая теория, что такие люди не являются целевой аудиторией не то что киберспорта, а любой части нашей работы. Скорее всего, мы просто находимся в параллельных мирах. Они сходятся не часто, что, наверное, неплохо.

Все изображения взяты из личного архива Владимира Торцова, а также сайта VC.ru.

Автор 
РЕЙТИНГ +19
Киберспорт. Самое интересное. Ничего лишнего.
Подпишитесь на нас в соцсетях:

Свежие записи в блоге

7 ноября 2016 18:40
Что будет с Na’Vi дальше

30 октября 2016 13:04
«Я не хочу, чтобы киберспорт имел что-то общее со спортом в России». Новая реплика на вечную тему

14 июля 2016 15:41
«Увидимся в суде». Киберспортсмен, который нарушил контракт

12 июля 2016 22:33
«Пока основной доход игроков исходит от побед, переходы между командами продолжатся»

11 июля 2016 15:20
Киберспорт на «Первом канале»

27 июня 2016 03:02
«Я хочу чтобы решафл начался прямо сейчас!» Что говорят о поражении СНГ-команд

17 июня 2016 09:35
«Вы держитесь там». Что изменится в игровой индустрии после введения «налога на Google»?

9 июня 2016 09:00
Киберспорт признали спортом. Что это значит?

30 мая 2016 14:08
«Они обещали выписать чек на $1 млн». Главный скандал года в киберспорте

25 мая 2016 18:05
«Ты сам работал в этой «грязи» 7 лет». CaspeRRR против RuHub

Сегодня родились