Киноманство
Блог

Обзор «Вечных». Не блокбастер, а псевдофилософская лекция

Погорский устал от бесконечной экспозиции.

Сейчас Marvel Studios находится в максимально шатком и неопределенном положении: сюжетные линии оригинальных Мстителей и глобальной угрозы Таноса завершены, а кто и с кем будет драться в будущем – пока не совсем понятно. Стройная киновселенная, в которой каждая серия – полноценный фильм – превратилась в неопрятное нагромождение сюжетов, персонажей, мест и идей. Я говорил об этом еще в обзоре «Шан-Чи и легенда десяти колец», оказавшимся хорошим, но очень стандартным кино о становлении супергероя Marvel. После просмотра «Вечных» оскароносной постановщицы Хлои Чжао ощущение «творческой помойки», к сожалению, только закрепилось.

Несколько лет назад, когда Marvel еще только подводила зрителей к битве с Таносом, а конкурирующая DCEU возводилась по чертежам режиссера Зака Снайдера, у киновселенных было одно фундаментальное различие. Marvel строила все по кирпичикам и подытоживала так называемые фазы большими кроссоверами, Warner Bros. и DC прыгали через несколько ступенек.

Сперва был один лишь Супермен в «Человеке из стали», затем он уже дрался с только что появившимся Бэтменом в «Бэтмене против Супермена: На заре справедливости» под присмотром Чудо-женщины, а в следующей «Лиге справедливости» на экране появились еще несколько именитых супергероев, которых зрители могли знать разве что по комиксах и мультфильмам.

«Вечные» повторяют ошибку «Лиги справедливости», наступая на те же грабли, но с разбега: фильм не просто представляет аж 10 (десять!) новых супергероев, но еще и выворачивает наизнанку все мироздание киновселенной. Осознайте масштаб: это первый фильм Marvel Studios, в котором авторам пришлось добавить текстовое вступление на манер «Звездных войн», чтобы хоть как-то ввести зрителя в курс дела. Впрочем, даже с этим приемом примерно 2 часа из 2,5-часового хронометража герои общаются концентрированной экспозицией. Оставшиеся полчаса, так и быть, достались обязательному экшену.

Если оставить за скобками все сюжетные повороты и избыточные детали, вот, что пытаются донести до зрителя прямо с первых сцен. Когда-то давным-давно в космосе были только гигантские боги Целестиалы. Они создали первые солнца, благодаря которым появились галактики, а в них зародилась жизнь. Потом пришла угроза – монстры девианты, распространившиеся по космосу и принявшиеся пожирать все живое. Чтобы победить девиантов, Целестиалы создали Вечных – своих покорных слуг с уникальными суперсилами, которые не стареют и выглядят как обычные люди. Одну из групп Вечных отправили истреблять девиантов на Земле: они начали охоту за несколько тысячелетий до н.э., вроде как истребили монстров в XV веке и разошлись жить в свое удовольствие.

В конфликты людей на протяжении истории Вечные не вмешивались, потому что им запрещено, но в остальном не скрывались. Например, одна из Вечных в исполнении Анджелины Джоли – воительница Фина, способная мгновенно создавать любое оружие из твердой энергии, вдохновила собой образ греческой богини войны Афины. Другой Вечный, Фастос, подарил людям плуг, чтобы те быстрее развивались.

Все это, понятное дело, лишь самая вершина завязки сюжета. Весь фильм эта нелепая, но забавная сказка обрастает все новыми подробностями и уточнениями, которые почему-то выдаются за сюжетные повороты. Наблюдать за ними примерно так же интересно, как перелистывать учебник истории на уроке. То есть если вы изначально заинтересованы в изучении предмета (мироустройства Marvel), то вам, скорее всего, будет нормально. Тем, кто просто пришел посмотреть кино – вероятно, не очень.

Самое прискорбное, что «Вечные» вполне могли бы сработать как самостоятельное кино, пусть и с оговорками. Из всей десятки главных супергероев полноценные линии есть от силы у половины. Серси (Джемма Чан), умеющая трансформировать неживую материю, пытается построить отношения с обычным человеком Дэйном (Кит Харингтон) и заново сплотить Вечных, чтобы спасти Землю от кое-какой неожиданной угрозы. Икарис (Ричард Мэдден) – местный Супермен, которого даже путают с Суперменом персонажи-дети (оказывается, вымышленные комиксы DC каноничны внутри невымышленного мира Marvel, безумие) – был женат на Серси пять тысяч лет, но теперь вроде бы сам по себе. Фина (Анджелина Джоли) страдает от чего-то среднего между деменцией и ПТСР и во время приступов пытается убить товарищей. Вечная подросток и мастер иллюзий Спрайт (Лия МакХью) мечтает стать настоящей человеческой девочкой – да, серьезно. Гениальный изобретатель-инженер Фастос (Брайан Тайри Генри) счастливо живет с мужем и сыном, так что по умолчанию заинтересован в спасении планеты.

Удивительно, что Marvel Studios действительно наконец решилась на полноценную репрезентацию ЛГБТ-персонажа в фильме: у Фастоса много экранного времени, он важен для сюжета, у него есть несколько органично вписанных сцен с семьей и даже экранный поцелуй с мужем. В России исключительно из-за этого фильм, конечно, получил возрастной рейтинг «18+», но даже в версии с дубляжом линию не порезали, не исказили.

За исключением этого важного, но все-таки дежурного достижения, «Вечные» смотрятся как приятный набор довольно архетипичных персонажей: более опытная часть актерского ансамбля играет хорошо, а вот, например, молодой Барри Кеоган в роли манипулятора разумов Друига – не очень. Команда Вечных в фильме проходит абсолютно предсказуемый и типичный для жанра путь: первый час герои собираются, потом входят в курс дела, затем ссорятся. В конце – эпическая драка за судьбу мира, все как мы любим.

Если первые полчаса «Вечные» смотрятся ужасно тяжело, потому что сценарий не двигает сюжет, а исключительно объясняет многочисленные вводные, то потом картина обретает свой особый шарм. Это во многом студийное, продюсерское кино, но в нескольких прекрасных флешбэках в древности (Месопотамия, Вавилон и еще пара значимых мест) чувствуются авторский почерк Хлои Чжао, размах и полет фантазии в прекрасных декорациях, возможность перевести дух и хотя бы немного проникнуться в целом симпатичными героями.

Пусть и слишком поверхностно и робко, «Вечные» местами пытаются рассуждать о ценности жизни, любви, законах сохранения энергии во вселенной. Только проникновенным разговорам в фильме Marvel, даже таком гигантском, очевидно, все же мало места – по правилам хорошего студийного тона персонажи должны каждые N минут драться с очередным CGI-монстром, чтобы зритель проснулся и принялся жевать попкорн с утроенной скоростью.

Впрочем, даже при таком явном дисбалансе авторского и продюсерского, ближе к финалу ворох экспозиции наконец утрамбовывается где-то на подкорке мозга, и просмотр наконец начинает приносить удовольствие...

Вплоть до последних минут, где только расслабившегося зрителя атакуют и открытым тизером продолжения, и появлением нескольких новых персонажей, и многократным напоминанием, что вся эта махина – вообще-то часть еще более монструозной махины под названием Marvel Cinematic Universe. Вечные, мол, вернутся – а до тех пор зрителям лучше хорошенько законспектировать и зазубрить ключевые тезисы лекции. Вечные вернутся – проверят.

Телеграм-канал Стаса Погорского о кино и сериалах

В 2013-м на Твиче чуть не забанили стримера за просмотр кино (потому что не игры!). А он просто играл в MGS 4

Разбор трейлера 2-го сезона «Ведьмака» Netflix: показали четыре босс-файта и Риенса, охотящегося за Цири

Люди Икс
32%
Фантастическая Четверка
9%
Агенты Щ.И.Т.
10%
Защитники
6%
Вечные
7%
Другая команда
7%
Не хочу игр про команды Марвел!
29%

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные