Блог RainbowKiller
Трибуна

Пекарь стал консольщиком на год. Поменялось ли мое мнение?

От редакции. Вы в блоге RainbowKiller, автор которого – Иван Раевский, наш постоянный читатель и комментатор. Подписывайтесь на него, а также делитесь своим мнением от текстов в комментариях!

* * *

Предыстория. Скоро выходит PlayStation 5, и я, как и многие игроки, задумываюсь о покупке новой консоли. Будучи ПК-геймером, я уже испытал опыт игры на консоли протяженностью более года, чем и хочу с вами поделиться. Возможно, кому-то после этого будет проще принять решение.

Все началось в далеком 2017-м году, на тот момент я был эталонным ПК-боярином с более чем 15-тилетним стажем: детство в Wolfenstein на папином ноутбуке, Герои 3 с другом в режиме «горячий стул» и так далее, все как у людей. Мыслей приобрести консоль не было и в помине, пока в один прекрасный момент я не открыл страницу магазина и не увидел цены.

19 990 рублей за PlayStation 4 Slim с набором из трех игр и подпиской на 3 месяца (сейчас о таких ценах можно только мечтать). Вечером этого же дня я уже ехал домой, прижимая к груди заветную коробку.

Чтобы эксперимент получился максимально полноценным, я не поскупился и приобрел премиум-версию моей любимой Battlefield 1 (хотя на ПК она у меня уже была), чтобы было с чем сравнивать. По правде говоря, это единственная игра, которая работала у меня со скрипом, а обновляться только ради нее не хотелось. Так я и решил временно перейти на консоль до следующего обновления компьютера, несмотря на весь мой скептицизм. Одно я знал точно – я всегда смогу продать эту консоль, так как продукты от PlayStation наравне с Apple всегда будут в цене, даже на б/у рынке.

Мои страхи (и надежды) перед покупкой консоли

Эта статья представляет из себя перечисление моих основных страхов покупать игровую консоль и того, как же все оказалось на самом деле. Мои изначальные опасения выглядели примерно так:

  • На консоли нет хороших эксклюзивов. Неужели все игры представляют из себя кинцо без геймплея?
  • Значимые проекты и так выйдут на ПК рано или поздно. Куда спешить?
  • Консоль дорога в обслуживании. Неужели придется покупать игры по 4000р? (я из 2020-го тихонько плачу, глядя на этот маленький ценник)
  • Игроки на консолях полностью закрыты от «внешнего мира». Все так плохо?
  • Все шутеры на консолях изначально мертвы. Можно ли стрелять с геймпада?
  • Там и правда в 2 раза больший онлайн? Звучит неплохо
  • Ну хоть тормозить ничего не будет, и на том спасибо. Оптимизация так хороша?
  • И конечно же: тактильность, дизайн, компактность, фишечки, стримы, вибрация... ох

Некоторые из этих мифов подтвердились, другие же развеялись. Но одно могу сказать точно: я в корне изменил свое отношение к игровым консолям после этого эксперимента.

 

Эксклюзивные эксклюзивы

Главная радость и гордость всех обладателей консолей PlayStation. Я даже не могу позволить себе обсуждать эти игры здесь, ибо большинство из них заслуживает отдельной статьи. Могу лишь сказать, что главное удовольствие пришло совершенно не от тех игр, от которых я его ожидал. Потрясающее чувство ностальгии по Прототайпу, вызванное бесплатно розданной inFamous Second Son, невероятные две недели, потраченные на выбивание платины в Horizon: Zero Dawn. А ведь самое забавное, что эти игры я даже и не планировал покупать, и не ощутил бы этого превосходного геймплея, если бы не бесплатная раздача от ПС+ и игра в комплекте с приставкой.

А вот те игры, на которые я сделал ставку, меня, мягко говоря, расстроили. Как фанат серии Соулс, я, разумеется, говорю о Bloodborne (и пусть сейчас в меня полетит куча камней). После игр Дарк Соулс игра выглядела как небольшое, пусть и хорошее длс: одинаковые, хоть и невероятно красивые локации, урезанный арсенал оружия, про броню я вообще молчу. Меньшее количество непохожих друг на друга противников. Своего рода уникальный геймплей, но не настолько уникальный, чтобы можно было считать эту игру чем-то совершенно новым (как, например, это можно сказать про ту же Секиро). Несмотря на все это, Бладборн – отличная игра; если бы она была моей первой в серии, то я уверен, что я полюбил бы ее намного больше Дарк Соулса. Это работает в обе стороны, именно поэтому те, кто поиграли сначала в Дарк Соулс, называют любимой именно Дарк Соулс, а олды – Демон Соулс. Но одно тут можно сказать наверняка – не поиграв в нее, вы абсолютно ничего не потеряете, имея на ПК всю линейку Темных душ. Это явно не та игра, ради которой стоит покупать целую консоль, как я думал изначально.

Что же касается так называемого «кинца», то не все так однозначно. Да, Beyond: Two Souls и Heavy Rain я так и не осилил, хотя ушло на это попыток 6 в сумме, я правда пытался. Все таки не ПК-боярское это дело – играть в игры без геймплея. После 15+ лет стажа в видео игры опять возвращаться в условного Спанч Боба, где ты подходишь к унитазу, и герой произносит фразу «Это унитаз». Разве что тут добавляется развлечение под названием «потрясите геймпад, чтобы почистить зубы» или «проведите вниз, чтобы открыть дверь». Это было выше моих сил. Да и я не считаю, что правильно выставлять одним из главных эксклюзивов игру прошлого поколения, поэтому в данной статье не будет ни одного слова и про доисторическую The Last of Us, дабы не оскорблять ее память.

Одна игра меня все же заставила окунуться в мир интерактивного кино, и эта игра совершенно на другом уровне по абсолютно всем параметрам. Detroit: Become Human – это абсолютно новая эпоха интерактивного кинематографа. Без лишних слов, это шедевр, который зайдет абсолютно всем.

Как я и сказал, одной статьи мало, чтобы описать все эксклюзивные игры, вышедшие на Ps4, каждую из них хочется разбирать в отдельности вне зависимости от того, зашла она мне или нет, ибо там действительно есть, что разбирать. Будь то казуальный Spider Man, пропитанная пропагандой и немного затянутая The Last of Us: part II, самая скучная игра от Рокстар и одновременно самая технически сложная игра поколения – Red Dead Redemption 2, коротенькая скандинавская сказка God of War (наверное, моя любимая игра на Ps4, и одна из лучших за последние 5 лет). Их можно любить и ненавидеть, перепроходить десятки раз, или бросать на середине. Но одно я хочу сказать точно - этот игровой опыт должен ощутить абсолютно каждый, кто называет себя геймером!

Если вам вдруг показалось, что игр настолько много, что консоль может спокойно заменить (или даже превзойти) игровой ПК, то я все же смею вас расстроить, ибо главный, на мой взгляд, минус практически всего вышеперечисленного – это маленькие игры. Абсолютное большинство консольных эксклюзивов можно спокойно пройти за одни выходные. Это грустно. Действительно большие игры на Ps4 можно пересчитать по пальцам, и далеко не факт, что вам зайдут они все. Лично у меня таких только две – это Horizon и Bloodborne (57 и 63 часа в среднем). Остальные же не заняли больше 30. Помимо всего прочего, в большинстве игр упор идет именно на сюжет, а не на уникальный геймплей, и у игрока нет подходящей мотивации перепроходить их по 2-3 раза. Для сравнения лишь скажу, что в одной только Civilization VI у меня наигранно больше часов, чем за все игры, что я прошел на Пс4, вместе взятые (даже с учетом мультиплеера БФ1). И я даже не затрагиваю какие-то киберспортивные дисциплины, в которых у людей тысячи игровых часов. Так что, если бы мне предложили на выбор связку условные Цива 6 + Ведьмак 3 или же абсолютно все консольные эксклюзивы, я бы, не задумываясь, выбрал первый вариант, ибо он принесет мне намного больше счастливых часов. К сожалению, консольные игры – лишь капля в море гейминга. К счастью, позволить вкусить эту сочную каплю себе могут практически все владельцы ПК.

Ранний доступ на консолях. Это того стоит

Никогда бы не подумал, что услышу это от себя. Но играть в свежую игру, осознавая, что огромной части комьюнити она недоступна – это внеземное удовольствие... ох, как же мерзко наверное это выглядит со стороны, но врать не буду. Быть первопроходцем, когда нет никаких гайдов, обзоров, спойлеров, когда все обсуждения игры кипят каждую секунду, когда игра еще никем не исследована на 100% - это стоит двойной переплаты.... особенно, если диск можно продать сразу после прохождения (о чем и пойдет речь в следующем пункте). И да, все те же ощущения удваиваются, когда речь идет об играх, которые никогда не выйдут на ПК. Так что хочу искренне принести извинения всем ПК-братьям за свои грязные мысли.

Но, справедливости ради, это чувство мигом развеялось, когда наиграл первые 5-10 часов в РДР2 на консоли, осознавая, что играть в эту игру с геймпада невыносимо скучно. Сейчас же получаю истинное удовольствие, перепроходя ее на ПК. И уверен, что игровой опыт в Хорайзн на клаво-мыши меня порадует не меньше.

Насколько хорошо ты знаешь мир Dragon Age? Тест Sports.ru

Играть на консолях не дорого!

Конечно, никаких скидок от Габена в 90% или игр на сторонних сайтах за 100 рублей вы не дождетесь. Но многих интересует вопрос: правда ли можно так вот легко покупать и продавать б/у диски, не уходя в минус? И да, и нет. Почему же все не так просто?

  • Быстро покупать/продавать возможно только новые игры
  • Будьте готовы запастись терпением, если продаете старую игру
  • Умножайте это терпение на два, если покупаете старую игру
  • Будьте готовы к неработающим дискам
  • Новые игры падают в цене на 1000 рублей в считанные дни после выхода (это и плюс и минус)
  • Трата 1-2 часов времени на дорогу к продавцу/покупателю диска
  • Многоразовые и онлайн-игры практически никто не продает

Так что все не так радужно, как кажется на первый взгляд. Но и не так плохо. Купить игру через неделю после релиза на 500-1000р дешевле? Запросто! Продать ее еще через неделю за те же деньги? Без проблем. Лично я готов смириться с потенциальной потерей 500р, лишь бы купить игру прямо на релизе, но, если вы не гонитесь за новинками, то подождать пару недель проще простого. Проблемы же возникают, если вдруг хочется поиграть в какого-нибудь Ведьмака, а на дворе 2020 год. Ждать придется предостаточно, поверьте. Для городов-миллионников все проблемы теряют в своих масштабах, но, если вы из условного Иваново, то будьте готовы ждать, если дело не касается новинок.

И, разумеется, речь не идет ни о каких мультиплеерных играх типа Баттлфилда. Люди покупают их насовсем и будут готовы с ними расстаться не раньше, чем после выхода следующей части. В подобные игры хочется играть со старта, пока все в равных условиях, так что будьте готовы отвалить 8+ тысяч рублей за какое-нибудь премиальное издание вашего любимого шутера (который вы и сами продавать не станете).

И даже если дело касается исключительно новинок, стоит уточнить, что для успешного балансирования без ухода в минус эти условные 60$ вы должны хранить до покупки следующей игры. Но все мы люди, и будьте уверены, у вас не один раз возникнет ситуация, когда вы забудете их сохранить, а на носу выход новой игры, и нужно где-то срочно найти 4000р, пусть даже они к вам и потом вернутся.

Железный занавес PlayStation. Закрытость от внешнего мира

На мой субъективный взгляд, это самый главный минус игровых консолей. Игровая система полностью закрыта от внешнего мира. Ты можешь только играть. Все. Сейчас вам кажется, что все эти малейшие взаимодействия с миром – мелочи, но, если разобраться, то вы поймете, что на них и стоит истинный ПК-гейминг. Просто большинство людей уже настолько к этому привыкли, что заметят это, лишь если их поместить в настолько закрытую экосистему как на Ps4.

Для этой статьи мне понадобились старые скриншоты из БФ1, и, как вы думаете, я перекинул их с консоли на ПК? Через флешку. 2020 год, здравствуйте. До сих пор на консоли есть лишь два способа поделиться скриншотами онлайн: засорять свой твиттер или же фейсбук (которого у большинства из вас нет). На ПК же это дело 5 секунд: нажал скрин, свернул, открыл пэйнт, обрезал, выделил, что хотел, отправил другу в дискорд. Казалось бы, настолько просто и обыденно. Только не для консольщика.

Заблудился в игре? Alt + Tab в браузер, быстро открыть гайд, посмотреть – пустяк. В том же браузере параллельно поглядывать чей-то стрим или сериал, пока у тебя игра на паузе. Все это давно стало для нас нормой, но Ps4 вернет тебя к корням, когда есть только ты и игра напротив. Про «постримить для пары друзей в Дискорде» я уж промолчу.

Игрокам не нравится эффект мыла в новой «Мафии»? Бесит обрезанное колесо диалогов «да, нет, сарказм» в «Фаллауте»? На ПК это не проблема, проходит пару дней, в сети уже висит пользовательский патч, делающий игру лучше и приятнее. Пару минут установки и готово. Играешь на консоли? Терпи. Искренне не нравится играть в Гвинт в Ведьмаке (не понимаю таких людей), но не хочешь пропускать сюжетные повороты? Вуаля! Вот тебе мод, убирающий Гвинт. Это лишь несколько примеров ситуаций, которые происходят чуть ли не каждый день.

Игры на ПК живут дольше

В основном за счет тех же пользовательских модификаций, которые могут дать игре второе дыхание. Или даже создать абсолютно новую игру. Примеров сотни, и вы все их прекрасно знаете. Глобальные моды на Скайрим и Ведьмака могут подарить вам лишнее прохождение и еще сотню часов приятного геймплея. Один мод на Арму 2 и вовсе стоял у истоков жанра сурвайвл игр, а после стал отдельной игрой (в бесконечном альфа доступе). Бум ГТА РП люди помнят до сих пор, а игра держится в топах Твича исключительно за счет этого. В наше время игры – это не только потребление. Это творчество, общение, социум.

Стрелять с геймпада можно! Но не нужно...

Извечный предмет спора между двумя лагерями, ради изучения которого я пожертвовал частью своей любимой серии Battlefield и решил играть в нее на консоли. И, разумеется, помимо БФ1 были пройдены и многие другие игры с шутерной составляющей (на максимальной сложности). Дабы не было возгласов «ты просто еще не научился», прикрепляю парочку своих скринов (да-да, скинутых через ФЛЕШКУ). Теперь я могу ответственно заявить:

  • научиться основам достаточно легко
  • в большинстве синглплеерных игр этого хватит с головой
  • из любого шутера можете смело вырезать добрую часть оружия: снайперские, револьверы и т.д.
  • авто-наводка есть и она прекрасно работает в большинстве игр
  • убийства с авто-наводки не приносят удовольствия (особенно в РДР2 и подобных играх)
  • авто-наводка дает большое преимущество некоторым оружиям в онлайне (дробовики, карабины)
  • игрок на мыши практически всегда будет сильнее (даже с эмулятором)
  • «все в равных условиях», но от этого никак не легче
  • да, где-то за 3 тысячи часов вы правда можете научиться стрелять как на мыши
  • если азиату Джераксу дать 3 тысячи часов, он и с тачпада научится стрелять лучше мыши

Насчет третьего пункта с конца, позвольте все же привести частный пример. Большая карта, три бесполезных снайпера на пригорке. Прочитал ситуацию, зашел с нужной стороны, и вот перед тобой ковровая дорожка к трем беззащитным фрагам. Неудобное консольное управление в этой условной ситуации не позволяет тебе убить всех трех, выживший оказывается медиком и поднимает остальных. Вылазка неудачная, хоть ты и сделал все правильно. Будь это игра на ПК, ты бы даже со слабым скиллом спокойно мог бы убить всех троих, на что владельцы консолей любят отвечать «ну все же в равных условиях, твой противник тоже бы не смог убить всех».

Только как от этого может стать легче, если у противника такой ситуации и не было бы вовсе? Я включил мозг, подумал, создал выигрышную ситуацию, я хочу забрать свой «приз», но не могу этого сделать. На мой взгляд, пусть условия будут хоть максимально неравные, пусть враги стреляют в 10 раз лучше меня, но они себе такую ситуацию создать не смогут. Игра мотивирует тебя не только только стрелять, ибо даже самый базовый скилл на мыши позволит тебе творить невероятные вещи, если ты умеешь думать. На консолях же, если ты не умеешь стрелять, твой гениальный план окажется бесполезным.

На консолях в два раза больше онлайна. Только не в России

Достаточно распространенный миф. Связанно это прежде всего с какими-то официальными цифрами. Только многие забывают, что львиная доля игроков на консоли приходится на Северную Америку и родную Японию, где кроме консолей-то ни во что не играют. Если убрать эту погрешность, то даже за счет Европы, где тоже предпочитают консоли (пусть и не так, как в США), разница в онлайне не ощущается от слова «совсем». На Пс4 может быть 10 серверов с определенной картой, на ПК их будет 8, что вряд ли сделает погоду. Вот самих же Штатах эта ситуация какое-то время действительно была ужасная, однако сейчас эра кросс-платформенных серверов, и эта проблема стала совершенно не актуальна.

Дикая рекламная кампания Dante’s Inferno: разврат, деньги для журналистов и подставные верующие

Оптимизация на консолях

Оптимизация игр – неоспоримый плюс игры на игровой консоли, с этим действительно трудно поспорить, да и нужно ли? Что может быть лучше, чем запускать новую игру, не испытывая страх, что что-то пойдет не так. Что придется две недели ждать новых патчей, что она будет вылетать каждые 10 минут. С консолью все эти проблемы забываются, будто бы их и не было. Единственным производительным минусом, с которым не может помочь оптимизация, является чисто технические ограничения, вызванные не самым сильным железом. Даже сейчас 60 фпс в некоторых играх доступны лишь на Pro версии, как и 4к разрешение. Однако я уверен, что PlayStation 5 и Xbox X нового поколения станут как раз тем самым переломным моментом, когда графика на ПК и консолях практически не будет отличаться. Конечно, бесконечность не предел, но даже сейчас тот же 4к гейминг могут позволить себе далеко не все ПК-бояре, даже из знатных родов, о 8к пока говорить рановато. А для полного счастья стабильных 60 фпс будет хватать на все времена.

Однако и ПК не отстает. Да, все еще имеют место быть проблемы с оптимизацией, особенно перенесенных с консолей игр, однако это уже давно далеко не те танцы с бубном из 2010-го. Первый же патч устраняет все проблем, а большинство игр и вовсе уже давно выходят готовыми с первого дня продаж. Все приходит к единому стандарту, что не может не радовать игроков и с той, и с другой стороны.

P.s. справедливости ради, Ведьмак на ПС4 вылетал у меня 5 раз с синим экраном ошибки за 100 наигранных часов. Плюс один раз вылетел без какой либо ошибки, я даже в этот момент пытался с нее постримить. На ПК за 360+ часов лишь 1 момент провисания фпс, даже не вылет. Так что и консоль не без греха.

Заключение

ПК уже давно никто всерьез не сравнивает с консолями, ибо это вещи совершенно разные, несравнимые. Слово «приставка» все-таки подходит им намного больше, так как я могу представить Playstation или Xbox лишь в комплекте с хорошим ПК, но не как отдельную независимую платформу. Как я сказал ранее, это лишь капля в море гейминга, но за все время я ни разу не пожалел, что заплатил за эту каплю столь небольшие по меркам ПК-гейминга деньги. В заголовке статьи написано «на год». Я заметил, что прошел целый год, лишь в момент, когда закончилась моя годовая подписка Ps+, так как последние месяцы я включал плойку только лишь с целью забрать бесплатные игры. Все остальное время она смирно ждала, пока выйдет очередной эксклюзив, пока я проводил все свободное время за своим ПК.

Возможно, кому-то могло показаться, что я предвзят или слишком строг к консолям, однако я их люблю и давно освободил в своем геймерском сердце немного местечка для моей плойки, поэтому хотелось бы закончить на хорошей ноте. Я никогда не воспринимал всерьез аргумент консольщиков про ее мобильность и простоту. В один период моей жизни мне пришлось срочно эвакуироваться из прежнего жилья, меня временно приютили ближайшие родственники, предоставив маленькую комнатушку, в которой не было абсолютно ничего, кроме кровати и телевизора. Ни о каком месте для моего ПК и речи не шло. И в тот момент как же я был искренне благодарен за то, что у меня есть моя замечательная Playstation. Я закутался в пледик и весь вечер просто наслаждался своей любимой игрой.

Крэш – лицо PlayStation. Он стал ответом Сонику и Марио, а срисовали его с мультфильма про Багза Банни

12 деталей, которые вы не заметили в Туссенте

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья