«Я никогда не был талантливым игроком, я просто играл больше, чем любой про». GeT_RiGhT дал большое интервью Овердрайву
Бывший профессиональный игрок Алексей «OverDrive» Бирюков поговорил с одним из самых легендарных личностей CS-сцены – Кристофером «GeT_RiGhT» Алесундом. Швед рассказал, почему его команда NiP доминировала в первые годы после появления CS:GO, а также порассуждал о значении возраста в киберспорте и назвал самого талантливого игрока современности. Cyber.sports.ru публикует текст с разрешения автора.
– Ты смотришь трансляции турниров? Тебе нравится, как комментаторы делают свою работу? В СНГ это одна из самых обсуждаемых тем, так как про-игрокам вообще не нравятся русскоговорящие комментаторы.
– Это непростой вопрос. Я хорошо знаю многих англоязычных комментаторов, более того, я люблю с ними потусоваться после турниров. Я смотрю их трансляции и заранее знаю, как они будут шутить, что говорить, как анализировать игру. Честно говоря, мне не нравится, как они комментируют, они обычно не следят за тем, как меняется мета игры. Иногда они начинают обвинять игрока за плохой мув, не понимая, что если бы этот мув получился, то импакт бы был очень большой. Кастеров тоже можно понять, они работают на большом количестве турниров и физически не могут быть в теме всех игровых тенденций. Так что мне не нравится, как они комментируют, но я понимаю, почему так происходит. Когда я слышу, что кто-то из моих знакомых кастеров ошибся, я всегда скажу, где была ошибка и как нужно было сказать. У них тяжелая работа, я ценю их старания, но иногда я просто нажимаю mute.
– Как им повысить уровень понимания игры?
– Лучший способ, конечно, — это играть вместе с про-игроками и всегда задавать любые вопросы по игре. Или смотреть с ними демки и спрашивать по той или иной игровой ситуации. Но, к сожалению, и у тех, и у других на это просто нет времени.
– До какого возраста можно играть на топ-уровне?
– Мне в следующем году будет 29, и я часто задаю этот вопрос себе. Я, конечно, не на том уровне игры, на котором я хотел бы быть, но мне все равно мне удается бороться против топ-команд, а главное — против молодых игроков. Но что касается этого вопроса, посмотрите на Фореста: он на 2 года старше меня, и такое ощущение, что он лучший игрок в нашей команде. Он играет и любит игру так, как будто ему 15 лет. Так что после этого я не думаю, что возраст имеет значение. Важна мотивация. Я знаю много людей, которые были хороши в игре, но со временем у них в жизни стало происходить много чего интересного, появлялись семьи, они находили более интересные для себя занятия. Это вопрос не возраста. Если у тебя в жизни все хорошо, твоя девушка или жена и все твои близкие люди поддерживают тебя в твоем увлечении, то ты можешь полностью фокусироваться на CS. А если не будут принимать твое увлечение, то у тебя будут проблемы игры на топ-уровне. Это тяжелый вопрос для таких игроков, потому что они вынуждены выбирать, что они хотят больше. Мне, например, повезло, что моя девушка и моя семья полностью поддерживают меня в моей работе.
– Назови приблизительный возраст, до которого можно играть в CS на про-уровне?
– Давайте скажем, что 40-45, а дальше если только играть по фану, когда у тебя уже взрослые дети и большая семья. Я надеюсь, я не буду в 40 лет продолжать играть на про-уровне. Я думаю, у меня уже будет много других увлечений в жизни.
– Когда ты был в лучшей своей игровой форме?
– Я думаю, где-то между 20-25. Я никогда не был талантливым игроком, я просто всегда усердно работал. Я играл очень много, в этом моя сила. Я играл больше, чем любой про-игрок.
– Можешь назвать книги или фильмы, которые тебя мотивируют?
– Я не очень много фильмов смотрю, но читаю много книг. Я не люблю книги про мотивацию — я не буду мотивирован, если просто прочитаю, что я лучший и у меня все получится. Мне нравятся автобиографии. Я прочитал много книг о Сэре Алексе Фергюсоне, мне нравится книга про шведского вратаря Магнуса Хедмана, я читал книгу об Ибрагимовиче. Что касается фильмов, если вы назовете худший для вас фильм, то, скорее всего, он будет моим любимым. Мой уровень кинопредпочтений своеобразный. Я не смотрю фильмы, чтобы найти мотивацию, я смотрю их, чтобы почувствовать что-нибудь. Мне нравится фильмы, от которых можно погрустить. Помню, я посмотрел фильм «Марли и я», и несмотря на то, что это не самый интересный фильм, он меня сильно тронул. В то время у меня умерла собака, которая была для меня младшим братом, и этот фильм совпал с моим настроением.
– Расскажи, как ты придумал свой ник.
– Мне было лет 7. У нас большая семья, у меня 2 брата и сестра. Мне повезло, что у нас уже тогда появился компьютер, и я начал играть в Quake и Action Quake, который чем-то похож на CS, и я был хорош в той игре. Мы со старшим братом делили компьютер, поэтому у нас был один ник на двоих. Один раз я попросил брата Робина, чтобы он придумал мне мой собственный никнейм. Он попросил пару дней подождать, чтобы подумать. Через пару дней я к нему пришел, мне не терпелось узнать свое новое имя. Но он об этом совсем забыл. Он побоялся меня разочаровывать, все-таки я младший брат, поэтому он просто посмотрел на монитор и увидел, что скачивает программу, которая называется GetRight или что-то типа того. Он написал мне этот ник на бумаге, и я был счастлив своему собственному никнейму. Со временем я менял написание ника, чтобы найти самый модный, на мой взгляд, вариант. Я не понимал смысла своего никнейма, и когда мне было лет 14-15, я рассказывал историю создания своего ника другу и осознал, насколько рандомно получил свой ник. Теперь мне 28, мой никнейм больше подходит для подростка, и я уже его не смогу поменять, но хотя бы он не такой обычный.
– Как ты сохраняешь мотивацию после победы на мейджоре?
– Для начала нужно вспомнить то ощущение, прошло много времени. Тем не менее моя мотивация никогда не падала. Чтобы быть в топе, нужно работать не покладая рук. Как я уже говорил, я очень много играл, чтобы быть лучше, чем другие, и я не мог остановиться, потому что я что-то там выиграл. Моя мотивация никогда не проседала, я всегда хочу играть в CS еще больше, всегда хочу выигрывать, быть лучшим. Я уже сделал себе имя в киберспорте, но хочу сделать его еще больше, хочу, чтобы все знали, что Гетрайт — это самый трудолюбивый игрок в киберспорте, и что даже если у тебя нет таланта, то все равно, если ты будешь работать над собой, ты сможешь достичь высоких результатов. Посмотрите на Симпла: несколько лет назад он был обычным хорошим игроком, но когда он совместил свой талант с усердными тренировками, он стал лучшим игроком в мире вместе с Колдзера, Девайсом и т. д. Каждый день я вижу, как Симпл играет, большинство игроков уходит отдыхать, а он идет играть FPL-миксы. Для меня это дополнительная мотивация, когда я слежу за такими игроками.
– Влияет ли зарплата на твою мотивацию?
– Когда я был ребенком, отец мне всегда говорил: «Деньги — это не главное». Отец работал ради семьи, мама в основном заботилась о нас, почти не работала. Отец был всегда на работе, он хотел, чтобы у нас все было. Мы ездили на море два раза в год, у меня появлялась любая игрушка, которую я захочу, у нас было замечательное детство, но он всегда мне говорил: «Деньги — это не самое главное». Он работал не из-за денег, а из-за того, чтобы сделать семью счастливой. Я начал играть в CS, конечно, не из-за денег, у меня была зарплата 100$, но я все равно продолжал играть и становиться лучше, вместе с этим росла моя зарплата. Мне не нравится обсуждать, сколько я зарабатываю. Я получаю достаточно денег, но могу получать еще больше, и моя мотивация никак не может зависеть от зарплаты. Я дарю своей девушке лучшие подарки, вожу ее в крутые рестораны, мы делаем все, что захотим, но я все равно стараюсь копить деньги. Все бонусы, призовые я откладываю. Когда я закончу карьеру, мне не нужно будет куда-то срочно бежать работать. Так что я чувствую себя спокойно, когда думаю о своем будущем. У меня будет достаточно ресурсов, чтобы начать новую жизнь, когда закончу игровую карьеру.
– У тебя когда-нибудь была звездная болезнь?
– Я думаю, была раньше несколько раз, но я не понимал этого. С возрастом ощущение, что ты кто-то особенный, полностью пропадает. Меня узнают на улицах, и я всегда люблю постоять, поговорить. Мне нравится встречать новых людей, мне неважно, кто они, откуда они и где они работают. Если вы хорошо относитесь ко мне, то я хорошо отношусь к вам, а если вы интересный человек, то я еще больше захочу о вас узнать.
– Расскажи о том, как ты перешел с CS 1.6 на CS:GO.
– Думаю, я был один из тех, кому эта игра сразу понравилась. Это было что-то новое и интересное. Несмотря на то, что CS:GO больше была похожа на Source, а не 1.6, и там было полно багов, мне все равно было интересно ее изучать. Вроде карты были такие же, как и в 1.6, но это не давало никакого преимущества, так как физика была совершенно другая. Все были на одном низком уровне в игре, я старался быстрее других развиваться. Я, например, находил какую-то новую флешку и понимал, что пока еще никто о такой гранате не знает.
– Ты скучал по 1.6, когда перешел на CS:GO?
– Я не скучал по 1.6, но мне не хватало всего того, что окружало 1.6, а именно комьюнити. Я хочу, чтобы когда-нибудь все ребята из 1.6 собрались на какой-нибудь афтепати, мне было бы очень интересно, кто как сейчас живет и чем занимается. Конечно, такой тусовки никогда не будет, но если вдруг будет, я буду первым, кто туда приедет.
– В чем разница между комьюнити 1.6 и CS:GO?
– Наше комьюнити росло, понимая, что игра — это не самое главное. Мы были более социальными. Мы играли вместе в интернет-кафе, путешествовали, отдыхали, тусовались, мы были на одной волне. Ни у кого не было много денег, а если и были, то со стороны. Игра была не работой, это была страсть, игра делала нас ближе друг к другу. Поэтому мне и не хватает ребят из 1.6, я с ними круто провел очень много времени.
– NiP никто не мог обыграть первые несколько лет в CS:GO, как вам удавалось держать такой уровень?
– Мы просто очень много играли. Мы выигрывали турнир, приезжали домой и начинали играть еще больше, мы тренировались как ненормальные. Также мне повезло, что у меня была отличная организация и отличные тиммейты, мне оставалось только думать о своей игре. Так что все это сделало нас лучшей командой мира на тот момент.
– Почему вы потеряли свои позиции и вас начали обыгрывать другие команды?
– С одной стороны, может, просела мотивация. Мы перестали отдаваться игре так, как мы отдавались до этого. С другой стороны, мы не меняли свой стиль игры, свои тактики. Мы перестали совершенствоваться, а другие команды, наоборот, очень быстро росли и, когда играли против нас, всегда знали, что мы будем делать.
– Какой у тебя любимый состав NiP, кроме текущего?
– Первый состав с Фрибергом и Фифлареном был лучшим. Наш менталитет был близок к 1.6. У нас не было высоких зарплат, мы были близкими друзьями в жизни и помогали друг другу становиться лучше. Мы были такой рок-группой, которая всегда была вместе, мы думали и заботилась друг о друге, ходили по клубам, пили, изучали этот мир вместе, мы были семьей. Второй любимый состав был, когда Пиф пришел вместо Фифларена. Мы все еще были близки друг с другом. Пиф — классный и забавный тиммейт, было весело с ним путешествовать, даже несмотря на то, что высоких результатов мы не показывали.
– Какая у тебя самая любимая победа и самое тяжелое поражение?
– Самое тяжелое поражение было против Vega, когда мы играли квалификацию на ELEAGUE. Это был один из первых турниров со швейцарской системой. Мы шли с одной победой и двумя поражениями. У нас была игра с Vega, которая тогда была не очень известна на международном уровне. Мы к ней не очень серьезно тогда отнеслись, за что и были наказаны. Мы проиграли и вылетели из турнира, а я сыграл одну из худших игр в карьере. У меня тогда и в личной жизни были проблемы, а это поражение стало последней каплей. Самая любимая победа была, конечно, когда мы выиграли мейджор в Кельне в 2014 году. Мы проиграли до этого два финала на мейджорах и в то время стали играть хуже, я вообще очень плохо чувствовал игру. Фриберг раскрылся на том турнире, стал показывать очень высокий уровень игры, что нас взбодрило, и мы старались не отставать от него. Легких игр не было, счет был 2:1, 16:14, овертаймы. Мы играли сердцем, мы делали все возможное, чтобы выиграть, так как если бы мы проиграли, то, скорее всего, наш состав был бы расформирован сразу после турнира. Никто не ожидал, что мы выиграем, но мы сделали это. И после турнира я почувствовал нереальное облегчение. Я бы с радостью вернулся в то время, чтобы прочувствовать это опять. Поэтому я боюсь завершать карьеру игрока, потому что не знаю, как буду жить без этих непередаваемых ощущений.
– За какими сценами тебе больше всего нравится наблюдать?
– Все сцены разные. Американскую сцену интересно смотреть, там можно увидеть много странного и нестандартного. Там много интересных стримеров, которые играют для удовольствия, а не для достижения высоких результатов. Американская сцена не на самом высоком уровне в плане игры, но там очень много талантливых игроков, которые хотят быть лучшими и за ними интересно смотреть. Самая сильная сцена — это европейская. Под Европой я имею в виду все регионы, включая CIS. Везде есть классные игроки, которые, может, не такие опытные, как игроки топ-команд, но они всегда могут предложить много интересных и нестандартных решений. Каждая команда тир-2/тир-3 уровня имеет в арсенале несколько классных тактик или мувов, о которых ты даже и не мог подумать и которые никогда бы не использовал в NiP. Когда у тебя нет рамок тир-1 уровня, где наказывают за каждую ошибку, когда у тебя есть свобода действий на карте, тогда и могут родиться новые гранаты, мувы, тактики.
– Почему в некоторых регионах только некоторые страны смогли показать высокие результаты в CS:GO? Например, в Южной Америке — только Бразилия, на постсоветском пространстве в средней Азии — только Казахстан.
– С одной стороны, все из-за денег — больше денег инвестируется в киберспорт, больше людей могут себе позволить компьютер. У Бразилии богатая киберспортивная история — у нее был хороший CS 1.6, у них развитая сцена LoL, есть сильные команды по Dota 2. В свою очередь, Фоллен очень много сделал для бразильской сцены. Он стримил, делал еженедельные турниры, повез команду в США. Люди поверили, что этим можно зарабатывать себе на жизнь. Он боролся за свою родную сцену, он ее построил на развалинах. В каких-то странах люди больше хотят стать стримерами, чтобы зарабатывать деньги, а не про-игроками. Деньги вызывают больший интерес, чем соревновательный аспект. Надо просто играть в игру, веселить народ и получать за это деньги. Большинство стримеров получают больше, чем игроки. Детям интереснее следить за кем-то на постоянной основе, чем за кем-то, кто появляется в трансляции раз в месяц на турнире. Что касается Казахстана, то Арбалет вывел сцену на такой уровень, он помог и украинской сцене, собрав команду NaVi.
– Почему нет тир-1 команд на Дальнем Востоке и в Южной Европе?
– Что касается Южной Европы, то, возможно, люди там интересуются другими играми и нет кого-то, кто поможет развить CS:GO сцену. То же самое происходит и в Азии. У них, конечно, есть турниры, но они не на первом плане. MOBA — это их главное направление. В каких-то странах вообще MOBA — это единственный киберспорт. Например, в Корее сцена MOBA-игр хорошо развита, а CS:GO там просто нет, и корейской команде MVK PK приходится все время путешествовать по соседним странам, чтобы участвовать хоть в каких-то турнирах.
– Давай возьмем Скандинавию. Почему Дания чуть сильнее, чем Норвегия, Швеция и Финляндия?
– В Дании несколько лет назад начался бум CS:GO, и в киберспорт стали инвестировать большие деньги, крупные компании понимали, что это быстро развивающаяся индустрия, которой очень увлекается молодое поколение. Более того, киберспорт поддерживается на уровне правительства. Швеция немного застряла. У нас есть инвестиции в киберспорт, но не такие большие, как в Дании.
– Кто твой лучший и худший тиммейт?
– Не думаю, что у меня есть худший тиммейт, но лучший тиммейт — это, конечно, Форест. Он меня всегда принимает таким, какой я есть, мы всегда на одной волне, и до сих пор нам нравится играть вместе. Я его уважаю, у нас похожее понимание игры, и мы хорошие бизнес-партнеры.
– А если мы скажем не худший тиммейт, а тот, с кем тебе было тяжелее всего играть?
– Ничего в голову не приходит. Единственный, о ком я вспомнил, — это Дельпан со времен 1.6. Он хороший человек, но специфический, он сильно от меня отличается.
– Хороши ли высокие бай-ауты для игроков?
– Зависит от ситуации. Это может быть молодой игрок, а может быть и суперзвезда CS:GO. Для топ-игроков это хорошо, для начинающих это плохо. Если ты хочешь, чтобы у тебя играл топ-игрок, то будь готов заплатить приличную сумму. А если мы говорим о молодых игроках, то организациям лучше им помогать, а не блокировать их будущее, прося за них завышенные цены. А вообще это очень скрытный бизнес, очень тяжело описать все процессы, происходящие внутри киберспорта. Я могу только сказать, что это больше о вкладывании денег, а не о заработке.
– Ты бы хотел когда-нибудь сменить организацию?
– У меня нет ответа на этот вопрос. Мне нравится там, где я сейчас нахожусь, и я не знаю таких мест, куда бы я хотел пойти. Иногда я об этом думаю, но вряд ли это когда-то произойдет.
– Тебе когда-нибудь поступали предложения из других организаций?
– Было очень много. Все знают о предложении из Cloud9. Про другие предложения не хочу говорить, может, о них напишу в своей книге когда-нибудь. То есть я буду более открытым, после того как завершу свою игровую карьеру и смогу более подробно рассказать о разных ситуациях. На данный момент я хочу быть более закрытым и не делиться какой-то информацией, чтобы люди не обсуждали это, а я мог сконцентрироваться на игре.
– Во сколько раз увеличилась твоя зарплата в CS за все время?
– Я думаю, где-то раз в 500.
– Какой тренер имел максимальный импакт на тебя и на команды, а какой — минимальный?
– На оба вопроса ответ один — Трит. Он улучшал мои навыки, помогал мне развиваться, помог мне поменять игровой стиль. Также был момент, когда от него был минимальный импакт из-за того, что он потерял мотивацию. Он был нашим тренером-координатором, но когда Valve ввела правило, что тренер может говорить только во время фризтайма и пауз, он просто стал терять мотивацию. Не думаю, что он возобновит тренерскую карьеру, но я бы хотел его увидеть тренером какой-нибудь команды.
– Тебя когда-нибудь просили сыграть договорной матч?
– Нет, ну или я об этом не знал. Я знаю, там много денег, но я это не принимаю, мне это противно.
– Кем ты хотел стать в детстве?
– Я всегда мечтал быть шеф-поваром. У меня до сих пор эта мечта. Я пока не слишком в этом хорош, но это моя страсть. Мне нравится готовить, сервировать, делать других счастливыми, после того как они пробуют мою еду. Хоть это и моя мечта, я не думаю, что когда-нибудь стану шеф-поваром. Но хочу хотя бы хорошо готовить.
– Какая твоя любимая кухня?
– Я люблю Фо — вьетнамскую кухню. Ты можешь положить в суп все, что ты хочешь, и будет очень вкусно. Это легко сделать, это будет полезно и вкусно. А главное — это даст тебе кучу энергии на весь день.
– Какую музыку ты любишь слушать?
– Мне нравится разная музыка. У меня нет любимой группы. Сейчас мне больше нравится электронная музыка, но я могу слушать рэп или поп. Если посмотрим на мой плейлист, то увидим Джастина Бибера, Avicii, разных хип-хоп артистов, немного шведской музыки. Но если я захочу расслабиться, то включу классическую музыку — Моцарта, Баха, Бетховена.
– У тебя есть мечта вне киберспорта?
– Я хочу владеть рестораном, где всегда можно вкусно поесть.
– Ты когда-нибудь был в ресторане со звездами Мишлен?
– Да, в Париже. Мне очень понравилось, но это немного не для меня. Было вкусно, но очень мало еды. Когда я хочу есть, я хочу, чтобы было много еды. А тут ты ешь мало, а платишь много. Есть ресторан рядом со Стокгольмом, в лесу, где готовят только то, что добывают в самом лесу, меню каждый день разное, и ты никогда не знаешь, что будет сегодня. Вот это что-то особенное.
– Ты когда-нибудь работал вне киберспорта?
– Работы как таковой не было. Пару раз работал в интернет-кафе Inferno Online в ночное время. Это можно и работой-то не назвать, но это единственное, что приходит на ум.
– Расскажи о своей семье.
– У меня заботливая, любящая и очень хорошая семья. Они меня поддерживают вне зависимости от того, что происходит. Они меня любят таким, какой я есть. Я точно так же отношусь к ним. Жаль, что не удается видеть чаще моих родителей, братьев и сестру. Я очень занят, но еще есть проблема, что я ленивый, что тоже меня расстраивает.
– Тебе родители разрешили заниматься киберспортом без вопросов?
– Родители всегда уважали мой выбор. Когда я выбрал киберспорт, они поддержали меня, купили новый компьютер, возили на турниры, помогали деньгами.
– Ты позволишь своим детям пойти в киберспорт?
– Я не буду заставлять их становиться киберспортсменами, но я буду рад, если они это выберут. Вообще, мне не важно, что они захотят делать, я всегда буду их поддерживать и уважать их выбор. Если они захотят играть в футбол — они будут играть в футбол, если захотят играть в CS — значит, в CS. Единственное — я не хочу, чтобы они повторяли мой путь и занимались этим экстремальное количество времени.
– У тебя есть какие-нибудь страхи?
– Я боюсь высоты и самолетов. Я путешествую по миру уже больше 10 лет, но все равно боюсь летать. Мне нравится посещать новые страны, но для этого нужно летать, поэтому приходится это делать, но каждый раз мне страшно.
– Самая большая ошибка в твоей жизни?
– Я никогда не сожалею о сделанном. Я верю в судьбу, все, что ты делаешь, — это не просто так. Конечно, я много раз ошибался, но в конечном счете это не так важно.
– Ты посетил огромное количество стран, есть какая-нибудь особенная, которая тебе нравится?
– Мне всегда нравилась Америка, Корея, Китай, но было одно особенное путешествие во время моего отпуска. Мы с девушкой поехали в Танзанию и Занзибар. Это была незабываемая поездка, которая взорвала мне мозг — было очень красиво, люди очень дружелюбные, еда очень вкусная, погода хорошая. Я объехал полмира и никогда не думал, что Африка меня заинтересует, но теперь я хочу ее дальше изучать. Я рекомендую такую поездку всем. Иногда ты смотришь фильм, где пара едет в незабываемый отпуск куда-нибудь на Гавайи, и ты думаешь, что такое возможно только в кино, но теперь я могу сказать, что я побывал на таком отдыхе.
– Какое твое любимое пиво?
– Staropramen или Heineken.
– Кто сейчас самый талантливый игрок?
– Я думаю, Рефреш из Фрагстерс. Мне нравится смотреть, как он играет.
– Что ты думаешь о шведских про-игроках, которых недавно забанили за читы?
– Мне за них стыдно. Я не хочу, чтобы в игре, в которой я вырос и работаю, были читеры. Я могу им сказать: «Идите на хер из моей игры!».
– Почему ты до сих пор очень нервничаешь во время игр?
– Нервы — это моя слабость и моя сила. Я больше предпочитаю быть нервным, чем спокойным. Когда я спокоен, я играю хуже.
– Что ты думаешь о том, что из FPL убирают игроков?
– Мне кажется, это хорошо, всегда нужно обновление. Но это очень тонкий момент, хорошо, что я не участвую в этом.
– Ты следишь за политикой? Прислушиваешься, когда тебе говорят, что вот эти страны плохие, а вот эти — хорошие?
– Я слежу, но не так внимательно. Я считаю, что у каждой страны есть свои хорошие и плохие моменты. А если глобально, то я не особо верю в то, что я слышу.