Обзор Concrete Genie – супергеройского эксклюзива PS4 про художника
Главная суперсила – это воображение.
В этот переполненный громкими релизами период на PS4 вышла игра, у которой совершенно не было шансов отвлечь игроков от хайпа по Call of Duty: Modern Warfare или The Outer Worlds. Concrete Genie (в России игра называется «Городские духи») – это, между прочим, настоящий эксклюзив PS4 от одной из внутренних студий Sony, американской PixelOpus.
Правда, в отличие от какой-нибудь The Last of Us 2 или Death Stranding, у «Духов» не было десятков миллионов долларов на разработку, по размаху она куда ближе к маленьким играм от независимых команд. Но этим ее самобытность не ограничивается. Concrete Genie – это экшен, в котором все механики завязаны на рисовании. Что-то похожее было, кажется, только в малоизвестной Okami 2006 года.
Главный герой Эш – подросток-художник без реальных друзей, но с множеством причудливых существ в его скетчбуке. Парень относится к ним как к живым, придумывает им имена и даже разговаривает. Еще Эш, вопреки родительскому запрету, часто выбирается в заброшенный и очень угрюмый портовый город Денска, где он рос до того как местечко пришло в упадок. Кроме него, в Денске ошивается группа подростков-хулиганов, считающих своих долгом задирать главного героя при каждой встрече.
Мастер починил неисправную PlayStation. Она была как с помойки
Однажды они отбирают у Эша драгоценный скетчбук, отрывают страницы и пускают их по ветру по всему городу, а самого парня заталкивают в фуникулер к «маяку, в котором живет призрак». Вскоре выясняется, что это не выдумка: в здании действительно обитает какая-то сверхъестественная сила (что неудивительно – всю Денску окутала черно-фиолетовая тьма, похожая на смолу).
Она оживляет одного из монстриков, придуманных Эшем, который появляется на стене в виде движущегося рисунка и дарит мальчику волшебную кисть. Каждый ее мазок тут же приходит в движение: трава колышется, птицы и бабочки летят, а существа – оживают. И чутье подсказывает герою, что только это творчество сможет вернуть город к жизни.
Творцом может стать каждый
Concrete Genie удивляет точным балансом между свободой творчества и простотой этой основной механики. При нажатии «квадрата» в любой точке города открывается меню с наборами кистей, отсортированных по вкладкам: растения, пейзажи, космические тела и так далее. После выбора одной из них крестовиной, достаточно навести «прицел» (кисть) на любую стену поблизости и по нажатии правого курка герой начнет рисовать.
По умолчанию для направления кисти используется гироскоп контроллера (Concrete Genie – одна из редких игр, полностью использующих его возможности), но в настройках можно переназначить действие под правый стик. Впрочем, стандартная схема управления работает идеально, да и так сильнее ощущение, что я и впрямь рисую, ведя геймпад по воздуху будто настоящую кисть. Правда, по факту это не совсем рисование: большинство кистей представляют собой своеобразные умные стикеры, которым можно задавать направление и размер. Понятно, почему это реализовано именно так – даже когда я совсем не старался, «рисунки» не превращались в вырвиглазный хаос. Ну а при небольшом усердии получается даже красиво.
Принцип «оживления города» на самом деле не связан с качеством или изобретательностью рисунков. Поначалу они нужны лишь для того, чтобы зажигать развешанные повсюду гирлянды из больших белых ламп – как только герой активирует всю иллюминацию района, где-то неподалеку исчезнет пелена тьмы, закрывавшая проход к следующей локации.
Технически Денска – это почти открытый мир, но очень-очень миниатюрный. Районы отличаются между собой не так сильно, как хотелось бы, да и запоминающихся мест в сером городке нет. Поскольку здешняя карта (тоже похожая на рисунок) подходит только для выбора направления движения, вскоре начинаешь ориентироваться по своим картинам на стенах. В каком-то смысле так, признаюсь, даже интереснее.
Парень потратил $1 млн на сверхредкие видеоигры. Это крупнейшая сделка среди коллекционеров
Да и неприглядность самого города оправданна не только сюжетом (стали бы жители покидать место с живописными видами?), но и геймплейно. Это в первую очередь холст, который оживает не потому что игрок прошел «уровень» и запустил красивый кинематографичный скрипт, а постепенно, от каждого рисунка.
Помимо зажигания лампочек, Эшу встречаются места для создания новых существ – их дизайн вы придумываете сами, пользуясь чем-то вроде двухмерной версии редактора из Spore. Существа, к слову, иногда просят что-то нарисовать для них, за что герой получает заряд супер-краски – ей можно рисовать поверх стен, зараженных тьмой. На крышах города расположились выцветшие билборды – их тоже можно оживить свежим слоем краски. Наконец, вы можете рисовать и просто в свое удовольствие, для этого даже предусмотрен отдельный режим. Есть и отдельная часть игры для PS VR, но ее я опробовать не мог.
Словом, Concrete Genie – это самый добрый и милый симулятор вандализма городских масштабов. И, самую малость, головоломка. Цвет каждого созданного существа определяет его стихию: огонь, электричество и ветер. Иногда их нужно позвать на помощь, чтобы что-то поджечь, активировать или сдвинуть с места. Задачки элементарные и чувствуется, что тут разработчики упустили часть потенциала игры.
Вдохновляющий экстрим
По описанию может показаться, что «Городские духи» – игра исключительно детская, но это не так. Разработчики как могли разнообразили геймплей: мирно творить Эшу мешают те самые задиры, уничтожившие его единственный скетчбук. Ребятня гуляет по городу, переговариваясь между собой и занимаясь вандализмом (что смешно, куда более скромным, чем протагонист).
Стоит Эшу появиться в их поле зрения, как они бросают все дела и пускаются в погоню за мальчиком. Если вы не успеете удрать, персонажа, конечно, не убьют, но закинут в ближайшую мусорку, а то и разделят с волшебной кистью (ее бросят в случайное место, отмеченное на карте). Получается совершенно рудиментарный стелс: хулиганы иногда мешаются на пути, но увести их в другую точку не составляет никакого труда. Не только из-за их тупости, но и благодаря умению героя залезать на различные уступы и здания.
Вот уж чего я не ожидал от «Духов», так это удачных заимствований из Uncharted – но они есть. Эш хватается за каждый выступ, помеченный заметной потертостью, бегает по крышам, преодолевает крупные препятствия и пару раз забирается на высоту, от которой скрутило бы живот даже у юного Нейтана Дрейка. Таких секций немного, но они выглядят даже кинематографично и в какой-то степени захватывающе. Кто бы мог подумать, что эта маленькая игра потянет на такие эпитеты?
И тут разработчики поступили очень мудро: если в геймплее есть зрелище с замахом на высокобюджетные экшены, то многие катсцены выполнены в виде очень стильной мультипликации. В них показывается прошлое Денски и всех действующих лиц – продолжительности роликов хватает ровно на то, чтобы вызвать какие-то чувства, но не надоесть. Да и на красивый мультик смотреть куда приятнее, чем на катсцены на движке, явно отражающие скромный бюджет проекта.
Не забыли и про опциональные задачи. Здесь она всего одна – чтобы открыть новые кисти, Эшу нужно гоняться за летающими повсюду страницами скетчбука. В отличие от AAA-песочниц, собирательство здесь сведено к минимуму, но каждый спасенный лист ощущается наградой сам по себе.
Художник себя в обиду не даст
Учитывая, что среднестатистическое прохождение Concrete Genie вряд ли займет дольше 6-7 часов, ожидаешь, что игра полностью раскроется максимум к середине. А потом начинается финальная треть кампании, где «Городские духи» вообще меняют жанр. После одного сюжетного поворота в городе появляются злобные духи – они, в отличие от добрых, вполне осязаемы и перемещаются по улицам, а не стенам.
Отзывы о Star Wars Jedi: Fallen Order: это почти Dark Souls и лучшая игра от EA за все поколение
В противовес злым силам Эш обретает сразу несколько новых суперсил: скольжение на волне из красок и несколько стихийных атак (опять же, красками). Игра становится похожей то ли на ранний эксклюзив PS4 inFamous: Second Son (способом перемещения персонажа и боевой системой), то ли на Dark Souls... Ладно, от последней тут разве что система захвата цели нажатием правого стика и увороты. Врагов здесь несколько видов: маленькие черные кляксы и большие мини-боссы. У последних появляются барьеры, которые нужно разрушать атакой определенного типа, а супер-краска Эша становится временным усилением урона. По меркам других экшенов боевая система простенькая, но само ее появление... Это настоящий шок и изумление.
Угадаете Call of Duty по усам капитана Прайса? Тест Sports.ru
Когда я только прошел Concrete Genie, у меня не было вопросов к ее продолжительности. Но теперь, оглядываясь назад, я понимаю, что она могла быть и в два раза больше – механик и идей здесь достаточно.
* * *
«Городские духи» – это, безусловно, хорошая игра и один из главных сюрпризов осени. Но помимо этого она показывает, насколько продвинулась игровая индустрия за одно поколение консолей. Лет шесть назад инди-игры представляли собой нечто совсем артхаусное или минималистичное, а теперь они могут предоставить опыт, местами напоминающий флагманские блокбастеры. Конечно, по уровню постановки и зрелищности между ними пропасть, но такие проекты как Concrete Genie заставляют поверить, что с годами игры развиваются не только графически.