Монологи о CS
Блог

Counter-Strike – 20 лет! Это лучшая киберспортивная дисциплина. Даже не спорьте

19 июня Counter-Strike исполнилось 20 лет. Cyber.sports.ru рассказывает, чем же так хорош шутер, в который играют уже несколько поколений геймеров.

Starladder Berlin Major 2019 CS:GO - следите за всеми новостями и расписанием матчей тут

Выбрать идеальную киберспортивную дисциплину очень непросто. Сразу возникает вопрос: а какие именно критерии нужно учитывать? Богатая история со сменой поколений, ветеранами и суперзвездами? Overwatch и Fortnite, вам пока рано. Минимум рандома? Пожалуй, нам не по пути с такими карточными играми, как Hearthstone и Artifact. Простота в освоении? Придется отмести MOBA по типу Dota 2 и LoL. Похоже, у нас не остается выбора. Встречайте  — CS:GO. Игра, идеально подходящая под описание лучшей киберспортивной дисциплины.

«Контра» — игра нашего детства (а также отрочества и юности)

Мод для Half-Life про борьбу террористов и спецназа мгновенно взорвал мир. В него играли как школьники, так и взрослые мужики.

Любой российский геймер, родившийся в первой половине 90-х, застал эпоху компьютерных клубов: Quake, Unreal Tournament, StarCraft, WarCraft, Dota, и, самое главное – «Контра» на каждом компьютере.

Сейчас у игр уже другие показатели популярности, и известны конкретные цифры – и статистика CS:GO в Steam, а также на Twitch во время крупных турниров сообщает, что интерес к игре все еще высок.  Хоть это уже и немного другая игра, чем та, в которую мы рубились 10, а то и 20 лет назад.

Средний онлайн CS:GO по итогам мая составил 364 тысячи игроков. Это меньше доты (548 тысяч) или PUBG (385), но CS берет стабильностью —  игра держит свои показатели примерно на одном уровне с 2015 года. Что до стримов, то сейчас CS принадлежит рекорд твича по онлайну — 1 130 000 зрителей на финале ELEAGUE Major в Бостоне в 2018 году. Пиковый показатель онлайна у последнего крупного турнира — мейджора в Катовице, также превысил миллион. Примечательно, что в статистике стримов CS:GO китайские зрители практически не играют никакой роли. В случае с Dota 2 или LoL ситуация другая — китайцы составляют большую часть аудитории, и это обеспечивает играм очень крутую статистику. Не то чтобы это плохо, но популярность CS на Западе мы еще затронем.  

У CS богатая киберспортивная история

Почти за 20 лет профессиональная сцена Counter-Strike повидала многое. От турниров в подвалах с призовым в пару сотен долларов до переполненных стадионов с миллионами на кону. От пузатых мониторов и шариковых мышек до высокотехнологичных LCD и лазерных сенсоров.

Первые международные турниры по Counter-Strike проводили еще на самых ранних версиях в 99-м году — со скромными призовыми, от сотен до пары десятков тысяч долларов максимум. В 2000 году американская организация Cyberathlete Professional League, которая делала турниры по Quake, обратила внимание и на CS. В CPL быстро поняли, что эта игра заслуживает большего. На первых турнирах в 2000 году разыгрывали до 30 тысяч долларов, но всего год спустя состоялся чемпионат CPL Winter с нереальным по тем временем призовым в $150 тысяч.

Зимние и летние турниры CPL стали своеобразными мейджорами того времени. Также CS поддерживали другие крупные серии турниров — World Cyber Games, ESWC, IEM, Dreamhack. И что самое главное: все это происходило почти без всякого участия Valve. Тогда компанию больше волновал не только киберспорт, а будущее CS как игры. Поэтому турнирами она занялась только в 2013 году, когда стало понятно, что Global Offensive — и есть то самое будущее.

Так или иначе, с релиза первых бета-версий CS в том или ином виде не пропадал из киберспорта — силами Valve, или энтузиастов, которым интересна игра. А их всегда хватало.

В Counter-Strike сменилось уже несколько поколений игроков. Те, кто 10-15 лет назад выигрывал турниры, сейчас уже тренируют. Самый яркий пример  — zonic. В свое время был одним из лучших игроков Дании в CS 1.6 и доминировал на турнирах в составе mTw. Сейчас он тренирует Astralis, лучшую команду мира по CS:GO.

К слову, даже в новейшей версии игры CS:GO за 6 лет сменилось несколько эпох. Каждую символизировала какая-нибудь команда. Сначала это были шведы NiP: они были лидерами еще в прошлой версии игры, 1.6, и этот опыт позволил им доминировать в Global Offensive. Помимо множества турниров NiP поставили рекорд по картам на ланах — 87 побед подряд! В 2014 году NiP сменило новое поколение шведов — Fnatic с невероятно умным капитаном Пронаксом и четверкой прекрасных стрелков. Включая Олофмайстера — одного из лучших стрелков в истории CS (посмотрите на его эйс в гранд-финале IEM Катовице в 2015 году).

Спустя пару лет новым лидером сцены стали бразильские игроки Luminosity (затем они стали SK Gaming). Среди них выделялся и капитан Fallen, умевший не только координировать, но и брать игру на себя, и выдающийся снайпер Coldzera, автор этого легендарного хайлайта.

Одна из самых драматичных историй в CS:GO последних лет также касается смены поколений. Поляки Virtus.pro хоть и не символизировали определенные эпохи в игре, но также вошли в историю как одна из лучших команд в CS — причем еще со времен 1.6. К 2016 году они считались и сильным, и невероятно опытным коллективом — нескольким игрокам к тому моменту было уже 30 лет. Несмотря на возраст, организация заключила с игроками новые контракты, но в 2017 году все как отрубило — Virtus.pro перестали побеждать. С тех пор болельщики наблюдали за драмой вокруг этого состава — за два года его покинули почти все ключевые игроки, которых когда-то называли «золотой пятеркой», и теперь она вынуждена начинать свой путь практически сначала. Это все еще своеобразная сборная Польши по CS, но главному ветерану в ней — Снаксу, всего 25 лет. И до прежних успехов ей пока далеко.

Самое интересное, что каждую команду в CS на пике успеха считают непобедимой. Сейчас таким лидером сцены в CS:GO являются датчане Astralis. Их хвалят за командную игру, отмечают раскидки гранат и то, что у них почти нет слабых карт. Говорят и о новаторском подходе команды к подготовке — например, они одними из первых стали жертвовать одними турнирами ради других, грамотно расставляя приоритеты. Но как показывает история, и к ним рано или поздно найдется ключ. Какой — никто не знает, в этом вся интрига.

Astralis – великие. Показываем в одной картинке

CS первой привнесла в киберспорт командную игру

Возможно, без Counter-Strike мы никогда бы не смогли видеть киберспорт таким, как сейчас. Именно с появлением этого шутера игроки поняли, насколько это круто  — играть в команде. До Counter-Strike киберспортивными шутерами считались Doom и Quake – игры, где дуэли были превыше любого командного режима. Еще в 2000 году дуэльные Quake 3 и Unreal Tournament спорили с CS за звание главной киберспортивной дисциплины. И вы знаете, кто победил. Сейчас киберспорт  — это в первую очередь командные соревнования. С тиммейтами сейчас играют даже в «королевские битвы», которые, казалось бы, рассчитывались на игру в соло. А та же Quake Champions, в 2017 году сделавшая ставку на дуэли, сейчас уже практически забыта.

В CS легко разобраться не только игроку, но и болельщику

«Легко освоить, сложно стать мастером» — это актуально не только для игрока в CS. Зрителю понять смысл этой игры намного проще, чем любой другой дисциплины.

Усадите своего отца или дядю и посмотрите с ним матч крупного турнира по CS. Им понадобится пара минут, чтобы начать отличать игроков атаки от игроков защиты и еще минута, чтобы узнать про цели каждой из сторон. Все. После этого они смогут болеть за понравившуюся команду, радоваться жестким клатчам и главное – понимать, что именно происходит в игре.

Проведите тот же эксперимент с Dota 2, Overwatch или Hearthstone. В лучшем случае человек, который не желает вникать в суть происходящего на экране, останется и будет наблюдать, как красиво ультует Энигма, в то же время совсем не понимая, почему это комментаторы так бурно на это реагируют. В худшем случае – просто уйдет, махнув рукой. Это не означает, что вышеперечисленные игры плохи. Просто у них есть определенный порог вхождения, который, к сожалению, не все могут преодолеть. Для этого нужно как минимум играть. В CS играть необязательно – механика шутеров очевидна и так. Понятнее только FIFA.

Бесспорно, у CS тоже есть свои тонкости, вроде точечных раскидок или тактик с тройными фейками. Но все это никак не помешает начинающему зрителю получать удовольствие от главного  — простого и понятного экшена.

К тому же, CS игра не только простая, но и зрелищная. Когда вы заходите на стрим по CS, вы гарантированно получаете экшен в ближайшие две минуты. А потом еще. И еще. Да, в той же доте бывают матчи, которые по накалу и количеству драк заткнут за пояс любой шутер. Но так ли часто это бывает? И опять же – зрелищность той или иной драки в доте зависит от вашего знания игры.

В CS есть свои герои-одиночки – и это круто!

Сейчас в киберспорте нет ни одной командной игры, в которой один игрок смог бы вытянуть на себе весь коллектив. Не просто здорово играть, а именно тащить за всех. В CS это возможно. Даже игрок с одним процентом здоровья в теории может выиграть клатч против пятерых полностью здоровых соперников. Из-за этого в CS огромное значение имеет скилл, выбор позиции и способность быстро принимать решения.

S1mple выигрывает ситуацию 1 в 5

Snax выигрывает пистолетку 1 в 4

Guardian разваливает с AWP 1 в 5

В CS есть рандом, который почти не мешает игре

Рандом есть практически в любой киберспортивной дисциплине  — да и в спорте от случайностей никто не застрахован, и в этом своя интрига.

Но рандом бывает разный  - иногда элемент случайности заложен в саму механику и поэтому играет слишком большую роль. В Counter-Strike рандом – это по большей части баги и недоработки. Сама структура игры построена таким образом, что обе команды находятся в абсолютно равных условиях. Другое дело, что на отдельных картах имеет значение выбор первой стороны, что ставит ту или иную команду в сложное положение. Но тем интересней смотреть, как она будет из него выходить – что может быть лучше таких камбэков из максимально невыгодных ситуаций? Они возможны вопреки любому рандому.

Лучший в мире игрок в CS прямо сейчас  — из СНГ. И мы ждем от него больших побед!

СНГ далеко не всегда был сильнейшим регионом в Counter-Strike  — до той же Скандинавии нам далеко. Но успехи команд из СНГ запомнились надолго. Кто из опытных болельщиков не помнит победу M19 на World Cyber Games 2002, о которой сняли легендарный сюжет в «Намеднях» (один из лучших сюжетов про киберспорт на нашем ТВ – до сих пор!). Или требл NaVi в 2010 году?

В последнее время ни одну из команд СНГ нельзя было назвать сильнейшей в мире, однако это не значит, что нам не за кого болеть. Сейчас у нас есть возможность наблюдать за игрой Александра s1mple Костылева  — одного из лучших игроков в истории CS. Он блестяще играет за NaVi на абсолютно всех чемпионатах, а равных ему по техническому скиллу почти нет. По итогам 2018 года он занял первое место в рейтинге сайта HLTV – по сути, получил «Золотой мяч» в мире CS. Датчанин Девайс, занявший второе место в рейтинге лучших игроков 2018 года, даже близко не стоит рядом с Симплом по индивидуальному мастерству. Саша  — машина, которую никто не может остановить.

И хотя именно в CS один игрок может решить многое, это все же командная игра. Пока что Симплу не удалось выиграть ни одного мейджора  — ни с NaVi, ни с прошлыми командами. Все понимают, что рано или поздно это должно произойти, но каждому зрителю обидно раз за разом наблюдать, как он в уходит со сцены без кубка.

Тем не менее, смотреть за Александром  — одно удовольствие. Он в одиночку вытаскивает команде важнейшие игры. И если раньше еще юный и горячий Симпл нередко срывался на тиммейтов, сейчас ничего такого нет и в помине. Сейчас Симпл и его команда – еще одна причина начать смотреть CS.

CS:GO все еще популярна на Западе

Среди популярных киберспортивных дисциплин 2010-х именно CS стала наиболее близкой к западной аудитории. Такие MOBA, как Dota 2 и LoL всегда мало привлекали американских и европейских игроков, а главной аудиторией этих игр всегда были жители азиатских стран.

CS:GO – максимально дружелюбная для западного геймера дисциплина. Тут нет огромного количества разноплановых героев и способностей, она проста в освоении, а ее действие происходит не в выдуманной вселенной с различными расами, а в реальном мире. Именно такие игры всегда привлекали западную аудиторию, поэтому в этом плане Counter-Strike выигрывает у многих других лидеров киберспортивного рынка.

Но не стоит забывать, что на Востоке сосредоточена огромная аудитория, которая CS тоже нужна. И статистика просмотров CS в Азии понемногу растет. Мейджор в Катовице в 2017 году смотрело онлайн менее полумиллиона китайцев, а стоило большому CS прийти в Китай — пик онлайна StarLadder & ImbaTV Invitational ChongQing 2018 достиг 1,5 млн местных зрителей. Другими словами, CS пытается успеть не только на Западе — и у игры это неплохо получается.

***

Конечно, Counter-Strike  — далеко не идеальная игра. Ее до сих пор ругают за огромное количество читеров в матчмейкинге, разработчиков регулярно обвиняют в несвоевременных обновлениях и отсутствии интереса к игре. К тому же, в дисциплине до сих пор нет грамотной схемы турниров, в которой бы нашлось место одному громкому чемпионату по типу The International или Worlds  — об этом говорят и сами игроки. Но даже несмотря на это к «Контре» гораздо меньше вопросов, чем к любой другой дисциплине — и у игроков, и у болельщиков.

Фото: HLTV.org

Dupreeh плакал после победы на мейджоре. Его отец умер за день до начала турнира

28 комментариев
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
в плане киберспорта кс и дота
+6
0
+6
Ответ Дикий Кот
Даже не буду по пунктам комментировать, так как любому вменяемому человеку и так понятно, какая тут написана чушь.
А жаль, я уже понадеялся на вменяемую дискуссию
+6
0
+6
Даже не буду по пунктам комментировать, так как любому вменяемому человеку и так понятно, какая тут написана чушь.
+7
-2
+5
Ответ ElijahBaley
Разве Лига сложна в освоении? Отовсюду кричат абсолютно обратное
Она проще доты, но конечно же гораздо сложнее КСа. В Лиге есть мана, хп, строения, крипы (или как они там называются), скиллы. В кс есть атака, защита, бомба и оружие - вещи, интуитивно понятные даже Семён Семёнычу из второго подъезда, который за пузырём вышел
+5
0
+5
Очень сильно плюсую.
На то, чтобы воткнуть в просмотр доты, ушло несколько месяцев.
КС зашел за неделю.
+4
0
+4
Даже читать лень. В нее играю только те, у кого компик не тащит радугу
Видимо настолько лень, что вы даже не поняли суть поста: речь шла о киберспортивной дисциплине, а не об игре. Обожаю играть в R6, но в плане киберспорта она сейчас проигрывает CS по многим критериям
+1
0
+1
Нет рандома? Это когда главный девиз кс "Spray’n’Prey"?) Не говоря уже о том, что эта игра так пропитана читерами, что читеры даже в киберспорте.
+1
0
+1
Простота в освоении? Не критерий. Если человек - гриб и не способен в чем-то разобраться, то это только его проблемы. ДОТА 2.
+2
-1
+1
Если по сабжу, то КС до сих пор живет за счет западного (преимущественно европейского) сообщества. Собственно и популярность, и наибольшее число выигранных турниров в большинстве турниров занимают европейцы.

Что же касается Азии и в частности Китая, то там игра не так популярна, как на Западе. Причин много - на том же китайском рынке найдется до десятка бесплатных альтернатив. В пример можно взять пресловутый Counter-Strike: Online, чемпионаты по которому, насколько слышал, проводят даже сейчас, а в момент, когда в CS:GO появились спонсируемые Вольво чемпионаты, все наиболее известные китайские и даже корейские (а.к.а. первый состав MVP PK) играли в Онлайн. Плюс из некоторых источников слышал, что в Китае по сути игра непопулярна, несмотря на то, что есть пара сильных команд в стране и есть возможность построить еще 3-4 при должном желании и спокойно проходить на мейджор.

Еще одним негативным моментом, по которому я бы не сказал, что CS:GO движется в Азии вперед, является то, что на WCG в этом году КС не будет, зато будет Кроссфайр, который значительно популярнее (по этому принципу комитет, кстати, и включал игры в ВЦГ этого года).
0
0
0
Ответ bpah
Очень сильно плюсую. На то, чтобы воткнуть в просмотр доты, ушло несколько месяцев. КС зашел за неделю.
а до просмотра во что-то играли?
0
0
0
Классно, что старый даст добавили для олдов
0
0
0
Ответ rembrandao
Преимущество КС только в низком пороге вхождения: как для игроков, так и для зрителей. Поэтому быдло его так любит.
В других, более популярных играх, сообщество зачастую бывает не сильно лучше, чем в CS.
0
0
0
Вопрос- на турнирах игроки играют без прокачки, или у всех одинаковая, или каждый как прокачался так и пойдет? По оружию тоже, всем одинаковый набор или каждый что хочет?
0
0
0
Простота в освоении? Не критерий. Если человек - гриб и не способен в чем-то разобраться, то это только его проблемы. ДОТА 2.
Бейсбол смотришь?
0
0
0
Неплохо,но откровенная др*чка на Симпла отталкивает
0
0
0
Ответ a2wai
Если по сабжу, то КС до сих пор живет за счет западного (преимущественно европейского) сообщества. Собственно и популярность, и наибольшее число выигранных турниров в большинстве турниров занимают европейцы. Что же касается Азии и в частности Китая, то там игра не так популярна, как на Западе. Причин много - на том же китайском рынке найдется до десятка бесплатных альтернатив. В пример можно взять пресловутый Counter-Strike: Online, чемпионаты по которому, насколько слышал, проводят даже сейчас, а в момент, когда в CS:GO появились спонсируемые Вольво чемпионаты, все наиболее известные китайские и даже корейские (а.к.а. первый состав MVP PK) играли в Онлайн. Плюс из некоторых источников слышал, что в Китае по сути игра непопулярна, несмотря на то, что есть пара сильных команд в стране и есть возможность построить еще 3-4 при должном желании и спокойно проходить на мейджор. Еще одним негативным моментом, по которому я бы не сказал, что CS:GO движется в Азии вперед, является то, что на WCG в этом году КС не будет, зато будет Кроссфайр, который значительно популярнее (по этому принципу комитет, кстати, и включал игры в ВЦГ этого года).
Главная причина- это заморочки с регистрацией аккаунта, т.е. с чего начинать, как это правильно сделать, неискушенный пользователь вряд ли в этом разберется, то ли дело было, когда я наткнулся на контракт варс в вк, там просто нужно было нажать запустить игру, после чего попадаешь в личный кабинет, где тебе автоматически присваивался ник- плеер такой то и все, играй.
0
0
0
Да начнется срач!
0
0
0
Согласен полностью.
0
0
0
Может и так, но это ваше мнение. Каждому свое.
0
0
0
Победную серию нип оборвали не поляки, а старый состав вп, еще с досей
Да, конечно. Напутали немного в редакции
0
0
0
Победную серию нип оборвали не поляки, а старый состав вп, еще с досей
0
0
0
По тонкому дну ходишь, автор, по очень тонкому, с дотерами и лолерами так закусываться очень опасно для здоровых комментариев под постом))))
0
0
0
Василий Петрович играл в контру. Тем временем шел уже 2019 год... ;)
0
0
0
Как же интересно смотреть дисциплину, где одна команда выносит всех остальных вперёд ногами... Кек
0
0
0
Разве Лига сложна в освоении? Отовсюду кричат абсолютно обратное
0
0
0
Очевидно, что лучшая. Уже лет 5 как не играю, но всё ещё дико интересно смотреть мажоры
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий