Сигнатура общения с другой цивилизацией (продолжение) – «Задача трех тел»
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Часть 2. – У Цзуншу нет цели, только путь. От первоисточника до экранизации.
Говорят, что сейчас мировая научно-фантастическая литература проживает новый этап своего развития. Это «свежий период» в научной фантастике. Он заключается в использовании всех современных и актуальных литературных средств — социологических, лингвистических, психологических и других необходимых. Что позволит в будущем превзойти текущие рамки научно-фантастической литературы. Так ли это?
Китай, как современное государство – феномен. Обладает настолько благодатной почвой к развитию. Что запустив любой процесс, или явление, как бы слегка подтолкнув. Ты будешь ощущать результаты достаточно быстро. Просто помести семечку в землю, полей. И расти все будет само. В Китае сейчас именно так. И если мировая научная фантастика, и европейская в частности находилась долгое время в состоянии экзистенционального кризиса. То Китайская сравнительно молода и прекрасна. Люди размышляют о тревожном будущем своей страны и человечества в целом. Решая по пути большинство грандиозных научно-технических проблем.
Нынешнее поколение фантастов полностью изолировано от предыдущего, начинали с чистого листа. Идеи, литературный стиль — всё совсем другое. Нет почти никакой связи с прошлым, потому современных китайских фантастов называют - «поколением новорождённых».
У всего есть причины и следствия. Не происходит в жизни ничего - просто потому. Так и в этом случае. Некогда, Китай провёл исследование, почему он производит множество высокотехнологичных вещей, но придумываются они в других странах. И оказалось, что большинство ведущих сотрудников инновационных компаний-гигантов таких как Google или Apple выросли на фантастике. В связи с этими обстоятельствами отношение к жанру в Китае начало меняться.
Дело было в июне 1999 года. Более трёх миллионов школьников Китая готовились к сдаче Гаокао, национального вступительного экзамена в вузы. Темы эссе прошлых лет были патриотичными — «Самое трогательное событие «Большого скачка»» (1958 год). Или прозаическими — «Пробуем новое» (1994 год), но вопрос последнего эссе тысячелетия был о видении будущего: «Что, если бы воспоминания можно было пересадить?».
Китайская научная фантастика увлекает многократным преумножением, того, что мы знаем о современном Китае. Такое удивительное как комбинация древней истории и стремительного развития технологий; города, что вырастают за месяцы; сам масштаб страны и её населения. В «Блуждающей Земле» Лю Цысиня, огромные как горы двигатели, останавливают вращение Земли, чтобы планета смогла сбежать от гравитации погибающего Солнца. Китайская фантастика влияет на наши страхи, чувство опасности. Которые определяют скорость и направление технологического прогресса.
Политическая демонстрация в 1967 году проводит завязку действия «Задачи о трёх телах», на ней выдающегося учёного, чьи методы преподавания расходятся с точкой зрения Партии на Вселенную, забивают до смерти четверо хунвэйбинов (силовой инструмент управления «культурной революцией»). Дочь профессора, удерживаемая другими студентами, из толпы наблюдает за смертью отца. Девушку вскоре переводят на удалённую военную базу, где она совершает открытие, с помощью которого будет реализован план мести человечеству наиболее мизантропно.
Трилогия Лю Цисиня даёт ответ на одну из известнейших проблем астрофизики, парадокс Ферми. Он заключен в вопросе: Почему в галактике, где миллиарды планет должны быть, пригодны для жизни, мы не слышали сигнала ни с одной обитаемой планеты? Ответ автора таков — потому что вся жизненная активность скрывает себя специально. Тёмный океан ночного неба полон ужасных сущностей, и цивилизации, которые привлекают к себе внимание, быстро погибнут. В трилогии, возможно, самый большой счёт смертей за всю историю художественной литературы: в третьем томе под названием «Вечная жизнь Смерти» писатель уничтожает не только цивилизации, а также целые измерения, в которых они существуют. Но, первая книга, те части, действие которых происходит в настоящее время, лучше всего передаёт страхи именно современных граждан Китая.
В «Задаче трёх тел» угроза существованию человечества — ожидает будущие поколения. Большая часть человечества размышляет о проблеме так, что всё само собой рассосётся. Или люди ставят под сомнения, реальность катастрофы. Например глобальное изменение климата, не упоминается напрямую. Дестабилизация и коллапс окружающей среды интегрированы неявно в произведение. Часть героев считает, что инопланетный апокалипсис — желаемый исход, который положит конец «человеческой агрессии» по отношению к природе.
Тревога, о которой говорит Чэнь Цюфан, и её связь с медленно наступающим потенциальным концом человечества чувствуется практически во всей современной научной фантастике Китая. Фантастические истории, которые пишут в Китае, многозначительно важны, потому что они документируют реальную дистопию, все более странную и футуристичную с каждым новым днем. Проект «Голубка», использует дронов, которые выглядят и летают как птицы, для разведки. Но «Голубка» — не выдумка, а настоящий проект правительства. Роботы настолько убедительны, что живые голуби сбиваются в стаи с ними. Работники фабрик, водители поездов и солдаты носят на головах устройства, которые сканируют их мозговые волны и ищут следы злости, депрессии или потери концентрации. Управление предоставлено ИИ, который может порекомендовать отправить сотрудника на тренинг или перевести на другую работу, если его эмоции не совпадают с требуемыми показателями продуктивности. Устройства получили широкое распространение в Китае за последние пять лет.
В 2020 Китай завершит тестирование самого большого радиотелескопа в истории человечества. В глубокой алюминиевой чаше диаметром в полкилометра с лёгкостью поместится целый квартал 15-этажных зданий. Одна из главных задач прибора — поиск внеземного разума. Если человечество и получит сигнал от инопланетной цивилизации, похоже, мы это уже видели в своем сознании. То, что наше видение будущего человечества больше не представлено только американскими и британскими писателями, воодушевляет и на самом деле невероятно интересно. Поскольку мир становится всё более китайским, определенно стоит узнать, какое будущее писатели Китая видят перед нами. И не только потому, что эти концепции изобретательны и интересны, но и потому, что они, действительно могут стать нашим будущим.
У любой стороны экранизаций литературных произведений есть свой интерес. Внутренняя подоплека. Деньги в бюджет никто не будет выделять просто так. Вложения должны себя окупить, если их много. И быть потрачены не зря, если гарантии прибыли не просчитаны, и не так вероятны. Итак, страна – феномен. Презентует нам агротехнологичный плод НФ, разгоняя волну популярности китайской науки и фантастики. Дополняя его весьма последовательной и подробной сериальной экранизацией первой книги трилогии «Воспоминания о прошлом земли». Основная идея экранизации – Утвержденное партией влияние на массы. Некая миссия. Но в игре и другой персонаж – Нетфликс. С миссией реализовать коммерчески успешный продукт. Купить права и сделать бизнес.
Пожалуй, важная особенность творчества Лю Цысиня - Конфликт индивидуального и коллективного. Последние много лет, супергероика и предлагаемые массово фантастические истории ставят во главу угла роль конкретного героя. Мы наблюдаем за его развитием, подвигами и внутренним миром. У китайского фантаста индивидуальное часто уходит на второй план перед коллективным. Люди сообща противостоят пришельцам. Вместе создают двигатели для путешествия с Земли. Зачастую мы видим неудачи отдельных персонажей по сравнению с усилиями сообщества. Описывая глобальные события, Лю Цысинь игнорирует личную трагедию.
Что в то же время происходит с экранизацией от Нетфликс. Создатели шоу отмечают, что им пришлось нанять двух научных экспертов, которые помогли им продраться через дебри терминов, применяемых в книге. По сути им потребовался ускоренный курс физики, с которым им помогли Мэтью Кензи (он был в команде, открывшей частицу бозона Хиггса) и Бобак Фирдоуси (бортинженер лаборатории реактивного движения Наса). Старания создателей на самом деле заслуживают похвалы, ведь им пришлось проделать просто колоссальную работу. Каждый эпизод «Задачи трех тел» обходился более чем в 20 миллионов долларов без учета затрат на приобретение телевизионных прав на романы Лю Цысиня и маркетинг.
Миллиардер Линь Ци хотел превратить романы во франшизу наподобие «Звездных войн». Но, произошла не менее кинематографичная история в реальности. Относительно недавно, в Шанхае приговорили к смертной казни Сюй Яо — юриста, который руководил сделкой китайской игровой студии Yoozoo Games и американского стриминга Netflix — за китайцами были права на экранизацию романа «Задача трех тел». Сделка прошла успешно, но пригласивший Яо миллиардер Линь Ци был все же разочарован его работой и вместо $3 млн заплатил только $750 тыс., а тот его в отместку отравил. В итоге преступник получил смертный приговор, а интерес к сериалу только вырос. С подробностями можно ознакомиться в статье Нью-Йорк таймс. Прикреплю в комментарий.
Тем не менее, проект будет успешным. Но, не грандиозным как мечтал Линь Ци. Один сезон – одна книга. К 2028, вероятно нас ждет финал истории. Возможно к этому времени финал расскажут и авторы отечественного телевизионного продукта в Поднебесной. Экранизации будут идти в ногу друг с другом. А мы наверняка, кто будет особенно неравнодушен, успеем прочитать книги и будем наблюдать удастся ли «Задаче трех тел» воспитать свое поколение граждан Земли будущего.
В мировой научной фантастике, есть образцы литературной основы, намного представительнее. Тяжеловеснее, утонченнее. Мудрее и мастеровитее. Но, они не добрались по многим причинам до глобальной популярности и феноменально широкого, массового освещения в информационных полях постковидного времени. В случае современного китайского фантаста, мы получили ажиотажный продукт, невероятно приковывающий всеобщее внимание. И получивший аж четыре экранизации (Да, да четыре).
В заключительной части материала, остается провести субъективное но подробное сравнение лучших представителей экранизации романов «Воспоминания о прошлом земли». И разобраться с тем, что в сериалах хорошо, а что нет.
Смотрите кино, играйте в игры. Образовывайте свою личность. Продолжение следует...