android-character-symbol 16.21.30apple 16.21.30@Combined ShapeЗагрузить фотографиюОчиститьdeleteinfoCombined ShapeИскатьplususeric_avatar_placeholderusersview
Блог Сергея Думакова о спортивных видеоиграх

Вувузелы и вельзевулы

Не кажется ли вам, дорогие друзья, что со спортивными играми нужно что-то делать? Нет, все, конечно, замечательно – только вот FIFA 10 смотрелась бы прорывом лет десять назад… и не в каких-то мелочах, а по-настоящему прорывом. Закончившийся позавчера каталонским триумфом южно-африканский мундиаль – это памятник настоящему, живому, современному спорту, и на всем своем протяжении он демонстрировал то, чего новейшие игровые симуляторы достичь пока что не в состоянии. Психологический кошмар команды Доменека, унылая игра англичан, трагедия сборной Аргентины, поразительное преображение (с отрицательным знаком) немцев… и это только широкие мазки; если же касаться нюансов – один лишь финал показывает, почему симуляция подобного уровня в компьютерных играх сегодня невозможна.

Во-первых, логика. Голландцы ругают судью, но тот действовал очень логично: не следуя буквально букве футбольного закона, а именно логично. Проще говоря, по-человечески. Если бы матч судил электронный арбитр из игр EA, уже к концу первого тайма команды играли бы в наполовину усеченных составах. Решения главного арбитра в каждом случае уникальны, они обусловлены развитием игры, совокупностью случившихся на поле событий до этого, репутацией действующих лиц, накалом борьбы и счетом на табло; за удар сзади по ногам, как это ни удивительно, желтую карточку показывают не всегда. Позавчера в двух очень похожих эпизодах судья принял абсолютно разные решения – не назначил штрафной за нарушение Пуйоля против Роббена и показал желтую карточку игроку сборной Нидерландов, когда тот очень похожим образом срывал атаку испанцев. Почему он это сделал? Что именно творилось в тот момент в его голове? Мы этого не знаем, и разве можно вот это каким-то образом перевести в программный код? И разве можно перевести в программный код неизбежное желание судьи оправдаться, доказать свою непредвзятость – и, как следствие, последовавшие вслед за этим реверансы в сторону оранжевых?

Второй момент – сами спортсмены, в нашем случае футболисты. Их реакция на происходящее, причем даже не на игровые моменты, а на то, что происходит между свистками. Все эти стычки, махание руками, обсуждение неточных и невыданных вовремя пасов, злость на себя, на противника и на партнера, желание «вернуть должок» за подножку или намеренно вывести из борьбы своего самого раздражающего соперника… в той же FIFA 10 или NHL 10, в любой спортивной игре нынешнего поколения игрок способен лишь на техническую ошибку. Не попасть по воротам. Не добежать до мяча. Неверно рассчитать траекторию паса. Электронные болванчики неспособны обижаться ни на силовые приемы, ни на неочевидные тренерские замены, ни на судейские ошибки; их эмоциональное состояние незыблемо, их душевное равновесие вечно. Видели ли вы хоть где-нибудь, чтобы игрок с опустившейся до нуля шкалой усталости вдруг нашел в себе силы на отчаянный рывок «из последних сил» – как тот же Роббен во втором тайме? Видели ли вы где-нибудь разьяренного голкипера, которому не понравилось бы следование противником нормам fair-play – от одного взгляда Касильяса после того, как голландцы неудачно отдали ему мяч и он едва не залетел в ворота, я бы на месте «оранжевых» зарылся под землю. И – что самое важное – именно эти мелочи диктуют темп и драматургию каждого конкретного матча. Те же голландцы на пути к финалу обыграли Бразилию – и как обыграли! Проигрывая 0-1 после первого тайма, благодаря случайному автоголу и еще одному случайному голу, забитому головой коротышкой Снейдером! Какая программа сможет эмулировать такое?

И вот потому-то мне и кажется, что компьютерному спорту нужен новый воздух. Тот, которым он дышит последние двадцать лет, уже не способен поддерживать в бедолаге жизнь – все, что мы видим, и все, во что мы играем, лишь вынуждает нас мириться с отсутствием альтернативы. Как и десять, как и пятнадцать, как и тридцать зим назад мы пользуемся дурным суррогатом – со всеми этими супертехнологиями и взрывным развитием исследований в области искусственного интеллекта. Это как если бы в век суперджетов определенная группа людей все еще пользовалась бы конной тягой; до тех пор, пока нарисованный боковой судья поднимает флажок, едва только нападающий пересек условную черту, мы обречены жить под неторопливый цокот копыт. Не знаю, как вы, а я лучше попинаю старый мяч о стенку гаража. По крайней мере, он может когда-нибудь лопнуть – в FIFA 10 мячи не лопаются никогда.

Автор 
Киберспорт. Самое интересное. Ничего лишнего.
Подпишитесь на нас в соцсетях:

Свежие записи в блоге

6 декабря 2010 17:53
2018. Как победить на чемпионате мира

3 декабря 2010 19:51
Мы поедем, мы помчимся

26 ноября 2010 19:57
Это и есть зум-зум

19 ноября 2010 19:16
Давай подвигай телом

13 ноября 2010 02:30
Макроэкономика

29 октября 2010 18:20
Ridge Racer на 3DS и все-все-все

22 октября 2010 18:15
Пять лучших спортивных игр для NES

16 октября 2010 02:52
Другие игры

8 октября 2010 20:10
А ведь и правда!

1 октября 2010 17:36
Привет, Петров!

Сегодня родились